Калькулятор индексации зарплаты по ст. 134 ТК РФ

Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?

Эксперт центра правового содействия законотворчеству “Общественная Дума”

специально для ГАРАНТ.РУ

В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья “старая”, действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

“Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами”.

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится “волшебных” слов “вправе”, “может” или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие “повышающие” меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников “свободного рынка” (“частных” организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в “свободу” трудового договора, которая и так сильно “сужена”.

Как точно обозначил КС РФ: “… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…” (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);

б) для других работодателей (считай “частников”) – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.

Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?

В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, “коммерческой” категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:

  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие “порядка повышения”, приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог “в связи”, то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать “плавающие” варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, “фрагментарной” постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о “части” зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый “оклад” – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Читайте также:  Калькулятор расчета индексации алиментов по ст. 117 СК РФ

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована “компенсация” падения реального уровня дохода, то есть “индексационная”. Проще говоря, функция индексации или иной “меры повышения” – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или “основной” части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение “основной” части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на “погашение” потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

“Частные” работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация “оклада” или единовременная выплаты и т.п.

Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?

Многие работодатели ошибочно считают, что индексация зарплаты — это их право: если они хотят, то могут проводить ее, а если не хотят, имеют право отказаться. Однако ст. 134 ТК РФ дает четкий ответ на этот вопрос: индексация заработной платы в коммерческих компаниях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работодатели нередко путают два понятия — индексация зарплаты и повышение зарплаты. В отличие от повышения оклада, которое работодатель осуществляет по своему решению и при наличии финансовых возможностей, индексация является гарантией по оплате труда и должна производиться всем работникам, работающим по трудовому договору (Определение КС РФ № 913-О-О).

Ст. 130 ТК РФ говорит о том, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включаются в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти меры, согласно ст. 134 ТК РФ, заключаются в индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации зарплаты может соответствовать официально установленному по итогам определенного периода индексу потребительских цен на товары и услуги (в целом по стране или в отдельном регионе). Индекс потребительских цен на товары и услуги можно узнать на официальном сайте Росстата. Также она может соответствовать величине инфляции, которая закреплена в федеральном законе о федеральном бюджете. Кроме того, величина индексации зарплаты может соответствовать росту прожиточного минимума трудоспособного населения.

Важно учитывать, что госучреждения, муниципальные учреждения индексируют заработную плату в том порядке, который спускается свыше через нормативно-правовые документы. Другие работодатели обязаны прописывать порядок индексации в локальных нормативных актах. В Письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 говорится, что «если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты». То есть Роструд напрямую говорит о том, что работодатель обязан прописывать порядок индексации заработной платы.

Периодичность и порядок индексации зарплаты

Если проверяющий из госинспекции труда при проверке выявит, что ни в одном из локальных нормативных актов компании не прописаны условия и порядок индексации зарплаты, это будет являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Что необходимо прописать в локальных нормативных актах:

  • периодичность индексации зарплаты;
  • величину индексации зарплаты (компания может ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги, опубликованный на сайте Росстата, или на уровень инфляции, публикуемый в федеральном законе о бюджете РФ);
  • часть заработной платы, которая будет индексироваться.

Периодичность во многом зависит как от добросовестности работодателя, так и от его финансовых возможностей. В зависимости от того, какой коэффициент повышения работодатель выбирает, индексацию можно проводить раз в месяц, раз в квартал или раз в год. При этом для ежеквартальной индексации лучше выбирать показатель прожиточного минимума, а для ежегодной — показатель инфляции.

Порядок индексации зарплаты, выбранный работодателем, закрепляется в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Поскольку в действующем законодательстве не установлен конкретный порядок индексации зарплаты, то работодатель, впервые производящий ее, должен внести положение об обязанности работодателя периодически повышать оплату труда в локальный нормативный акт или коллективный договор. Можно для этого предусмотреть отдельную главу в одном из этих документов либо принять новый локальный нормативный акт. После этого все работники должны ознакомиться с правилами индексации под роспись.

