Учтут ли гарнизонный стаж при назначении пенсии по закону?

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Вопросы пенсионного обеспечения волнуют не только граждан, которым скоро выходить на пенсию, но и всех, кто заботится о собственном будущем. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие минимального трудового стажа. В России пенсионная система довольно часто претерпевает существенные изменения, и необходимо постоянно «держать руку на пульсе», чтобы не забыть обо всех изменениях.

Что такое минимальный трудовой стаж для выплаты пенсии

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности. Для выплаты пенсии имеет значения страховой стаж, т. е. периоды времени, когда человек получал доход, и работодатель осуществлял за человека отчисления в ПФР. Если он меньше, чем установлено законодательством, то ему не смогут назначить страховую пенсию по старости.

Минимальный срок работы – это не единственное условие для назначения выплат страховой пенсии. В РФ применяется так называемая балльная система. Человеку необходимо набрать определенное число баллов (получить соответствующий индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) ), иначе ему даже при наличии нужного срока выплаты страховых взносов не назначат страховое пенсионное обеспечение по старости.

Применяться система с баллами и страховым (трудовым) стажем начала в 2015 году. До этого периода времени применялись другие правила.

Виды трудового стажа

Российское законодательство, регулирующее пенсионные выплаты, активно использует понятие трудового стажа. Но необходимо учитывать, что существуют различные его виды, каждый из которых играет важную роль в определенных ситуациях.

Различают следующие виды трудового стажа:

  1. Общий – учитывает суммарную продолжительность работы или полезной для общества деятельности. Рассчитывается в календарном порядке. Активно применялся до 2002 года.
  2. Страховой – общая продолжительность деятельности, когда осуществлялась выплата страховых взносов. Именно его применяют сейчас при определении возможности назначения пенсии.
  3. Специальный – периоды, когда человек работал по профессиям или в условиях, предусматривающих назначение пенсионных выплат на льготных условиях или в особом порядке. Играет важную роль при определении времени начала выплат. В него включают существенно ограниченный список видов деятельности.
  4. Непрерывный – продолжительность непрерывной работы на 1 предприятии или в нескольких организациях, если сроки перехода не превысили установленные законодательством нормы. В настоящее время это понятие в пенсионной системе полностью ликвидировано.

Наиболее важными для назначения пенсионных выплат являются страховой и специальный стаж. От них напрямую зависит возраст, когда человек сможет выйти на заслуженный отдых и различные параметры выплат.

Выслуга лет относится к специальному стажу, но она сама по себе является юридическим фактом, достаточным для назначения пенсии. При наличии нужной выслуги лет возраст человека и другие параметры не будут важны для назначения пенсии.

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Изначально система начисления пенсии с учетом стажа и баллов начала применяться в 2015 году, но переход на нее осуществляется постепенно. С каждым годом увеличивается количество баллов, а также срок выплаты страховых взносов для выхода на пенсию увеличиваются.

Если в 2015 году для получения было достаточно 6 лет выплаты страховых взносов и 6,6 баллов (коэффициентов), то в 2019 году требования уже значительно больше – 10 лет и 16,2 балла. В 2024 году требования по сроку уплаты страховых взносов достиг своего максимума – 15 лет (при этом надо будет иметь не меньше 28,2 баллов), а в 2025 году полностью завершиться переход на новую систему назначения пенсионного обеспечения, и увеличатся требования по коэффициенту до максимума – 30.

Таблица. Требования к минимальной продолжительности периодов уплаты страховых взносов и индивидуальному коэффициенту в разных годах.

Год выхода на пенсиюМинимальное значение ИПК (баллов)Требования к продолжительности уплаты страховых взносов (лет)
20156.66
201697
201711.48
201813.89
201916.210
202018.611
20212112
202223.413
202325.814
202428.215
202530

Минимальные требования в отношении ИПК и периодов уплаты страховых взносов одинаковые для женщин и мужчин. Но еще одно условие – достижение возраста будет различаться.

