Незаконная передача оружия другому лицу: ответственность
Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 06.05.2015)
V. Передача оружия и патронов
15. Оружие и патроны могут передаваться:
а) в органы внутренних дел – должностными лицами государственных органов, лицами, подлежащими государственной защите, военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награжденными оружием, и гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п.);
б) в организации, ведущие охотничье хозяйство, – гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями;
ж) спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения на стрелково-стендовых объектах, – гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований;
ж.4) гражданам Российской Федерации – спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия;
з) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
__________
Примечание. Иные случаи могут быть согласно:
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”
Статья 12. Обязанности полиции, пункт 21
Статья 13. Права полиции, пункт 16
Источник:
http://www.consultant.ru/popular/police/115_3.html#p144
Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646
Источник:
http://base.garant.ru/70227192/
__________
Федеральный закон “Об оружии” от 13.12.1996 N 150-ФЗ
Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия
На территории Российской Федерации запрещаются:
7) продажа, передача , приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров;
8) продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях;
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”
Статья 12. Обязанности полиции
21) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;
Статья 13. Права полиции
16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646
I. Общие положения
2. Государственную функцию по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами УЛРР МВД России, ГУТ МВД России , подразделений лицензионно-разрешительной работы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне, а также должностными лицами подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, имеющих специальное звание полиции.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5
“О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”
С изменениями и дополнениями от:
6 февраля 2007 г., 3 декабря 2013 г.
Приобретение, передача , сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет.
Под незаконной передачей оружия , его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.
.
Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу , сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.
Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
Судя по этому определению если просто дал свое ружье кому-нить поносить/подержать то это не будет являться незаконной передачей.
В момент передачи оружия другому лицу вы прежде всего нарушаете условия вашего разрешения на оружие, сознательно провоцируя нарушение правил ношения и хранения. А ваш товарищ тем более, беря чужое оружие, нарушает ФЗОО, т.к. использует его без соответствующего разрешения.
Естественно, в ситуациях экстремальных и подпадающих под определения необходимой обороны и крайней необходимости, вашим оружием может воспользоваться кто угодно, и вашей вины не будет – если впоследствии вы с ним докажете НО или КН.
Право на передачу
Что с юридической точки зрения является передачей оружия? — такой вопрос был недавно задан автору статьи. Кто-то из наших читателей, возможно, удивится. Ведь законодательство в сфере оборота оружия на этот вопрос дает однозначный ответ.
Фото Антона Журавкова
Оружие может быть передано прямо названным лицам и в порядке, определенном законодательством. Так, ФЗ «Об оружии», не разъясняя термина «передача оружия», законный оборот которого строго регламентирован, указывает тем самым на запрет его передачи лицам, не имеющим на это специального права.
Абзац 5 статьи 22 ФЗ «Об оружии» устанавливает обязанность граждан на обеспечение хранения принадлежащего им на законных основаниях оружия в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 1 части 1 статьи 27 этого закона установлено, что органы внутренних дел производят изъятие оружия и патронов к нему в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ.
Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. от 6 февраля 2007 года, 3 декабря 2013 года): под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимает их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
Пункт 10 этого же документа устанавливает, что приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет.
За незаконные приобретения, продажу, передачу, перевозку и ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия предусмотрена административная ответственность. Например, в соответствии с частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ законодательством установлено, что передача оружия допустима лишь в порядке, установленном законодательством.
Порядок передачи оружия и лица, которым его можно передать, установлены в Разделе 5 Правил 814.
Здесь дан перечень случаев, когда и кому граждане могут передавать хранящееся у них на законном основании оружие и патроны к нему.
Так, в пункте 15 Правил 814 сказано, что оружие и патроны к нему граждане могут передавать: в ОВД для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п; в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями; в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; в органы по сертификации, аккредитованные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, в испытательные лаборатории (станции) — для проведения сертификационных испытаний; экспертам по культурным ценностям, уполномоченным Министерством культуры Российской Федерации, — для проведения государственной экспертизы (историко-культурной или искусствоведческой) ввозимого в Российскую Федерацию и (или) вывозимого из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, коллекционируемого оружия, имеющего культурную ценность, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации; юридическим лицам, уставами которых предусмотрено осуществление перевозки оружия и патронов, — для перевозки оружия и патронов в установленном порядке; спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения на стрелково-стендовых объектах, для обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований; в наградные фонды для формирования наградных фондов оружия и патронов к нему; в музеи и иные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации для коллекционирования и (или) экспонирования оружия и патронов к нему; в спортивные организации и образовательные организации в системе одного вида спорта, связанного с использованием огнестрельного оружия, а также спортсменам — членам спортивных сборных команд Российской Федерации — для временного использования общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации по видам спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия; гражданам Российской Федерации, спортивным и образовательным организациям на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия; в иных случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.