Индексация заплаты производится по приказу руководителя. Приказ является основанием, по которому вносятся изменения в штатное расписание, заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам об индексации окладов. Он регистрируется в журнале регистрации приказов или распоряжений.

Далее нужно ознакомить работников с приказом об индексации зарплаты. В трудовых договорах указаны непроиндексированные оклады и надбавки, поэтому с работниками нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров и указать новые проиндексированные надбавки и оклады.

Индексация касается всех работников организации, поэтому при расчете среднего заработка при расчете отпускных это повышение надо тоже учитывать. При этом предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента:

  1. Если проиндексированы только оклады, то используется формула:
    Новый размер оклада / оклад до повышения
  2. Если индексация затрагивает всю систему оплаты труда, то используется формула:
    Новый размер оклада + новые ежемесячные выплаты / оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты

Требования к индексации зарплаты в 2019 году: комментарии Минтруда

В Письме Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 ведомство в очередной раз напомнило о содержании ст. 134 ТК РФ и о том, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обычные работодатели, в отличие от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, индексируют зарплату в том порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Госорганы и муниципальные учреждения делают это в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Поскольку трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы, правила определяются на основании определенных факторов:

  • в зависимости от источника финансирования организаций;
  • законами и подзаконными нормативными актами — для госорганов;
  • коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом — для других организаций.

Индексация — это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников, уточняется в Письме Минтруда.

Специалисты отмечают, что повышение зарплаты может осуществляться разными способами:

  • путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, трудовым договором работников;
  • путем увеличения отдельных выплат, входящих в зарплату (например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре заработной платы)).

Работодатель выбирает наиболее приемлемый способ с учетом мнения представительного органа работников. Но самое главное, на что обращает внимание Минтруд: обеспечение повышения реального содержания заработной платы — обязанность работодателя.

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (действующая редакция)

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 “Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем”). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей – физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

Читайте также:  Калькулятор расчета неустойки в двойном размере от ключевой ставки ЦБ

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Новая редакция Ст. 134 ТК РФ

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к Статье 134 ТК РФ

К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.
К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.

Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат – к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.

Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или в локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума и т.п.).

Индексация зарплаты в 2019 году: что будет, если не сделать

Индексация зарплат в 2019 году — необходимая мера для недопущения снижения реальных доходов граждан. О том, кому положена индексация, каковы ее размеры, каким образом правильно организовать и провести увеличение размера заработных плат в организации, узнаете из нашей статьи.

Индексация заработной платы в 2019 году

Повышение уровня заработной платы также закрепляется в качестве обязанности работодателя ст. 134 ТК РФ. Одним из основных критериев необходимости проведения индексации заработной платы в 2019 году, как и ранее, остается рост потребительских цен на товары и услуги.

Порядок индексации устанавливается в зависимости от категории работодателя. На законодательном уровне он определяется в отношении:

  • органов государственной власти федерального и регионального уровня;
  • органов местного самоуправления;
  • муниципальных и государственных организаций.

Работодатели иных форм собственности при повышении уровня зарплат работников руководствуются коллективными договорами и соглашениями, а также локальными правовыми актами.

Соответственно, размер индексации заработной платы зависит от категории работодателя и наличия принятых в организации локальных актов, коллективных договоров, соглашений.

Ответственность работодателя

Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 26.12.17 № 14-3/В-1135 дало разъяснения, согласно которым в случае непроведения предусмотренной нормативным актом или локальным документом организации индексации зарплат в 2019 году работодатель привлекается к ответственности по ст. 5.27 КоАП.

Данная позиция Минтруда основана на том, что обязанность работодателя повышать зарплаты своим работникам следует прежде всего из норм ТК РФ. Поскольку коллективный договор или соглашение может лишь конкретизировать норму ст. 134 ТК, определяя порядок проведения процедуры, ст. 5.31 к такому неисполнению коллективного договора применяться не может.