Женщинам

Начиная с 2019 года, происходит постепенное повышение возраста назначения выплат от ПФР для женщин. Если до 2018 года он составлял 55 лет, то к 2023 году он достигнет 60 лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно – 1 год прибавляют ежегодно.

Женщинам, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию в 2019 и 2022 годах, предоставлена небольшая льгота. Они смогут оформить назначение выплат на полгода раньше, чем предусмотрено новыми правилами, т. е. в возрасте 55,5 и 56,5 лет соответственно.

Мужчинам

Мужчинам также поднимают пенсионный возраст на 5 лет. До 2018 года они могли выходить на пенсию в 60 лет по стандартным правилам, а с 2023 года это будет возможно только в 65 лет. Происходит повышение также постепенно – 1 год к возрасту будущих пенсионеров добавляют ежегодно.

В 2019 и 2022 годах предусмотрены также и льготы по назначению пенсии на полгода раньше, чем положено по новым правилам.

Какие периоды трудового стажа учитываются

В трудовом стаже учитываются по стандартным правилам периоды, когда производились отчисления в ПФР. Это отражает суть происходящих реформ, в результате которых пенсионное обеспечение должно будет производиться по принципу страхования.

Обычно взносы в ПФР за человека платит работодатель. Это правило выполняется, если гражданин трудоустроен официально, и организация-работодатель осуществляет все положенные законодательством перечисления во внебюджетные фонды. Все поступающие средства от работодателя учитываются на отдельном лицевом счете, на основе их суммы рассчитываются балльные коэффициенты.

Все отчеты в ПФР для правильного назначения в будущем пенсионного обеспечения также передаются работодателем. Сам гражданин может в любое время запросить в ПФР справку по своему лицевому счету и узнать о накопленных коэффициентах и другую важную информацию.

Включают в трудовой стаж дополнительно время, когда человек находится на больничном, в отпуске по уходу за малышом до 1,5 лет или проходит военную службу. Если гражданину приходится ухаживать за ребенком-инвалидом, пожилым родственником и т. д., то это время также будет включено при расчете периода страхования.

В этом видео рассказывается о периодах работы и других периодах, которые засчитываются в страховой стаж для пенсии:

Кто может оформить трудовую пенсию досрочно

Хотя государство повышает пенсионный возраст, при этом были сохранены льготы для многих категорий населения . Они позволяют рассчитывать на назначение обеспечения от ПФР значительно раньше.

Основные типы льгот для досрочного оформления трудовой пенсии:

  1. Профессиональные. Если человек трудится в тяжелых и/или опасных условиях, то ему могут предоставляют право на назначение обеспечения от ПФР раньше общеустановленных норм. Например, воспользоваться этой льготой могут шахтеры или работники горячих цехов.
  2. Территориальные. Если гражданин работает на Крайнем Севере, то он может рассчитывать на возможность закончить трудовую деятельность и уйти на заслуженный отдых раньше достижения общеустановленного возраста. Некоторым другим лицам также доступны данные льготные условия.
  3. Социальные. Наличие определенного социального статуса позволяет выйти на заслуженный отдых раньше, чем это установлено для граждан без такого статуса. Например, воспользоваться такой льготой имеют право многодетные матери, представители коренных народов, если ведут традиционный образ жизни и т. д.

Можно ли получать пенсию, если недостаточно стажа, или он отсутствует

Российское государство по праву считается социальным. Даже если человек не работал официально никогда в жизни, и за него не производились никогда отчисления во внебюджетные фонды, то его не оставят без средств существования в старости.