К автору ранее обращались с просьбой разъяснить правомерность привлечения к административной ответственности и изъятия оружия у охотников, когда они в связи с имеющейся немощью передавали его своим внукам, сыновьям и друзьям для транспортировки и ношения к местам охот. При этом некоторые даже ссылались на то, что являются инвалидами первой группы, которым необходима посторонняя помощь.
Конечно, такое случается и если не привлекает внимания лиц, которые обладают компетентностью проверять правила оборота оружия, остается без правовой оценки. Как правило, ответственности за это не наступает.
Но все же такая передача незаконна, как на это ни посмотри.
Инвалиды первой группы в настоящее время различаются. Некоторым категориям разрешена даже трудовая деятельность, а иным предоставляется за счет государства помощь, которая оплачивается и период исполнения которой входит в трудовой стаж, дающий право на пенсию.
Однако посторонняя помощь инвалидам строго регламентирована законодательством о здоровье и социальной защите инвалидов, а также действующими медицинским регламентами.
В них нет ничего, что бы могло оправдать передачу инвалидом оружия другому лицу. Ведь на оборот конкретной единицы охотничьего оружия определенному лицу выдается соответствующее разрешение.
Юридическая консультация. Журнал №9 — 2015 год.
О передаче охотничьего оружия другому лицу.
Водорезов Ю. Г. просит разъяснить, что следует понимать под передачей оружия другому лицу и можно ли использовать нарезное оружие, в частности, при охоте на лисицу и бобра?
О передаче оружия говорится в нескольких действующих нормативно-правовых актах. Передача может совершаться по закону, а может совершаться и противозаконно.
Например, владелец охотничьего ружья решил подарить его своему другу. В этом случае, в соответствии с Федеральным законом “Об оружии”, друг должен получить в органе внутренних дел лицензию на приобретение охотничьего оружия. Владелец по месту регистрации ружья должен обратиться в полицию с заявлением о намерении передать ружье конкретному лицу. В полиции ружье будет перерегистрировано на нового владельца ружья. Таким образом, ружье будет передано другому лицу по закону.
В Уголовном кодексе РФ (ст. 222 ч. 1) за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) предусмотрена уголовное наказание. Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2) или организованной группой (ч. 3), предусмотрено более суровое наказание.
В части четвертой этой статьи предусмотрена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия.
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 5 от 25.06.1996 г. с внесенными в него изменениями постановлениями от 6.02.2007 г. № 7, от 3.12.2013 г. № 34 и другими разъяснил, что под незаконным сбытом оружия и боеприпасов следует понимать их продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга и т.д.
При сбыте оружия и боеприпасов эти предметы переходят в безвозвратное отчуждение, в собственность другого лица в результате сделки, которая может быть возмездной, но может быть и безвозмездной.
А передачей оружия будут считаться те действия собственника оружия,
при которых он остается его собственником, но передает оружие и боеприпасы временно, например, на время проведения охоты и т.п.
Можно привести такой пример: гражданин в собственности имеет два охотничьих ружья. При выходе на охоту он одно ружье передает родственнику, с которым идет на охоту. В этом случае собственник охотничьего оружия совершает административное правонарушение — незаконную передачу гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 20.8. п. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а родственник совершает административное правонарушение в виде незаконного ношения гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия. По этой же статье Кодекса несет ответственность собственник огнестрельного оружия ограниченного поражения при передаче его другому лицу и лицо, которое незаконно носит такое оружие.
За подобные нарушения предусмотрены довольно суровые меры наказания: наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему, на должностных лиц штраф от 10 до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, либо административное приостановление их деятельности на срок от 10 до 60 суток.
Надо заметить, что дела об этих правонарушениях рассматривают органы внутренних дел, но если в этих органах решат, что в данном случае следует конфисковать оружие и патроны, материалы направляются судье, который и принимает решение по этому правонарушению, так как конфискацию оружия может применить только судья.
Административным кодексом предусмотрена административная ответственность не только за передачу охотничьего огнестрельного оружия, но и за передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел (ст. 20. 10. Кодекса).
Чем опасны эти правонарушения? Они опасны тем, что нарушают общественный порядок и общественную безопасность.
Оконченным это правонарушение считается с момента передачи этих предметов.
Эти правонарушения могут совершать как граждане, так и должностные, и юридические лица.
В Законе “Об оружии” (ст. 13) четко изложен порядок приобретения оружия и патронов, их регистрация и передача.
Хотелось бы напомнить к изложенным правовым нормам из Кодекса РФ об административных правонарушениях еще некоторые из Закона “Об оружии”. Так запрещена передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных учреждениях (ст. 6 п.).
В случае выявления нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов к нему выданная ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымается органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, который установлен законодательством (ст. 26 Закона).
Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел по изложенным в ст. 27 Закона “Об оружии” основаниям, в том числе в случае нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов.
В правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 с последующими изменениями, перечисляются случаи, при которых граждане могут передавать имеющееся у них оружие и патроны и в какие организации это можно делать.
Например, граждане могут передать оружие и патроны в органы внутренних дел: на время отпуска, командировки, лечения и т.п. в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся этими организациями; в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; оружие может передаваться гражданам РФ спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятия видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия и т.д.
Несколько слов о взаимосвязи владения охотничьим оружием на законном основании и производством охоты.
В Федеральном законе “Об охоте…” говорится, что любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу в соответствии с действующим законодательством (ст. 14). Охотник кроме путевки и разрешения должен иметь с собой охотничий билет и разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданное в порядке, предусмотренном Законом “Об оружии”, кроме случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию.
В соответствии с правилами охоты, утвержденными Минприроды РФ от 16 ноября 2010 г. с последующими изменениями, при осуществлении охоты с собой надо иметь охотничий билет, если охота производится с охотничьим огнестрельным или пневматическим оружием — разрешение на его хранение и ношение, в случае охоты в общедоступных охотугодьях — разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, в случае охоты в закрепленных охотугодьях — разрешение на добычу охотресурсов и путевку, если охота производится на иных территориях, должно быть разрешение, выданное уполномоченным лицом.
Правила не содержат запрета на применение нарезного оружия при охоте на лисицу, бобра, но охота на сусликов, кротов, хомяков, бурундуков, ондатру, выдру, ласку, водяную полевку осуществляется при помощи самоловов.
Таким образом, вопросы передачи оружия и патронов разрешаются Законом “Об оружии”, “Об охоте…”, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, вышеназванными постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, Правилами охоты.
Катаржин П.Ф. из Оренбургской области спрашивает: имеет ли он право, как пенсионер, льготы на оплату за путевку на охоту и имеет ли он право ловить рыбу в водоеме, находящемся в частной собственности?
К сожалению, в сети интернет нет сведений о льготах для пенсионеров при приобретении путевок в охотничьих организациях, входящих в Оренбургское областное общество охотников и рыболовов. По телефону председатель областного общества Булгак А.В. сообщил, что в Орском городском обществе охотников и рыболовов, находящимся по месту жительства Катаржина, цена путевки для пенсионеров снижена на 50 %.
На водоемах, находящихся в частной собственности, можно ловить рыбу только с разрешения собственника водоема.
Тимошенко В.И. из г. Абакана спрашивает, кто из работников полиции имеет право проверять соблюдение правил хранения оружия?
В соответствии с Законом “Об оружии” контроль за оборотом гражданского и служебного оружия осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов РФ (ст. 28).
В настоящей статье рассматривается вопрос о контроле за оборотом оружия только органами внутренних дел. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (далее Инструкция) с последующими изменениями.
Приказом МВД РФ от 29 июня 2012 г. № 646 утвержден Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по контролю за оборотом оружия (далее Регламент), в который приказом МВД РФ от 10 октября 2013 г. М 832 внесены изменения.
Среди должностных лиц органов МВД РФ в соответствии с Регламентом, которые имеют право осуществлять контроль за оборотом оружия на районном уровне, названы должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений участковых уполномоченных полиции, сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, имеющие специальные звания полиции. В Регламенте записано, что должностные лица территориальных органов МВД России при исполнении государственной функции имеют право проводить проверки, в том числе мест хранения оружия и патронов к оружию, разрешений на хранение, хранение и ношение оружия, изымать в случаях, предусмотренных законодательством, оружие и патроны и др.
Должностные лица обязаны предъявить по требованию физических или юридических лиц служебное удостоверение и сообщить о цели прибытия на место хранения оружия и патронов.
Физическое лицо, в отношении которого проводится проверка, имеет право ознакомиться с документами должностного лица, прибывшего для про
ведения проверки, записать данные и проверить его полномочия посредством телефонного звонка, в том числе в соответствующий территориальный орган МВД России, делать в акте проверки письменные примечания (замечания), обжаловать действия (бездействие) должностного лица, проводившего проверку и др.
В этом Регламенте записано, что в случае уведомления гражданином органа внутренних дел о принятом решении продать оружие и патроны, полнота проверки и достоверности сведений должна осуществиться в срок не более 11 дней с момента регистрации обращения. Это положение Регламента относится и к разрешению заявления Краснова.
Срок осуществления функции по контролю за оборотом оружия в отношении граждан установлен не реже одного раза в год по месту хранения оружия.
Для проведения проверки руководитель территориального органа МВД России по месту хранения, использования или торговли оружием направляет уполномоченных должностных лиц (ст. 79).
Должностные лица при осуществлении проверки должны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение.
При себе должностные лица должны иметь предписание о проведении проверки по установленной форме. При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, должностными лицами устанавливаются (ст. 82):
- соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
- наличие запирающегося на замок сейфа или металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;
- условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.
