Перерасчет при временном отсутствии потребителя

Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении

Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении

Летний период является для большинства граждан отпускным. В связи с этим в адрес Управления Роспотребнадзора по КЧР стали обращаться граждане, за разъяснениями, касающимися перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении. Управление Роспотребнадзора по КЧР разъясняет следующее.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно. Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

– пользование жилым помещением (плата за наем)

– содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда

Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:

-плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе.

К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями. В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит РКЦ, то сотрудник РКЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись копия верна, свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать РКЦ. Таким образом, список документов является открытым.

Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно рассмотрим вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 N 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ, Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги.

По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг.

Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.

В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации.

При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания и порядок проведений перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. П. 61 указанных Правил устанавливает, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

При этом объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (п. 62 указанных Правил).

Таким образом, можно выделить заявительный порядок и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя), а также следующие основания перерасчета:

– временное отсутствие потребителя

– предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которые подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное – уметь правильно это делать.

Перерасчет при временном отсутствии потребителя

Актуально

В соответствии с подпунктом “в” пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению,

Проведение перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении

С 1 января 2019 года на территории Свердловской области услуга вывоза твердых бытовых отходов из числа жилищных перешла в коммунальные (услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, далее — ТКО).

Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В связи с поступлением обращений граждан по отказу управляющих организаций в проведении перерасчетов по ТКО за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) доводит информацию по данному вопросу.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что обязанность потребителя по установке индивидуальных приборов учета услуги по обращению с ТКО законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Пункт 148 (36) Правил № 354 содержит порядок начисления платы за коммунальные услуги, и не содержит запрета на проведение перерасчета, в том числе в связи с временным отсутствием постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан. Потребитель услуги по обращению с ТКО, имеющий в собственности жилое помещение, но не потребивший услугу (в том числе в связи с временным отсутствием) не обязан ее оплачивать.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 раздела VIII Правил № 354).

В силу пункта 91 раздела VIII Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Читайте также:  Штрафы на улице по законодательству Российской Федерации

Пунктом 92 Правил № 354 установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

Перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, прилагаемых к заявлению о перерасчете, установленный пунктом 93 раздела VIII Правил № 354, не является закрытым и допускает предоставление иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт

и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 Правил № 354, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

В случае, если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56 (1) Правил № 354.

В силу пункта 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

С учетом изложенного, необоснованный отказ в проведении перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении в силу пункта 148 (36) Правил № 354 свидетельствует о неправильном применении управляющей организацией норм права.

Департаментом проанализированы обращения граждан, а также причины, послужившие отказом в проведении перерасчетов:

Также Департамент рекомендует подтверждать статус потребителя услуги, период временного отсутствия потребителя в жилом помещении и начисление/оплату услуги по месту фактического проживания. Так как сама по себе отметка в паспорте о регистрации по иному адресу не может служить бесспорным доказательством проживания по месту регистрации, указанной в паспорте.

Таким образом, для проведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, потребителю необходимо обращаться к исполнителю услуги по обращению с ТКО с соблюдением положений раздела VIII Правил № 354.

В отдел контроля по Южному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловско

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) проведен монитори

С 1 января 2019 года в соответствии с Законом Свердловской области от 17 октября 2018 года № 104-ОЗ “О внесении изменений в З

Все новости в категории

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Энциклопедия решений. Перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия

Перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия

В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование гражданами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из норматива потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период их временного отсутствия в порядке, предусмотренном разделом VIII (п.п. 86 – 97) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила N 354). Следует отметить, что субъекты РФ не вправе вводить своим правовым актом иной порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, чем это предусмотрено Правилами N 354 (см. п. 3 раздела I. Оспаривание нормативных правовых актов Обзора судебной практики ВС РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 24.12.2014).

Читайте также:  Могут ли направить сдавать платные анализы в бюджетной больнице?

Пунктом 86 Правил N 354 установлено, что временным является отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд . В случае временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за предоставленную ему коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению, а также электроснабжению и газоснабжению, используемой на цели отопления жилых и нежилых помещений, производится при наличии в совокупности следующих условий:

1) жилое помещение не оборудовано прибором учета;

2) отсутствует техническая возможность установки прибора учета.

Примечание

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок заполнения указанного акта утверждены приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 N 627.

Если жилое помещение не оборудовано прибором учета и при этом не подтверждено отсутствие технической возможности его установки либо в случае неисправности прибора учета и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности (п. 81.13 Правил N 354) перерасчет размера платы не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй п. 86 Правил N 354).

При наличии указанных выше условий перерасчету подлежит плата за следующие виды коммунальных услуг, объем (количество) которых зависит от реального потребления:

– холодное и горячее водоснабжение

При этом плата за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету только в том случае, если пересчитывается плата за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению (п. 87 Правил N 354).

Кроме того, временное отсутствие потребителя в жилом помещении в силу п. 88 Правил N 354 не является основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Согласно п. 89 Правил N 354 в случае применения двухставочных тарифов перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении производится только в отношении переменной составляющей платы, определяемой исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не пересчитывается.

Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги

В силу пп. “д” п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами N 354, изменения размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с п. 90 Правил N 354 перерасчет платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (см. апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Карелия от 22.01.2013 по делу N 33-197/2013).

