Как изменить назначение участка для ведения хозяйства?

Как происходит изменение целевого назначения земельного участка и какие виды использования бывают?

Все участки земли классифицируются на категории, которые подразделяются на несколько видов. Каждую территорию разрешено использовать только по функциональному предназначению. Самостоятельное изменение категории земли является административным правонарушением.

Особенности смены статуса УЗ

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Правоподтверждающие бумаги на УЗ.
  • Выписку из Единого Росреестра.
  • Кадастровый паспорт.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:

  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли? на сайте Недвио

Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.

Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Характеристики и категории использования земельных участков

Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
  3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
  4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
  5. территории, занятые лесными массивами;
  6. территории, занятые объектами водного фонда;
  7. земли, находящиеся в запасе.

В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома. К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем. Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.

Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.

Причины смены целевого назначения участков

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

  1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
  2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
  3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
  4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
  5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
  6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
  7. Создание новых предприятий;
  8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
  9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

Разумеется, самая распространенная причина смены категории участка земли в России — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения. Оно и понятно: стоят такие участки в разы дешевле других категорий (в частности, предназначенных под ИЖС).

Однако здесь следует иметь ввиду, что далеко не каждый такой участок вообще удастся перевести, так как законом предусмотрено множество ограничений:

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Как подать заявку и поменять вид использования земли?

Заявление подается на имя главы администрации, где расположен земельный участок. В нем следует убедительно изложить причину, по которой заявитель хочет изменить целевое использование участка, привести аргументы и доказательства повышения эффективности его использования.

В конце необходимо указать дату, поставить подпись и перечислить прилагаемые документы:

  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если у заявителя нет каких-либо регистрационных документов, их можно заказать через многофункциональный центр (МФЦ, Мои документы). Пакет документов с заявлением можно направить по почте или принести лично в администрацию.

Как принимается решение комиссией по смене целевого пользования земли?

В течение 2-ух месяцев, с момента регистрации заявления, при администрации региона, муниципалитета, поселкового совета собирается комиссия. Уполномоченные сотрудники внимательно изучают все документы.

Особое внимание уделяется изменению целевого использования сельскохозяйственных земель. В этом случае требуется решение органов власти более высокого ранга, поскольку государство не допускает уменьшения посевных площадей, без всяких на то, веских оснований. Таким образом, реализуется принцип приоритета сельского хозяйства перед прочими видами деятельности.

Если все правоустанавливающие документы действительны, и у комиссии не возникло вопросов и сомнений по поводу намерений заявителя, выносится положительное решение.

В каких случаях могут выдать отказ? И что делать?

Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

  • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
  • документы оформлены с нарушениями;
  • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
  • имеются возражения у экологов;
  • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
  • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
  • представленный пакет документов не полный.

На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

Оспаривание решения комиссии

К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.

Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.

Заключение

При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

Разрешенное использование земель: упрощение изменения видов использования, новые возможности для КФХ и проблемы терминологии

clinweaver@gmail.com / Depositphotos.com

В ОП РФ состоялись нулевые чтения по проекту Федерального закона № 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (далее – законопроект) 1 . Председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов отметил, что документ был разработан Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ и внесен в Госдуму 26 июня текущего года. Эксперт указал на то, что вопросы регулирования земельных правоотношений всегда являются актуальными и требуют тщательного обсуждения, поскольку связаны с реальными потребностями государства, муниципалитетов и частных лиц.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (ч. 4, ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.).

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 “Разрешенное использование земельных участков”, в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

Читайте также:  Кому дают звание ветеран труда в России по закону?

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (ст. 39.13, ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Жилые дома для КФХ

Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв. м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (п. 1 ст. 19 Закона № 74-ФЗ). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество “фейковых” КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает “реальность” осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.

В каких формах может существовать КФХ? Ответ узнайте в “Энциклопедии решений. Налоги и взносы” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности. Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой ст. 39.18, в классификаторе значатся. По мнению эксперта, следует скорректировать правовое регулирование в этой части путем внесения изменений либо в Земельный кодекс РФ, либо в классификатор.

Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ “ВШЭ” Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку (“то же через то же” или “idem per idem”). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

  • не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
  • нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
  • не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.

Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” изменения не вносятся. Соответствующая поправка, предусмотренная законопроектом, носит технический характер.

Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас. В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок. При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.