По результатам проверки должен быть составлен акт проверки, копия которого вручается владельцу оружия (ст. 88).
При выявлении нарушения, состав которого предусмотрен кодексом РФ об административных правонарушениях, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушений (ст. 90). Если нарушений не выявлено, в акте проверки делается запись “Нарушений не выявлено”.
В связи с такими требованиями, изложенными в названном Регламенте, утвержденном Министром внутренних дел РФ В. Колокольцевым, хотелось бы снова вернуться к письму Хахлина В.М., и посоветовать начальнику полиции Кашину А.А. еще раз посмотреть на свое решение, которым он отнял у пенсионера, инвалида 2-ой группы 500 рублей, и сверить его с требованиями Регламента.
Незаконная передача оружия другому лицу: ответственность
Всё чаще в социальных сетях появляются «селфи» молодых людей и девушек с гражданским огнестрельным оружием. Которые демонстрируют свои, а может и не свои трофеи, и на фоне добычи или с приятелями в компании, фотографируют себя во все оружие, а ведь большая часть этих молодых людей даже не имеет права на хранение и ношения оружия.
Кто? Зачем? И на каком основании попало людям в руки оружие? Многие владельцы оружия и не задумываются о том, что может быть с такими «горе-охотниками»? А все из-за того, что владельцы оружия, халатно относятся к правилам хранения и ношения своего личного оружия и легко передают его своим повзрослевшим детям, знакомым на выходные или просто для прогулки по лесу и даже не думая о последствиях, а ведь иногда они могут быть и плачевными.
Чтоб разграничить все «за» и «против» мы проконсультируемся с инспектором отделения лицензионно – разрешительной работы (по Еловскому району) Управления Росгвардии по Пермскому краю капитаном полиции Лазаревой Еленой Вячеславовной.
Елена Вячеславовна, скажите, можно ли передавать оружие и что следует понимать под передачей оружия другому лицу?
О передаче оружия говорится в нескольких действующих нормативно-правовых актах. Передача может совершаться по закону, а может совершаться и противозаконно.
Например, владелец охотничьего ружья решил подарить его своему другу. В этом случае, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ, друг должен получить в отделении лицензионно – разрешительной работы лицензию на приобретение охотничьего оружия. Владелец по месту регистрации ружья должен обратиться в отделение с заявлением о намерении передать ружье конкретному лицу, где далее ружье будет перерегистрировано на нового владельца ружья. Таким образом, ружье будет передано другому лицу по закону.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (ч. 1 ст. 222) за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) предусмотрена уголовное наказание. Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2) или организованной группой (ч. 3), предусмотрено более суровое наказание.
В части четвертой этой статьи предусмотрена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 25.06.1996 г. № 5 разъяснил, что под незаконным сбытом оружия и боеприпасов следует понимать их продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга и т.д.
При сбыте оружия и боеприпасов эти предметы переходят в безвозвратное отчуждение, в собственность другого лица в результате сделки, которая может быть возмездной, но может быть и безвозмездной, а передачей оружия будут считаться те действия собственника оружия, при которых он остается его собственником, но передает оружие и боеприпасы временно, например, на время проведения охоты и т.п.
Можно привести такой пример: гражданин в собственности имеет два охотничьих ружья. При выходе на охоту он одно ружье передает родственнику, с которым идет на охоту. В этом случае собственник охотничьего оружия совершает административное правонарушение — незаконную передачу гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а родственник совершает административное правонарушение в виде незаконного ношения гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия. По этой же статье Кодекса несет ответственность собственник огнестрельного оружия ограниченного поражения при передаче его другому лицу и лицо, которое незаконно носит такое оружие.
За подобные нарушения предусмотрены довольно суровые меры наказания: наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему, на должностных лиц штраф от 10 до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.
Надо заметить, что дела об этих правонарушениях рассматривают органы внутренних дел, но если в этих органах решат, что в данном случае следует конфисковать оружие и патроны, материалы направляются судье, который и принимает решение по этому правонарушению, так как конфискацию оружия может применить только судья.
Административным кодексом предусмотрена административная ответственность не только за передачу охотничьего огнестрельного оружия, но и за передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел (ст. 20. 10 КоАП РФ).
Чем опасны эти правонарушения? Они опасны тем, что нарушают общественный порядок и общественную безопасность.
Оконченным это правонарушение считается с момента передачи этих предметов.
Эти правонарушения могут совершать как граждане, так и должностные, и юридические лица.
В Законе «Об оружии» (ст. 13) четко изложен порядок приобретения оружия и патронов, их регистрация и передача.
Хотелось бы напомнить к изложенным правовым нормам из Кодекса РФ об административных правонарушениях еще некоторые из Закона «Об оружии». Так запрещена передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных учреждениях (ст. 6).
В случае выявления нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов к нему выданная ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымается до принятия окончательного решения в порядке, который установлен законодательством (ст. 26).