Кому положена обязательная индексация

  1. Государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня, индексация ежемесячных окладов денежного содержания которых закреплена ч. 11 и 12 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе. » от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
  2. Служащих правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, судов, службы исполнения наказаний), индексация которым предусмотрена действующим бюджетом на 2019 год, что отражено в размере расходов по этой статье и на что прямо было указано в пояснительной записке к нему.
  3. Работников бюджетных организаций, вошедших в указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. Индексация зарплаты в 2019 году по этому указу затрагивает педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений общего и дополнительного образования, работников сферы профессионального образования, научных сотрудников, медицинских и социальных работников.

Коэффициент увеличения (размер индексации)

Коэффициент индексации заработной платы на 2019 год данным категориям служащих составляет 1,043, или 4,3%.

Финансирование мероприятий по повышению заработных плат иным бюджетникам в силу распределения полномочий РФ и ее субъектов, а также положений указа № 597 осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджетов регионов.

Кроме того, во исполнение упомянутого указа распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, по условиям которой большая часть средств должна поступать на эти цели из бюджетов субъектов РФ. Однако к 2018 году запланированный уровень достигнут не был, в связи с чем процесс индексации зарплат бюджетникам в регионах продолжился. При этом коэффициент повышения по причине решения данного вопроса на региональном уровне для каждого субъекта России индивидуален.

Процент индексации заработной платы в 2019 году и МРОТ

Законом «О внесении изменений. » от 25.12.2018 № 481-ФЗ были внесены изменения в закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в результате которых с 01.01.2019 МРОТ вырос до 11 280 руб. (ранее — 11 163 руб.). Таким образом, размер МРОТ увеличился незначительно, однако данные изменения коснулись около 4,9 млн человек из числа работающего населения.

Индексация заработной платы в 2019 году с привязкой к МРОТ составила 1,05%.

Как проиндексировать — процедура индексации на примере коммерческой организации

  1. Издание локального правового акта об увеличении заработной платы (в виде процента прибавки, коэффициента роста или твердой суммы, превышающей ранее установленную).
  2. Заключение дополнительного соглашения к трудовым договорам с работниками. Поскольку в этом случае положение сотрудников организации будет улучшаться, предупреждать об изменениях в оплате труда за 2 месяца нет необходимости.
  3. Начисление бухгалтерией увеличенной зарплаты с момента, определенного документом об индексации.

Как проиндексировать зарплату в 2019 году — пример

Рассмотрим индексацию на примере бухгалтера. Предположим, размер зарплаты бухгалтера ООО «Ирис» составляет 25 000 руб., при этом коэффициент роста установлен локальным актом организации в размере 1,045. В этом случае зарплата увеличится на 25 000 × 1,045 = 26 125 руб. Если рост определен процентом (в данном случае — 4,5%), то расчет выглядит следующими образом:

25 000 25 000 × 4,5% = 26 125 руб.

Итак, индексация зарплаты — обязанность работодателя, закрепленная трудовым законодательством. В отношении государственных и муниципальных органов и организаций она осуществляется на основе законодательных актов. Частные же предприятия руководствуются локальными актами и коллективными договорами. Размер индексации заработной платы в 2019 году в коммерческих компаниях определяется работодателем.

Индексация заработной платы по ТК РФ в организациях в 2020 году

В последние годы вопрос индексации заработной платы стал очень популярным. Постоянный рост цен на все группы товаров и услуг ЖКХ, приводят к тому, что люди обращаются к законодательству, регулирующему трудовые отношения с работодателем в части оплаты труда. Рассмотрим ситуацию исходя из Постановления Правительства об индексации зарплаты от 06.12.2017 № 2716-р.

Читайте также:  Калькулятор расчета пени по Закону о правах потребителей

Закон об индексации зарплаты

Пересмотр заработной платы в 2020 году проводится на основании нормативных актов:

  1. Трудовой Кодекс РФ. Все вопросы, связанные с проведением индексации и соблюдением социальных гарантий работников, учтены в следующих статьях: 22, 46, 129, 130, 134.
  2. Федеральные законы и нормативные акты, регулирующие обязательность увеличения заработной платы бюджетников с 2020 года.
  3. КоАП РФ Статья 5.27 в части ответственности работодателя за нарушение порядка индексации заработной платы.