Пунктом 91 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги пересчитывается управляющей организацией – исполнителем коммунальных услуг в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете платы, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода его временного отсутствия. Из приведенной нормы видно, что перерасчет потребителю коммунальных платежей производится только после подачи им письменного заявления о перерасчете платы за коммунальные услуги (см. апелляционные определения Московского городского суда от 24.11.2014 по делу N 33-46838/14, СК по гражданским делам ВС РТ от 06.06.2016 по делу N 33-9696/2016, СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 18.08.2015 по делу N 33-5215/2015).

При подаче потребителем заявления о перерасчете платы до начала периода его временного отсутствия плата за коммунальные услуги пересчитывается за указанный в заявлении период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев . Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то плата за коммунальные услуги пересчитывается за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который был произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги (абз. второй п. 91 Правил N 354).

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги (абзац третий п. 91 Правил N 354).

В случае подачи заявления о перерасчете платы в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель пересчитывает плату за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных потребителю за период перерасчета (абзац четвертый п. 91 Правил N 354).

Внимание

Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в перерасчете платы за коммунальные услуги (абзац четвертый п. 91 Правил N 354).

с 1 января 2017 г. изменился порядок перерасчета за временное отсутствие собственника в жилом помещении

Без акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ перерасчет за временное отсутствие производиться не будет

С января 2017 года перерасчет за временное отсутствие будет производиться только для потребителей в жилых помещениях , в которых установка индивидуальных приборов учета воды невозможна по техническим причинам. Такое изменение в существующий порядок перерасчета внесено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Перерасчетом за временное отсутствие в жилом помещении могут воспользоваться потребители, отсутствующие дома более пяти календарных дней подряд и чьи квартиры не оснащены индивидуальными приборами учета воды. Перерасчет производится по горячей, холодной воде и водоотведению, а также газу. Если ранее потребителям, чтобы получить перерасчет за временное отсутствие, достаточно было подтвердить сам факт отсутствия в жилом помещении с помощью документов («именные» проездные документы, командировочное удостоверение, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т.д.), то теперь необходимо представить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета воды в жилом помещении.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета воды и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено актом, перерасчет за временное отсутствие возможен только по услуге «газоснабжение».

Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения. Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования выявлено наличие хотя бы одного критерия:

– установка ИПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

– при установке ИПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

– в месте, в котором необходимо установить ИПУ, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания, замены.

– проектные характеристики МКД имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Непосредственно процедура получения перерасчета за временное отсутствие не изменилась. Потребителю по возвращении необходимо обратиться в Центр госуслуг района, написать заявление, представить акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ и документы, подтверждающее временное отсутствие.

Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» потребители обязаны были установить в жилых помещениях индивидуальные приборы учета до 1 июля 2013 г.

по порядку проведения перерасчета за временное отсутствие, в связи с вступлением в законную силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в части проведения перерасчета за временное отсутствие.

В соответствии с п. 92 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, перерасчет за временное отсутствие собственника производится на основании представления:

1. Заявления потребителя.

2. Акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего приборов учета в жилом помещении. Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды (далее – акт) составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения в соответствии с формой, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627.

3. Документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя. Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, и в соответствии с изменениями, заверены печатью организации (при наличии печати).

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, перерасчет по услугам водопотребления не производится.

Порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним (вне зависимости от представления акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды).

Во избежание массового обращения населения в управляющие организации за актом обследования жилого помещения ГБУ «МФЦ города Москвы» рекомендован следующий порядок работы:

1. Управляющая организация представляет в Центр госуслуг района адресный список многоквартирных домов, в которых отсутствует техническая возможность установки ИПУ воды в жилых помещениях (с приложением списка квартир).

2. При обращении потребителя из МКД, указанного в списке, специалисты Центра госуслуг района направляют запрос в управляющую организацию на представление Акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды по конкретному адресу с указанием квартиры.

При этом заявление и документы, подтверждающие временное отсутствие, у потребителя принимаются, перерасчет производится после получения акта от управляющей организации.

Для осуществления корректного и своевременного перерасчета за временное отсутствие акт о невозможности установки ИПУ необходимо представить в Центр госуслуг района в кратчайшие сроки.

3. В целях информирования населения об изменениях в порядке проведения перерасчета за временное отсутствие следует разместить соответствующие объявления на стендах МКД:

– на стендах МКД, где существует возможность установки ИПУ: объявление о необходимости запроса акта у управляющей организации и самостоятельном представлении его в МФЦ района;

Читайте также:  Можно ли развестись с женой без ее согласия по закону?

– на стендах МКД без технической возможности установки ИПУ: объявление о направлении информации о невозможности установки ИПУ напрямую от управляющей организации в МФЦ района без участия потребителя.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Перерасчет платы за КУ в связи с временным отсутствием потребителя в помещении

Автор: С. Н. Козырева

С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились. Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика. Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.

Новые положения стимулируют к установке ИПУ

Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.

Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).

При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30-дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).

Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется. Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).

Действие нового порядка во времени.

До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ. После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?

Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг. Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.

Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.

Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.

О пресекательном 30-дневном сроке.

Согласно п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Обратим внимание, что 30-дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.2017 № 587-О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.

При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.

Примеры судебных решений, в которых пропуск 30-дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.2017 по делу № 33-6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33-51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33-46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33-14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33-6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.05.2015 по делу № 33-4699/2015.

Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33-2261/2014).

Об исчислении срока в переходный период.

Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30-дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено. Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года. В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.

Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30-дневный срок для подачи заявления?

Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.

Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.

Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.

Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно. Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.

Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.

Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обу­словлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.

Ссылка на основную публикацию