Изъятие оружия и патронов к нему производится по изложенным в ст. 27 Закона «Об оружии» основаниям, в том числе в случае нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов.
В правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 с последующими изменениями, перечисляются случаи, при которых граждане могут передавать имеющееся у них оружие и патроны и в какие организации это можно делать.
Например, граждане могут передать оружие и патроны в органы внутренних дел: на время отпуска, командировки, лечения и т.п. в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся этими организациями; в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; оружие может передаваться гражданам РФ спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятия видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия и т.д.
Несколько слов о взаимосвязи владения охотничьим оружием на законном основании и производством охоты.
В Федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ говорится, что любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу в соответствии с действующим законодательством (ст. 14). Охотник кроме путевки и разрешения должен иметь с собой охотничий билет и разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданное в порядке, предусмотренном Законом «Об оружии», кроме случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию. Одним словом без разрешения на право хранения и ношения оружия, граждане вообще не имеют права осуществлять охоту на охотничьи ресурсы в лесных массивах из огнестрельного охотничьего оружия.
В соответствии с правилами охоты, утвержденными Минприроды РФ от 16 ноября 2010 г. с последующими изменениями, при осуществлении охоты с собой надо иметь охотничий билет, если охота производится с охотничьим огнестрельным или пневматическим оружием — разрешение на его хранение и ношение, в случае охоты в общедоступных охотугодьях — разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, в случае охоты в закрепленных охотугодьях — разрешение на добычу охотресурсов и путевку, если охота производится на иных территориях, должно быть разрешение, выданное уполномоченным лицом.
Уважаемые владельцы оружия и граждане, кто задумывается вступить в ряды российских охотников!
В наше время нормативно – правовая база по обороту и контролю над оружием постоянно изменяется, если у Вас есть вопросы, в которых вы сомневаетесь или не уверенны, как Вам поступить, обращайтесь каждый вторник, четверг, а также вторую и четвертую субботу месяца, в отделение лицензионно – разрешительной работы (по Еловскому району) Управления Росгвардии по Пермскому краю. Наш адрес: с. Елово, ул. Ленина, 36, каб. № 37
Передача оружия другому лицу ответственность
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Водорезов Ю. Таким образом, ружье будет передано другому лицу по закону. В Уголовном кодексе РФ ст. Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору ч. При выходе на охоту он одно ружье передает родственнику, с которым идет на охоту. Чем опасны эти правонарушения?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!
Передача нарезного оружия другому лицу грозит лишением свободы сроком до 4 лет
Передача оружия другому лицу ответственность
Если приобрести оружие без соответствующего разрешения или продолжать хранить его после окончания срока действия разрешения, есть риск быть привлеченным к административной или уголовной ответственности ст. Административная ответственность может наступить, если охотничье оружие гладкоствольное. Состав правонарушения по ч. Такое правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере от до грн с возможной, но не обязательной, конфискацией оружия.
При этом есть множество нюансов, из-за которых административные дела закрывают, поскольку отсутствует состав правонарушения. Или отправляют обратно в полицию, поскольку она допустила ошибки при оформлении правонарушения, а также при других обстоятельствах.
У мужчины в домашнем сейфе хранилось охотничье ружье. Было соответствующее разрешение, но срок его действия закончился. Собственник выехал на работу в Россию. В доме осталась его дочь, к которой пришла полиция и потребовала открыть сейф. Не зная, где ключи, она позвонила отцу и с его подсказками открыла сейф.
Полиция изъяла оружие и составила на дочь протокол по ст. Суд установил, что дочь никакого отношения к оружию не имеет. Это исключает ее ответственность по ст. Производство закрыто. Два человека отдыхали на даче и выпивали. У одного при себе было охотничье ружье, но он слишком много выпил. Поэтому второй решил взять это оружие и отнести кому-то домой, чтобы чего не вышло нехорошего. Инициатора поймали и составили в отношении него протокол по ст.
Суд закрыл производство по делу в связи з отсутствием в действиях человека состава правонарушения. Судья решил, что ст. При этом временное пользование не подпадает под действие ст. Причина такого решения — отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения. Между тем, у него дома обнаружено гладкоствольное ружье без разрешительного документа. Доказательствами совершения правонарушения в данном деле служили: материалы уголовного производства по ст.
По мнению судьи, виновность лица в совершении административного правонарушения не может основываться исключительно на материалах уголовного производства. Дело в том, что такие документы получены с нарушением установленной процедуры. Ведь составитель админпротокола не предоставил в суд доказательств того, что такие материалы были получены им надлежащим образом.
При этом рапорт следователя не является надлежащим процессуальным документом, на основании которого материалы уголовного производства могут быть предоставлены для составления админпротокола. Кроме того, справка из базы данных о том, что у физлица не зарегистрировано оружие на территории Днепропетровской области, свидетельствует об отсутствии разрешительных документов лишь в одной из областей Украины. Поэтому такие доказательства не могут быть признаны надлежащими и допустимыми.