При отсутствии или недостаточном стаже, а также в ситуации, когда у человека нет или недостаточно баллов, ему назначают социальную пенсию . Она имеет несколько существенных отличий:

  • Может быть назначена только нетрудоспособным лицам. Одновременно работать и получать социальные пенсионные выплаты невозможно.
  • Размер страховых пенсионных выплат, конечно, будет больше социальных. Но все же это лучше, чем ничего.
  • Возраст для назначения социальных выплат выше. Он увеличен на 5 лет и поднимается вместе со стандартным возрастом для назначения пенсионного обеспечения.

Наличие определенного трудового стажа – важное условие для назначения страхового пенсионного обеспечения. Если его недостаточно, то человек сможет рассчитывать только на социальные пенсионные выплаты, которые назначают на 5 лет позже. Но надо не забывать, что для выхода на заслуженный отдых с получением положенного денежного обеспечения от государства требуется выполнение и других условий.

Полезное видео

Какой минимальный трудовой стаж для получения пенсии с 1 февраля 2019 года, узнаете из этого видео:

Какие периоды стажа не войдут в пенсию в 2022 году: это коснется всех и надо знать заблаговременно!

Пенсионный фонд России назвал периоды стажа, которые не войдут в пенсию. Отныне некоторые периоды трудового стажа при назначении пенсионных выплат учитывать перестанут – во всяком случае, если непосредственно до или после этих периодов человек не трудился в какой-либо другой сфере, обеспечивая соответствующие отчисления в ПФР.

Какие периоды стажа не войдут в пенсию в 2022 году: это коснется всех и надо знать заблаговременно!

В Пенсионном фонде России рассказали, какой трудовой стаж с этого года больше не будет учитываться при начислении пенсии.

Как пояснили в пресс-службе ПФР, с 2019 года перестали учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР.

В 2022 году в качестве трудового стажа больше не учитываются:
  • Служба в армии, а также во вневедомственных структурах;
  • Период, когда человек получал пособие по безработице;
  • Период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности;
  • Временная нетрудоспособность;
  • Очное обучение в колледже, вузе, аспирантуре, докторантуре;
  • Уход за ребенком до полутора лет;
  • Уход за ребенком-инвалидом, взрослым инвалидом первой группы, а также за пожилым (от 80 лет и старше) человеком.

В ПФР добавили, что периоды очного обучения в вузах как раз исключены из списка, потому что на период обучения отчисления в фонд за гражданина не идут, пишет издание Primpress.

Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2022 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 11 лет и должны набрать 18,6 пенсионных баллов. Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

Читайте также:  Что делать при отказе от госпитализации по закону?

Что такое 1 пенсионный балл ?

  • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
  • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Читайте также:

ПФР назвал периоды советского стажа, которые учитываются при назначении пенсии

В Пенсионном фонде России (ПФР) назвали гражданам страны периоды трудового стажа, полученные в советское время, которые будут учитываться при назначении пенсии по старости, сообщает PRIMPRESS.

Многие граждане не знают, используются или нет те или иные периоды советского стажа при назначении пенсии.

Как уточнили в ПФР, стаж, полученный до 1 января 1992 года, можно как раз и называть советским. Для назначения страховой пенсии по старости учитывается весь подобный стаж, но, конечно же, если он будет подтвержден должным образом:

  • Гражданину зачтут военную службу или службу в силовых ведомствах СССР.
  • Работа в партии тоже будет учитываться при назначении пенсии.
  • Равно как и официальное трудоустройство в колхозе. Однако в последнем случае обязательно должна была быть прописка в колхозе.
  • Также в счет трудового стажа для назначения пенсии включается период получения образования в различных учебных заведениях от III уровня аккредитации и выше, то есть в институтах, университетах, академиях.
Как пенсионерам легко восстановить трудовой стаж, включая советский

Пенсионерам рассказали, как можно с легкостью восстановить «утерянный» трудовой стаж, включая тот, который был получен в советские годы, сообщает PRIMPRESS.

С проблемой учета трудового стажа сталкивается каждый неработающий пенсионер. Зачастую трудность возникает в том, что в Пенсионном фонде якобы отсутствуют должные сведения о рабочем периоде гражданина.