Обсуждаемый документ, по словам представителя разработчика – Минэкономразвития России, являлся в свое время частью масштабного проекта по отмене категорий земель, который был принят Госдумой в первом чтении еще в 2014 году, но впоследствии был отклонен. Из того проекта в самостоятельные инициативы выделились и другие пакеты изменений, некоторые из которых уже были реализованы (например, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который систематизировал нормы об “охранных” зонах; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который вступит в силу с 1 сентября 2018 года).

По итогам нулевых чтений ОП РФ подготовит рекомендации по доработке законопроекта о совершенствовании определения видов разрешенного использования земель, которые будут переданы в работу осенней сессии Госдумы. Василий Корякин отметил, что страна пока не готова отказаться от категоризации земель, но в обсуждаемом проекте, в случае его принятия в качестве закона, уже будет сделан шаг в этом направлении.

Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в парламенте. По нему уже представлено заключение правового управления Госдумы, в котором эксперты высказали замечания. Например, указывается на необходимость учета в тексте проекта поправок, внесенных в законодательство Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, изменения формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта (сообразно тому, о чем говорил Олег Баевский), корректировки положения об отсутствии преимущественного права покупки у участников долевой собственности при отчуждении одним из них зданий, сооружений, находящихся на неделимом участке (чтобы исключить возможность толкования нормы, которое расходилось бы с принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов). Замечания правового управления во многом согласуются с теми, которые были озвучены экспертами в ОП РФ, что значительно повышает вероятность их надлежащего учета при доработке законопроекта.

Как изменить вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ)

Как узнать вид разрешенного использования по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать вид разрешенного использования быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

На какой вид разрешенного использования можно изменить существующий

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Как изменить вид разрешенного использования под ИЖС на коммерческий

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

Читайте также:  Кто виноват в травме ребенка, полученной в школе на перемене?

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

С 2015 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как изменить вид разрешенного использования под ЛПХ и СНТ на ИЖС

Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.

В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.

Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после перевода из аренды в собственность.

Как изменить вид разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

Документы примерно следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в аренде

Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.

С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Обрати внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

Изменение целевого назначения (ЦН)

Как изменить земли сельхозназначения на земли населенных пунктов

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

Как изменить земли лесного фонда на земли промышленности

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

Как изменить рекреационные земли на земли населенных пунктов

Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

В 2022 году изменение разрешенного использования земельного участка зависит от нескольких условий.

Первое условие: вид права, на котором вам принадлежит земля.

Второе условие: местонахождение земельного участка.

Третье условие: группа, к которой отнесены старый и новый виды разрешенного использования земельного участка.

Всего существует 5 видов прав, на которых можно владеть участком.

Среди них выделяют:

  • собственность,
  • аренда,
  • безвозмездное пользование,
  • постоянное (бессрочное) владение,
  • пожизненное наследуемое владение.

В этой статье рассмотрим изменение разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности и аренде.

1-ый способ.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности.

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

Что такое разрешенное использование земельного участка?

В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.

Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.

Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.

Существует 113 видов разрешенного использования земельных участков.

Все виды разрешенного использования (сокращенно – ВРИ) изложены в Классификаторе.

Безопасно скачать Классификатор видов разрешенного использования по ссылке.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Каждая территориальная зона имеет свои виды разрешенного использования земельных участков, которые на ней находятся.

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Что такое градостроительный регламент?

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Где найти градостроительный регламент?

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Подведем предварительный итог.

Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.

Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.

Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.

Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.

Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности?

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который находится в собственности зависит от того, к какой группе относится новый ВРИ.

Напомню, виды разрешенного использования участка распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

В Правилах землепользования и застройки вы найдете все 3 группы.

Смена основных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к основным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр.

Декларацию для смены вида разрешенного использования земельного участка

легко составить в течение 3 минут с помощью онлайн сервиса.

Вместе с Декларацией система предоставит готовое пошаговое руководство.

Заявление об изменении ВРИ, как правило, заполняет сотрудник Росреестра самостоятельно с использованием программных средств.

Получать чье-либо согласие или разрешение на изменение ВРИ из числа основных видов, не нужно.

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке изменить вид разрешенного использования на любой основной вид, предусмотренный в ПЗЗ.

Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

Важный нюанс.

Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.

По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.

Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.

Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.

1. Направить в местную администрацию заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Единой формы заявления нет.

Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.

Читайте также:  Что станет с долгом, если его не платить, спишут ли его?

В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.

В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.

2. Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.

Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.

Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.

Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.

По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.

На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.

Отказ можно обжаловать в суде.

3. Изменение условно разрешенного использования участка.

Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.

Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.

Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.

2-ой способ.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.