Также важным является общий вывод суда, сделанный на основе данного кейса. Так, в постановлении указано, что судья, рассматривая дело, не вправе самостоятельно менять фабулу, изложенную в протоколе об админправонарушении, во вред лицу. По сути, фабула представляет собой изложение обвинения в совершении определенного правонарушения.
Виновность лица в таком нарушении должна быть доказана в суде. Судья также не вправе самостоятельно отыскивать доказательства виновности лица. Ведь поступая таким образом, судья неизбежно перетягивает на себя функции обвинения, лишаясь статуса независимого органа правосудия. С полным текстом судебного решения от 12 апреля года можно ознакомиться по ссылке. На гражданина составили админпротокол по ст. Суд заметил: изложенная в протоколе суть нарушения не отвечает диспозиции ст. Поэтому физлицо не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.
Дело закрыто в связи с отсутствием состава правонарушения. Согласно админпротоколу, лицо совершило правонарушение по ст. При этом владелец имел на пистолет разрешение. Суд вернул материалы дела полиции для надлежащего оформления. Одна из причин — полиция не доказала, что газовый пистолет имеет отношение к ст.
Ведь в ней речь идет только об огнестрельном охотничьем или холодном, а также пневматическом оружии. Кроме того, в протоколе не указано, кому именно был передан пистолет, и какое именно огнестрельное оружие передало физлицо.
Также суду не предоставлено само разрешение на газовый пистолет. Вышеизложенное лишает суд возможности определить правильность диспозиции статьи, по которой направлены материалы в суд. Также суд сослался на п. Среди прочего, согласно ст. С полным текстом судебного решения от 18 января года можно ознакомиться по ссылке. В похожем деле, полиция пыталась привлечь к ответственности человека за хранение помпового ружья. Но суд резонно заметил, что ст. Суд заметил, что норма ст. Здесь имеется ввиду указ МВД от В протоколе не указан конкретный пункт данной Инструкции, который нарушен физлицом.
Например, в п. Согласно ст. В соответствии с п. Судебная практика выявила следующие нарушения при составлении протокола, которые послужили основанием для возвращения материалов в полицию на доработку. Протокол по админправонарушению поступил в суд по ст. Из протокола следовало, что владелец ружья имел разрешение, но не продлил срок его действия.
Задержка составила почти год. Владелец свою вину признал и объяснил, что забыл про оружие, которое лежало в сейфе. Но суд, несмотря на признание владельца, принял решение о закрытии дела, поскольку в протоколе неправильно определенно нарушение и статья. Так, согласно ст. Поэтому суд решил, что по ст. С полным текстом судебного решения от 7 марта года можно ознакомиться по ссылке. Согласно фабуле дела, человек добровольно сдал гладкоствольное охотничье оружие, которое хранилось у него с года, в полицию.
Благодарные стражи порядка наградили добропорядочного гражданина админпротоколом по ст. Ведь все это время он хранил оружие без соответствующего разрешения. Признавая человека виновным, суд сослался на ст. Так ли уж надо воспитывать человека, который добровольно сдал оружие? Вот ч. С полным текстом судебного решения от 14 февраля года можно ознакомиться по ссылке. Практика судов. Верховный Суд Кассационный уголовный суд Кассационный административный суд Кассационный хозяйственный суд Кассационный гражданский суд.
Лента новостей. Ярослав Романюк. Елена Кибенко. Санкционированная передача права собственности на квартиру по поддельным документам: ЕСПЧ усмотрел нарушение прав добросовестного приобретателя. Незаконное хранение и передача оружия: что нужно знать о наказании , 11 мая Рассмотрим судебную практику в пользу лиц, которых пытались привлечь к административной ответственности по ст.
Дети за родителей не отвечают У мужчины в домашнем сейфе хранилось охотничье ружье. Временное пользование для переноски Два человека отдыхали на даче и выпивали. Наличие сейфа еще не говорит о хранении На гражданина составили админпротокол по ст. Газовый пистолет и ст. Нарушение порядка составления административного протокола Согласно ст. Статья КУАП содержит две части. Вторая часть касается санкции за повторное нарушение этой статьи на протяжении года.
В протоколе отсутствуют ведомости об идентификационных признаках ружья , которое хранило физлицо. Не указано место жительства лица, которое привлекается к административной ответственности. Такое нарушение ст. Отсутствует характеристика с мест жительства и работы, сведений о пребывании на учете в медицинских учреждениях, а также справки о размере доходов. Протокол составлен в отношении одного человека, но в дополнении к протоколу содержится ксерокопия паспорта другого человека. Поэтому достоверно не установлено лицо , которое совершило правонарушение.
Не указана дата совершения правонарушения.