Пенсионеры предпринимают различные шаги, чтобы восстановить «выпавший» период стажа. Одним из таких решений может стать довольно бесхитростный способ.

Так, один из пенсионеров обратился в архивный отдел, чтобы получить справку о работе, однако там сведений о его трудовом периоде не оказалось. В Пенсионном фонде развели руками. Однако мужчина вспомнил своего бывшего коллегу, который мог бы подтвердить истинность его слов.

Тогда пенсионер написал заявление в ПФР с просьбой обратиться за подтверждением к такому-то гражданину, который также работал на том предприятии в то же время.

«Именно таким образом пенсионер Владимир Валерьевич учел восемь лет своего советского трудового стажа к пенсии», – уточняют эксперты.

Как подтвердить трудовой стаж при помощи бывших коллег:
  • В ПФР разъясняли, что для этого приводить их в отделение фонда не обязательно.
  • Для этого достаточно предоставить письменное заявление и отсканированные страницы трудовых книжек коллег.

Засчитываются ли в льготный стаж годы работы в бывших союзных республиках?

В соответствии с новым Федеральным законом №400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

  • В такой страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • При этом к страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации приравниваются уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до 1 января 2002 года.

Если начало работы и (или) иной деятельности гражданина приходится на период СССР, а окончание работы — на период в одном из государств СНГ, то территориальный орган ПФР направляет уточняющий запрос в компетентное учреждение государства-участника международных соглашений.

  • В запросе уточняется информация о работе и (или) иной деятельности гражданина на территории этого государства за период после распада СССР (после 1 декабря 1991 года).

Таким образом, при подтверждении периодов работы в государствах, расположенных на постсоветском пространстве, бывших союзных республиках Союза ССР, после 01.12.1991, эти периоды также могут быть зачтены в стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию.

Как зачесть весь стаж при назначении пенсии

Добрый день. Я проживаю в России с 1992 года. Работаю по сей день. Стаж в России 23 года. По 1992 год работала и жила в Эстонии. Стаж с 01.09.1981 по 30.04.1992 г. более 10 лет. При первом обращении в ПФР (г.Краснодар) мне сказали, что у меня заработки тянут на коэффициент 1,52. Но расчет будет по 1,2. Ладно. согласна. Получилось 12000. Хорошо. А теперь звонят и сообщают, что расчет неправильный, “всплыла” Эстония. Обещали урезать пенсию, так как стаж эстонский не зачтут. К чему готовиться? Правомерно ли это? Спасибо.

Ответы юристов ( 3 )

Уточните у Вас часть эстонского стажа хотят не засчитать или весь? Насколько я понимаю стаж до даты объявления независимости Эстонии должен быть засчитан.

Эти периоды подлежат включению в стаж на основании :

В соответствии с пунктом 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N99p для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 г. N88-16).

При разрешении споров, связанных с правом на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, необходимо руководствоваться не только нормами законодательством РФ, регулирующим установление пенсии гражданам, но и правилами международных договоров Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, п. 2 ст. 1 Закона N 166-ФЗ).

В соответствии с нормами международных Соглашений, в том числе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 года (ратифицированного 27 ноября 1996 года), при переселении пенсионера в пределах государств — участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств — республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств — участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011 года.
Согласно п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии (п. 1 ст. 6 Договора).
В силу п. 3 ст. 5 Договора если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Следовательно, исходя из смысла п. 3 ст. 5 Договора, данные периоды должны суммироваться не как общий пенсионный стаж, а как специальный стаж.

Более того, такое суммирование пенсионного стажа согласуется и с положениями п. 4 ст. 5 Договора, согласно которому в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

Пенсионный стаж, приобретенный на территориях ЭССР и РСФСР, суммируется как общий пенсионный стаж, только в том случае, если в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на территории обеих республик, не возникает право на получение льготной (досрочной) трудовой пенсии по старости.