Арендатор не может изменить вид разрешенного использования даже с согласия собственника в следующих случаях:

— арендатор получил участок по результатам торгов.

Если участок находится в государственной или муниципальной собственности и арендатор заключил договор аренды участка по результатам торгов, то он (арендатор) не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, утвержденного Президиумом ВС РФ от 14.11.2018 года).

— участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Если арендатор получил участок под конкретный вид использования (как правило, такие участки предоставляются без аукциона), то изменить вид разрешенного использования он не может.

Таким образом, возможности арендаторов в изменении видов разрешенного использования участков очень ограничены.

Выходом из ситуации может быть выкуп земельного участка из аренды.

Для справки.

Если арендуемый участок имеет вид разрешенного использования под ИЖС, то его можно выкупить из аренды после строительства дома.

Как правило, в большинстве муниципальных образований, стоимость выкупа земли из аренды под ИЖС не превышает 15% кадастровой стоимости.

В моем населенном пункте она составляет всего 3 процента.

Хотя, надо признать, что встречаются неадекватные власти, которые устанавливают цену выкупа в размере 100% кадастровой стоимости. Но таких меньшинство.

И в завершение, рассмотрим случай,

когда изменение вида разрешенного использования не допускается как для собственников, так и для арендаторов.

Как вы помните, в Правилах землепользования и застройки перечисляются виды разрешенного использования, действующие на определенных территориальных зонах.

Однако, ПЗЗ содержит не только виды разрешенного использования, но и предельные размеры земельных участков.

Предельные размеры земельных участков имеют 2 параметра:

  • минимальный размер земельных участков,
  • максимальный размер участков.

Например, на скриншоте видно, что для территориальной зоны Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

Иными словами, для каждого вида разрешенного использования устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Это означает, что в данной территориальной зоне, все земельные участки с определенным видом разрешенного использования не могут по своей площади выходить за пределы минимальных и максимальных размеров.

Наличие предельных размеров земельных участков накладывает одно ограничение на изменение разрешенного использования.

Указанное ограничение состоит в следующем.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в случае, когда площадь земельного участка не будет соответствовать предельным размерам запрашиваемого вида разрешенного использования.

Другими словами, если площадь земельного участка не вписывается в параметры предельных размеров нового вида разрешенного использования, то произвести изменение ВРИ не получится.

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные способы изменения разрешенного использования земельного участка, завязаны на Правила землепользования застройки.

Однако, ПЗЗ принимаются и действуют только в пределах населенных пунктов.

Как быть, если нужно

изменить вид разрешенного использования участка, на который Правила землепользования и застройки не распространяются.

К участкам, на которых не действуют ПЗЗ, как правило, относятся земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, и земли лесного фонда.

Про изменение разрешенного использования таких земельных участков, напишу отдельную статью, если в комментариях будет достаточно запросов на эту тему.

Вкратце скажу, изменение видов разрешенного использования земельных участков с/х назначения, лесного фонда и других, на которые не распространяются Правила землепользования и застройки, устанавливается отдельными федеральными законами.

Желаю вам удачного дня и достойной жизни.

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования таких участков

Российская Федерация обладает огромными земельными территориями и занимает 1/9 часть суши, а большая часть этих земель (22,6% – 386,5 млн. га) пригодна для выращивания:

  • фруктов,
  • овощей,
  • зерновых культур,
  • ведения животноводства.

Такие плодородные земли относятся к категории сельхозназначения.

Законодательно установлено определение территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства и перечень разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (ЗК РФ ст. 77, 78):

  • ведение сельского хозяйства в промышленных масштабах;
  • устройства специальных насаждений для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова и т.д.;
  • осуществление сельхоз- и экотуризма;
  • проведение научно-исследовательских работ и изысканий;
  • животноводство;
  • осуществление учебной и иной деятельности, связанной с сельским хозяйством;
  • создание крестьянско-фермерских хозяйств;
  • использование для нужд личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • огородничество.

Также допустимо строительство жилых и вспомогательных объектов недвижимости на землях сельхозназначения.

Чтобы не стать нарушителем закона и не попасть под действие Административного Кодекса РФ (КоАП РФ ст. 8.8), необходимо знать, к какому виду разрешенного использования относится ваш земельный участок сельскохозяйственного назначения и действовать строго в соответствии с Классификатором ВРИ.

Что такое сельхозземли?

В соответствии с российским законодательством все земли делятся на несколько категорий целевого назначения.

Это необходимо для определения правового режима их использования и охраны.