Дополнительно пересчет зарплаты может происходить в соответствии с Конституцией РФ, решений судебных органов и иные нормативных документов органов государственной власти.

Статья 134 ТК РФ говорит о том, что индексация в государственных и муниципальных учреждениях должна происходит по мере роста потребительских цен на товары и услуги.

Что же касается организаций и иных форм собственности, то они могут самостоятельно устанавливать:

  • условия проведения индексации;
  • сроки реализации;
  • способ расчета.

Хотя повышение зарплат работникам коммерческой сферы отдается на усмотрение их работодателя, Конституционный суд в определении № 2618-О от 19.11.15 г. склоняется к тому, что они тоже должны исполнять требования ТК в этой части. Роструд при этом планирует работодателей всех форм собственности заставить периодически индексировать оклады работникам, а за неисполнение норм – накладывать штрафы (письма № 1073-6-1 от 19.04.10 и № 14-3/-1135 от 26.12.17).

Отметим, что на повышение зарплаты могут рассчитывать граждане, работающие по трудовому договору. Эта норма в отношении гражданско-правовых договоров не распространяется.

Трудовым кодексом установлено, что работник, полностью отработавший за установленный период норму трудового времени, должен получить зарплату не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Правительство с 1 января 2020 года увеличило его до 12 130 рублей довело до размера прожиточного минимума. Поэтому тем коммерческим организациям, где установлена зарплата на уровне МРОТ, индексировать ее просто придется.

Если говорить о периодичности изменения заработной платы, то желательно установить ее не реже одного раза в год по результатам анализа роста индекса потребительских цен. Если же индекс будет падать, снижать зарплату работодатель не вправе.

За работниками остается право обращения в государственную трудовую инспекцию в случае, когда работодатель не произвел перерасчет зарплаты, оставив ее на прежнем уровне.

Коэффициент индексации заработной платы на 2020 год

Коэффициент роста зарплаты может быть рассчитан на основании статистических величин. Он напрямую зависит от уровня инфляционных процессов за истекшие периоды. Например, для установления коэффициента в 2020 году применим формулу:

Ки = И1 × И2 × И3 / 3,

  • Ки – коэффициент изменения заработной платы в 2020 году;
  • И1, И2, И3 – индексы роста цен за истекший квартал на основании данных Росстата.

Коммерческие организации могут самостоятельно устанавливать порядок и размер индексации, не соотнося его со статистическими данными. При этом все условия должны быть отражены в коллективном или трудовом договоре. Правильная формулировка поможет избежать штрафных санкций при несоблюдении процедуры. Например, фраза «Индексация проводится при наличии дополнительного финансирования» является поводом отказаться от повышения заработной платы при отрицательном финансовом результате компании.

В бюджетных организациях индексация производится на основании соответствующего распоряжения. В нем указывается ее размер (процент) исходя из роста потребительских цен. Такое требование закреплено ст. 130 ТК РФ.

Бюджетным организациям повышение зарплаты производится на размер инфляции за истекший год. За 2019 год она составила приблизительно 4%, именно на эту величину и должна производиться индексация зарплат в 2020 году.

Организации, не зависящие от гос. бюджета, вправе устанавливать свой коэффициент или применять такой же, как для бюджетников.

Коэффициент индексации можно сосчитать по ранее приведенной формуле на основе статистики за прошедший квартал.

Например, данные Росстата показали рост потребительских цен за первый месяц квартала на уровне 1,7%, второй – 0,9% и третий – 2,1%. Тогда средняя величина составит:

1,7 × 0,9 × 2,1 / 3 = 1,071%,

это и будет коэффициент, который могут применить коммерческие структуры при пересмотре оплаты труда своим работникам.

При этом повышается не только оклад, но и остальные виды выплат: премии, компенсации и т. д. С увеличением МРОТ корректируется также оплата труда, размер которой составляет менее этой суммы.