Незаконное хранение, приобретение, ношение оружия и боеприпасов
Если приобрести оружие без соответствующего разрешения или продолжать хранить его после окончания срока действия разрешения, есть риск быть привлеченным к административной или уголовной ответственности ст. Административная ответственность может наступить, если охотничье оружие гладкоствольное. Состав правонарушения по ч. Такое правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере от до грн с возможной, но не обязательной, конфискацией оружия. При этом есть множество нюансов, из-за которых административные дела закрывают, поскольку отсутствует состав правонарушения. Или отправляют обратно в полицию, поскольку она допустила ошибки при оформлении правонарушения, а также при других обстоятельствах. У мужчины в домашнем сейфе хранилось охотничье ружье.
Незаконное хранение и передача оружия: что нужно знать о наказании
Незаконное хранение оружия и боеприпасов предусматривает наказание в обязательном порядке. Какой будет принятая мера, зависит от нескольких факторов:. Все дела рассматриваются уполномоченными органами в индивидуальном порядке. Поэтому, говорить точно о наказании за незаконное хранение боеприпасов и оружия, можно после уточнения вида оружия и других важных моментов. Хранение огнестрельного оружия без наличия разрешения, а также его передача, сбыт, приобретение и перевозка рассматривается по статье УК РФ.
Незаконный оборот оружия считается одним из наиболее прибыльных видов криминального бизнеса, доходы которого сопоставимы с доходами от наркоторговли. Законом запрещено продавать оружие, передавать и обменивать его без прохождения определенной государственной процедуры, под запретом и владение оружием без лицензии. Незаконное приобретение и хранение оружия — это самостоятельное преступление, но практически всегда оно лишь часть других — разбоя, похищения людей, взятие в заложники, убийства. Это все виды деятельности, связанной с использованием определенного вида оружия, включая ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны. В современном Уголовном кодексе РФ предусмотрено сразу несколько статей
Незаконное обращении с оружием в Украине влечет за собой уголовную ответственность. Преступления данной категории являются достаточно распространенными: уголовные правонарушения против общественной безопасности, к которым относятся указанные противоправные действия, согласно статистике являются одними из самых многочисленных преступлений, за которые граждане осуждаются украинскими судами. Уголовная ответственность наступает по ч.
Передача оружия другому лицу, где прописан запрет?
Подскажите пожалуйста! Могу ли я с товарищем охотником, имеющим разрешение на оружие и соответственно на охоту, охотиться вдвоем одним ружьем условно скажем, передавая его друг другу по очереди? Ситуация подобного рода может случится, если один из охотников забыл оружие дома бывало и такое.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Издание 2-е, измененное и дополненное Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации профессора Ю. Статья Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо без такового. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, — наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Незаконные приобретение, сбыт или ношение газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, — наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух Месяцев либо без такового.
Я – снимаю с депозита, он же у меня. Нужен веский юридический взгляд. Кто прав по закону. Что мы имеем: фикцию в виде декрета Президента или некомпетентность сотрудников налоговой.
Профиль Написать сообщение Профиль Написать сообщение Здравствуйте. Мне одна Московская контора предложила стать её представителем в Минске, она хочет разместить мои данные у себя на сайте.
Куда бежать как спасти корабль. Комментарии не совсем для юридической помощи. На странице указаны телефоны для связи с юр. Подскажите пожалуйста, в фирме работает иностранный гражданин, с ним заключен договор на основании патента.
На консультации клиентом может быть получена вся необходимую ему информация начиная от развода до возмещения вреда здоровью. Претензией является любое письменное требование.
Стратегия – залог успеха. Для наших клиентов мы разрабатываем индивидуальнуюстратегию защиты Цены на услуги адвокатов по военным делам5000 рублей Юридическая консультация у руководителей практики Консультации осуществляют бывшие федеральные судьи: Шарабарова Ирина Павловна, опыт работы более 22 лет; Захарова Елена Александровна, опыт работы более 20 лет; Коханов Николай Игоревич, опыт работы судьей более 20 лет;2000 рублей Консультация в офисе у судебного юриста или адвоката Время консультации не более 1 часа; Консультации осуществляют судебные юристы с опытом работы более 5 лет: Малов Дмитрий Владимирович; 1000 рублей Анализ перспектив дела Если вам необходим развёрнутый ответ на ваш юридический вопрос в течение 2 часов, опишите здесь подробно ваш вопрос.
Есть ли на нас негативное воздействие. Если, да, как можно от него избавиться. С уважением и благодарностью я, Александра.
Зарегистрироваться и максимально детально расписать Ваш вопрос; Оплатить юридическую консультацию; В течение 24 часов Вам придёт подробная юридическая консультация в Ваш личный кабинет на нашем сайте. Юридическая помощь Если уволился в армию опубликован: 11.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ответственность за незаконное владение оружием
Незаконная передача оружия другому лицу: ответственность
ОБОРОТ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ
Оборот гражданского оружия на территории Российской Федерации регулируется Федеральным Законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Данным постановлением Правительства приняты «Правила оборота оружия…». Какое оружие является гражданским? Достаточно подробное разъяснение дано в статье 3 Закона, а если проще выразиться и не влезать в формулировки Закона – то оружие, которое разрешается приобретать гражданам России.