Самой большой группой являются земли сельхозназначения, виды разрешенного использования которых подробно расписаны в отдельном документе — Классификаторе ВРИ.

К ним относятся территории:

  • расположенные за пределами населенных пунктов,
  • обладающие определенными показателями плодородности,
  • позволяющими вести сельскохозяйственную деятельность.

Все земельные богатства, тянущиеся за городом в пределах видимости и до самого горизонта, являются землями сельскохозяйственного назначения. И даже если они не заняты в настоящий момент полями и пашнями, они предназначены именно для целей, связанных с агропромышленным хозяйством.

Какие ВРИ для земельных участков сельхозназначения существуют?

Несмотря на свое название, земли сельхозназначения обладают широким спектром возможностей для своих владельцев.

Разрешенное использование земли сельскохозяйственного назначения определяются Классификатором ВРИ ЗУ и позволяют гражданам и организациям в полной мере воплощать свои бизнес- и сельхозидеи, эко-фантазии.

Благодаря классификатору ВРИ, а именно тому, что он охватывает всевозможные роды деятельности, которые могут вестись на землях сельхозназначения, на земельных участках возможно ведение следующих родов деятельности:

  1. осуществление предприятиями с/х деятельности;
  2. создание личных либо фермерских хозяйств;
  3. выращивание овощных, плодовых культур;
  4. создание дачных, садоводческих или огороднических товариществ;
  5. выращивание и разведение животных, насекомых и рыб;
  6. научно-исследовательская деятельность и т.д.

Все земли сельскохозяйственного назначения по видам разрешенного использования условно можно разделить на две категории.

Это земли, на которых:

  • разрешено жилое строительство (Коды по Классификатору ВРИ 1.16, 13.1-13.3.);
  • запрещено строить жилые здания, но допускается возведение капитальных строений с обязательным получением разрешения на строительство и не капитальных без получения оного (коды по Классификатору ВРИ 1.0-1.15, 1.17, 1.18).

Наиболее популярными для частного строительства являются следующие виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения:

  • «Ведение садоводства» (код 13.2),
  • «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3).

«Ведение садоводства» – земли, чаще всего входящие в садоводческие сообщества. Позволяют владельцам выращивать:

  • сезонные и жилые садовые домики,
  • вспомогательные строения.

Регистрация в таком жилье запрещена, но с вступлением в силу 1 января 2019 года закона ФЗ № 217-ФЗ «О садоводстве и огородничестве» это ограничение снимается. Также с вступлением в силу этого закона все дачные земли станут садоводческими.

«Ведение дачного хозяйства» – земельный участок можно использовать в тех же целях, что и в предыдущем пункте. Существенным отличием является возможность прописки только по решению суда после признания капитального строения жилым и соответствующим всем санитарным требованиям и норма безопасности.

Дачные и садовые участки могут принадлежать к категории земель населенных пунктов. Есть несколько способов выяснить, к какой категории относится Ваш земельный участок, самый простой — по кадастровому номеру. А о том, какая категория земель больше подходит для строительства, читайте в этой статье.

Несмотря на то, что новый Классификатор ВРИ ЗУ вступил в силу еще в 2015 году, не все землевладельцы привели свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие.

Если в вашем кадастровом паспорте указан ВРИ из старого классификатора земель, которого в настоящее время уже не существует, не стоит расстраиваться.

Такой документ является действующим, а прописанные в нем виды разрешенного использования можно применять.

При желании сменить ВРИ на новый можно, уточнив в местной администрации планирование данной территории.

Перечень

Чтобы определить весь спектр возможных видов разрешенного использования сельскохозяйственных земель, достаточно обратиться к Классификатору ВРИ ЗУ.