Компания может устанавливать не только сроки индексации оплаты труда в 2020 году, но и периодичность ее проведения, раз в:

Так, большинство организаций принимают за дату проведения 1 число февраля, когда становятся известны официальные цифры роста потребительских цен. Они вправе закрепить локальными нормативными актами другие даты, но, как правило, это первое число месяца.

Индекс роста потребительских цен на 2020 год для индексации зарплаты

В декабре 2019 г. рост цен на товары и услуги составил 4,26 % по отношению к декабрю 2018 г, из них:

  • цены на продовольственные товары выросли на 4,66%;
  • на непродовольственные – на 4,10%;
  • на услуги – на 3,94%.

На эти показатели и следует ориентироваться работодателям при установлении коэффициента индексации зарплаты. Все данные содержатся на официальном сайте Росстата .

Допустимо устанавливать более высокий коэффициент при условии указания его размера в локальных нормативных актах.

Рассчитать индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) за произвольный период можно путем перемножения индексов за соответствующие месяцы. Например, с января по апрель 2019 года:

100,01 × 101,45/100 × 101,77/100 × 102,07/100 = 105,39%

Порядок проведения индексации ЗП

Показатель, который будет взят за основу расчета коэффициента увеличения заработной платы в 2020 году, устанавливается руководителем организации. При этом он может опираться на следующие величины:

  • прожиточного минимума;
  • уровня инфляции;
  • индекса потребительских цен или иных данных.

Порядок индексации заработной платы работодатель вправе предусмотреть:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными актами.

Этот пункт необходимо внести в соответствующие документы, если такой порядок не установлен.

Принято решение произвести пересмотр уровня зарплаты и проиндексировать ее на ИПЦ. Он составил 105,39%. Формула увеличения оплаты труда будет выглядеть следующим образом:

Оклад × ИПЦ / 100,

Например, до повышения оклад составлял 30 000 рублей, после повышения он станет 30 000 × 105,39 / 100 = 31 617 руб.

Индексация производится на основании приказа по организации, в котором обязательно указывается:

  • обоснование для увеличения зарплаты;
  • показатель, который лег в основу расчета;
  • дата проведения индексации.

Пример приказа:

При этом суды склонны полагать, что индексация является вопросом, который находится в рамках компетенции только работодателя. Ведь повышение уровня материального содержания – это государственная гарантия. А частная организация является самостоятельной организацией, не зависящей от государственной казны.

Зачастую в коммерческой организации, выплачивающей зарплату своим работникам из собственной прибыли, может сложиться ситуация, когда недостаточно средств даже на погашение текущей задолженности по ее выплате. Тогда вопрос о повышении даже не может стоять на повестке дня.

Поэтому, говоря об индексации в 2020 году, можно упомянуть о разумном балансе между коллективом и работодателем. Трудовой кодекс предполагает, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, должны придерживаться статьи 134 и заложить механизм повышения заработной платы:

  • в коллективный или трудовой договор;
  • локальные нормативные акты с согласованием их в первичном выборном органе (профсоюзе).

Документальное оформление изменений во внутренние нормативы организации является обязательным условием. Если имеется профсоюзная ячейка, то ее председатель может выступить с соответствующей инициативой. Она может исходить и от администрации и от трудового коллектива. В любом случае должно быть проведено собрание и внесены предложения для изменения коллективного договора.

Организации, отнесенные к микропредприятиям, могут прописать порядок индексации в трудовом договоре, заключаемым с работником. В этом случае положение об индексации утверждать нет необходимости.

В нормативных документах организации нужно прописать порядок повышения заработной платы и указать:

  • механизм выбора коэффициента повышения индексации зарплаты;
  • периодичность или дату, когда будет происходить пересчет заработной платы;
  • какие выплаты будут подвергаться увеличению. В каждой организации существует своя система оплаты труда, состоящая из оклада, доплат, премий, разовых выплат и т.д. Индексация может касаться одной или нескольких позиций, которые обязательно нужно указать.