Такой вывод основывается на положениях статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Читайте также:  Как отменить договор купли-продажи квартиры после регистрации права?

Учтут ли гарнизонный стаж при назначении пенсии по закону?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 “При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке” (извлечение)

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29
“При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке”
(извлечение)

Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) по Кировскому району г. Волгограда об оспаривании действий по установлению страхового стажа.

Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2004 г. заявление оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 21 октября 2004 г. решение суда оставила без изменения.

В надзорной жалобе Л. просил отменить указанные постановления.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 октября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Судья Верховного Суда РФ, рассмотрев 9 декабря 2005 г. истребованное по надзорной жалобе дело, в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона .

Как установлено в п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В п. 2 ст. 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

В ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п. 4 ).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Суд, руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, в связи с чем признал действия ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда по назначению и исчислению пенсии Л. правомерными.

Довод в надзорной жалобе Л. о том, что согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” периоды его “работы в районах Крайнего-Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права.

Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, что вытекает из пп. 6 и 9 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” ( п. 6 ), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона ( п. 9 ).

Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона , регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст. 16 и 17 , а также ст. 18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

Таким образом, как указывалось ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда, оценка пенсионных прав заявителя произведена по наиболее выгодному для него варианту.

Довод в надзорной жалобе о необоснованности ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права.

Именно в п. 3.2 названного Постановления указано, что для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. “О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.

Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, в силу которой – во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 этого же Федерального закона – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Какие периоды в 2019 году исключены из пенсионного стажа?

С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

Какие периоды теперь не учитываются

К таким периодам имеют отношение:

  • служба в армии или вневедомственным структурам;
  • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
  • временная нетрудоспособность;
  • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
  • получение пособия по безработице;
  • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30:

Читайте также:  Когда дают отсрочку от армии по законодательству РФ?

В зависимости от категории стажа

Стаж для назначения пенсии

При подсчете этого вида могут исключить:

  • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
  • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
  • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
  • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
  • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
  • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

Основные разновидности стажа.

Стаж для досрочной пенсии

Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях. Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

  • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
  • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
  • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

Стаж для сокращения на 2 года

Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

Для получения сельской надбавки

Работникам сельской местности с начала 2019 года провели индексацию пенсии на 25%. Чтобы ее получить необходимо иметь стаж от 30 лет в сельском хозяйстве и не трудиться на текущий момент. Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

Как соотносятся на практике служба в армии и общий трудовой стаж вы узнаете в публикации на нашем сайте.

Трудовой стаж для пенсии: частые вопросы

Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

  • на отдельных должностях (например, педагогам в детских учреждениях для получения выплат от государства нужна минимальная выработка 25 лет; медикам, работающим на селе, — 25, и 30 — для тех, кто трудится в городе);
  • в конкретных отраслях (у военнослужащих — 25 лет, иногда используют смешанный стаж для пенсии в МВД);
  • в специфических условиях — опасных или вредных (например, на судах Морфлота рыбной промышленности мужчинам — 25, женщинам — 20);
  • в установленных местностях (на Крайнем Севере — 15 лет).

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.

Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальное количество баллов

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Работники — выходцы из стран ЕАЭС смогут претендовать на расчет и получение пенсии в России с учетом периода работы на родине. Как сообщил Президент Владимир Путин, соответствующее соглашение практически подготовлено Евразийской комиссией.

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

В Евразийской комиссии договорились, что государства подготовятся к подписанию соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся до конца 2019 г. Сам документ, вероятно, вступит в силу уже со следующего года.

Напомним, сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. По некоторым оценкам, из соседних стран на работу в РФ приехало не менее половины всех трудовых мигрантов. После подписания соглашения о пенсионном обеспечении они будут заинтересованы в получении официальной работы и белой заработной платы, чтобы впоследствии получать хорошую пенсию. Как это отразится на работодателях, скоро увидим.

Ссылка на основную публикацию