  1. Деятельность, направленная на выращивание растительных культур (коды 1.1-1.6). Подразумевает строительство хозяйственных построек, необходимых для осуществления для полного цикла агропроизводства.
  2. Деятельность, связанная с разведением и выращиванием продукции животноводства, птицеводчеством, кормопроизводством (коды 1.7-1.11). Допустимо возведение капитальных и некапитальных строений для содержания скота, птицы, пушного зверя и т.д., а также вспомогательных построек, необходимых для хранения и переработки продуктов производства (молочные, убойные цеха, кормохранилища, фермы и т.д.).
  3. Рыбоводство и пчеловодство (коды 1.12-1.13). Для успешной деятельности необходимо размещение хозяйственных и вспомогательных зданий и сооружений (ульи, точки медосбора, искусственные пруды для выращивания молодняка рыбы и т.д.);
  4. Деятельность, связанная с научным обеспечением агропромышленной сферы (код 1.14). Относятся работы по изучению, развитию и расширению агросферы, а также селекция растений и животных. Допускается строительство полевых и научно-исследовательских лабораторий, вспомогательных и хозяйственных построек.
  5. Деятельность, связанная с хранением и переработкой агропромышленной продукции (код 1.15). Разрешено возведение объектов недвижимости, необходимых для первичной и глубокой переработки и хранения продуктов растениеводства и животноводств.
  6. Личное подсобное хозяйство (код 1.16). На землях ЛПХ (полевой участок) допускается строительство любых некапитальных строений (без фундамента), необходимых землевладельцу.
  7. Питомники (код 1.17). Предполагает возведение построек, необходимых для осуществления деятельности, связанной с выращиванием и продажей рассады или семян растительных культур.
  8. Деятельность, связанная с производственным обеспечением агропромышленного комплекса (код 1.18). Предполагает строительство технических построек для обеспечения полноценной работы сельскохозяйственного оборудования, его хранения и поддержания надлежащего состояния.
  9. Деятельность, связанная с огородничеством, садоводством и ведением дачного хозяйства (коды 13.1-13.3). Допускается использование земельного надела в полном соответствии с нуждами землевладельца (выращивание растений, отдых и т.д.), а также возведение всех необходимых жилых и хозяйственных строений (кроме 13.1).

Условия и ограничения

Кроме того, что сельскохозяйственные земли необходимо использовать в строгом соответствии с ВРИ, существуют дополнительные условия и ограничения ее использования:

  • правовые – обусловлены правовым режимом территории, на которой расположены земли сельхозназначения;
  • экологические – обусловлены требованиями экологической защиты земель и охраны окружающей среды;
  • агротехнические – обусловлены необходимостью сохранения плодородия почв;
  • специальные.

Также важно учитывать, что все виды использования земельных участков сельхозназначения могут быть разделены на три группы.

  1. Основные ВРИ – устанавливаются в строгом соответствии с Классификатором и целевым назначением участков.
  2. Условно разрешенные – определяются градостроительным регламентом в соответствии с условиями ПЗЗ для конкретной территории.
  3. Вспомогательные – не являются преимущественными для выбранного участка земли, направлены на обеспечение функционирования основного ВРИ.

Какой ВРИ подходит для строительства дома?

Вид разрешенного использования земельного участка не только «подсказывает» собственнику, каким именно видом сельского хозяйства можно заниматься, но еще и определяет, сможет ли он построить на своей земле жилой дом или же не сможет.

Если вы желаете возвести жилую постройку, выбирайте участок с одним из следующих видов разрешенного использования:

  1. «Ведение дачного хозяйства» – для целей загородного отдыха или постоянного проживания с возможностью регистрации, такие земельные участки подходят оптимальным образом;
  2. «Ведение садоводства» – уже сегодня вы можете начать строительство капитального жилого строения, чтобы в 2019 году иметь возможность не только проживать на территории собственной усадьбы, но и прописаться в новом доме (ФЗ № 217-ФЗ).

Подробнее о строительстве на участках с ВРИ для садоводства и огородничества читайте в отдельной статье. Возможно, вам также будет интересна статья «Чем отличаются земли ИЖС, СНТ, ДНП«.

Что еще можно строить?

Фантазия владельца участка земли сельхозназначения в плане возведения вспомогательных и хозяйственных построек практически ничем не ограничена.

Допустимо строить множество объектов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, согласно вида разрешенного использования земли.

Вы можете строить:

  • объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
  • объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
  • загоны для скота или птицы;
  • беседки, навесы, бани, сараи;
  • объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
  • теплицы и мелиоративные сооружения;
  • другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.

Видео о том, как найти участок с нужным ВРИ

О видах разрешенного использования земли сельхозназначения и способах поиска участков для аренды или покупки смотрите в данном видео:

Выводы

Понятие и состав категории земель сельхозназначения достаточно обширны.

Целевое назначение земли и установленные ВРИ дают возможность каждому заинтересованному лицу найти земельный участок, полностью или частично соответствующий целям и запросам.

Также важно отметить, что возведение капитальных объектов на землях сельхозназначения не запрещено, но любое строительство должно полностью соответствовать не только градостроительным нормам и ПЗЗ, но и требованиям безопасности и санитарно-техническим нормам.

Ссылка на основную публикацию