Работодателем может проводиться индексация размера оплаты труда в соответствии с:

  • индексом потребительских цен, сформированном по результатам прошлого года и опубликованном на официальном портале Росстата;
  • уровнем инфляции, взятом из закона о федеральном бюджете или регионального нормативного акта;
  • процентом от прожиточного минимума в России или конкретном регионе, где находится организация.

В локальном акте необходимо отразить один из этих принципов, который будет действовать при определении коэффициента повышения зарплаты.

Основанием для внесения изменений в штатное расписание с увеличенными размерами окладов является решение администрации коммерческой организации, подкрепленное приказом руководителя. После изменения штатного расписания составляются дополнительные соглашения к трудовым договорам работников, с которыми они должны быть ознакомлены под роспись.

Законодательно установлено, что существенные изменения условий труда должны быть доведены до работников организации под роспись за два месяца до их наступления. Индексация заработной платы не относится к таким и не требует предварительного извещения.

Как проиндексировать зарплату

Проведение перерасчета заработной платы происходит при соблюдении определенного порядка.

Для этого работодатель обязан установить:

  1. Периодичность индексации. Это может быть:
  • минимальный срок – ежемесячно (применяется редко);
  • раз в квартал;
  • раз в полгода;
  • раз в год.
  1. Механизм проведения процедуры. В 2019 году при индексации следует ориентироваться:
  • на индекс потребительских цен по данным статистики за прошедший год;
  • на МРОТ, индексация происходит при изменении этого показателя, но не реже одного раза в год;
  • на уровень инфляции, этот показатель обязателен для установления коэффициента индексации для работников бюджетной сферы;
  • иные показатели с учетом того, что они не ниже установленных законодательством.

Пример

В коммерческой организации действует штатное расписание, где установлены оклады, согласно тарифной сетки оплаты труда. Для главного бухгалтера оклад с 1 января 2020 года составляет 45 тысяч рублей.

В коллективном договоре установлено, что индексация окладов будет происходить с учетом инфляции, заложенной в бюджете на следующий год. Исходя из этого, работодатель принял решение применить коэффициент индексации заработной платы, равный 1,06. После увеличения оклад главного бухгалтера станет:

45 000 × 1,06 = 47 700 рублей.

Зачастую именно оклады подвергаются увеличению, но работодатель может не устанавливать новые оклады, а скорректировать размер премии. Это также может значительно сказаться на оплате труда. Но при удобном случае, руководствуясь своими же локальными актами, руководитель может применить и взыскание к работнику, урезав при этом процент премии.

Образец

Штрафы за неиндексацию заработной платы

Роструд считает, что необходимо установить штрафы для работодателя в случаях:

  • отсутствия в нормативных локальных документах сведений о порядке индексации;
  • отказа от индексации, которая установлена актами по организации.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 5.27 НК РФ дает четкое определение нарушениям в сфере оплаты труда и размер штрафных санкций, накладываемых на должностных лиц, допустивших их:

  • ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору предусмотрена в виде штрафа в размере 3-5 тысяч рублей или предупреждения;
  • ответственность за нарушение трудового законодательства может быть в виде предупреждения или штрафных санкций на юридическое лицо в 30-50 тысяч рублей, на должностное лицо в 1-5 тысяч рублей.

Повторное нарушение увеличивает штраф на организацию до 70 тысяч рублей, на должностное лицо – до 20 тысяч рублей.

Если коммерческая организация ежегодно увеличивает заплату своим работникам, но не закрепила порядок локальными актами, при проверке инспекторами по труду может быть выдано соответствующее предписание. Одновременно они вправе наложить штраф.

Таким образом, даже при том, что коммерческой организации дано право самостоятельно устанавливать необходимость и порядок повышения заработной платы своим работникам, Роструд считает, что следует работодателей обязать это делать. Если по итогам календарного года фиксировался рост потребительских цен, а индексация зарплаты не проведена, то необходимо привлекать работодателя к ответственности даже при отсутствии соответствующего нормативного акта в организации. При этом настаивает на увеличении штрафов, установив их выше тех, что сегодня предлагает КоАПП.

Ссылка на основную публикацию