Одной из обсуждаемых тем в настоящее время является тема передачи владельцем оружия другому лицу. В средствах массовой информации, Интернете нередко появляются статьи, где рассказывается о том, как владельцев оружия привлекают к административной ответственности за передачу оружия другим лицам, когда тренировались в стрельбе, находясь в тире или стрельбище. Возникает вопрос – является ли такая передача оружия другому лицу нарушением установленных правил и содержится ли в данном поступке состав административного правонарушения? Каким образом владелец оружия может научить безопасно пользоваться оружием или потренировать своего ребенка, друга и т.д.? Ведь Законом введены возрастные ограничения, когда гражданин может приобрести в личное пользование оружие. А если своего оружия еще нет? Тем более, прежде чем получить лицензию на приобретение оружия гражданин обязан отучиться и сдать соответствующий зачет. Как человек может сдать зачет и приобрести оружие в той местности, где нет стрелковых объектов или объектов, занимающихся обучением охранников? Где законное привлечение к административной ответственности, а где беспредел должностных лиц? Чем должно руководствоваться должностное лицо, привлекающее к ответственности владельца оружия за предоставление личного ружья своему ребенку или другу – личным правосознанием или маразмом? Не секрет, что у каждого свой уровень правосознания, а также и маразма. Как определить золотую середину? Вопросов и споров вокруг этого возникает множество и чем больше затрагивается эта тема, тем больше бывает непонимания.
Чтобы достичь понимания обратимся к Закону «Об оружии» и «Правилам оборота оружия…». В статье 1 Закона даны разъяснения некоторых терминов. Передача оружия не разъясняется. Статьей 6 установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия на территории России. О передаче оружия между физическими лицами на стрелковом объекте для выполнения упражнений стрельбы, на соревнованиях и т.д. ничего не сказано. В «Правилах оборота оружия …» передаче оружия посвящена целая глава № 5, но в ней ни одним словом не оговаривается обращение с оружием физическими лицами на стрелковых объектах. Ни прямого, ни косвенного запрета на передачу владельцем оружия другому лицу для тренировки на стрелковом объекте нет. А если нет запрета, значит можно предоставить свое оружие для тренировки – начинает действовать принцип, что не запрещено, то разрешено. Другой вопрос, каким образом происходит такая передача, вот тут-то и запрятана «золотая середина». Я считаю так, если владелец оружия решился кого-то потренировать из имеющегося у него в личном пользовании оружия, то в процессе тренировки должен постоянно находиться вместе с учеником, ни на минуту не оставлять свое оружие без контроля. Оружие должно использоваться по прямому назначению – для тренировки, для стрельбы. Его оружием не должны воспользоваться в иных целях ни ученик, ни третьи лица. Если же владелец оружия, по каким-то причинам, в процессе тренировки, на какое-то время, оставил свое оружие в стрелковой галерее без личного контроля, сам куда-то ушел и ружьем воспользовались (или могли бы воспользоваться) ученик или третьи лица для совершения правонарушения. То должностное лицо, уполномоченное привлекать к ответственности за нарушения правил оборота оружия, может привлечь владельца к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия. Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях та же самая, что и за передачу, а вот часть статьи и формулировка другие, да и штрафные санкции тоже другие.
Рассмотрим ситуацию, когда владелец оружия передает свое оружие в руки другого лица. Например, Петров в личном пользовании имеет гладкоствольное длинноствольное ружье. Решив, что больше ружье ему не нужно Петров предлагает Иванову купить это ружье. Прежде чем приступить к процедуре переоформления Иванов предложил Петрову сходить в тир и пострелять из этого ружья. Так сказать прицениться к ружью, посмотреть его прикладистость, равномерность осыпи дроби и прочие его качества. Естественно, находясь в тире Петров передаст Иванову ружье для того, чтобы он смог из него хотя бы несколько раз выстрелить. Формально передача ружья в момент стрельбы произведена. Но Петров при стрельбе присутствует, ружье Ивановым используется только для того, чтобы выстрелить в мишень и проверить бой ружья, сама стрельба происходит на стрелковом объекте. Ружье постоянно находится под контролем его владельца. Соответственно, состава административного правонарушения в действиях Петрова нет.
Вопрос, когда же может наступить в действиях Петрова состав административного правонарушения – незаконная передача оружия (огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения)? Ситуация та же самая с продажей ружья Петровым тому же Иванову. Чтобы проверить бой ружья Петров предложил Иванову в тир с ружьем сходить одному, таким образом проверить все преимущества его ружья. Иванов соглашается, берет у Петрова ружье и приходит в тир. Вот в этой ситуации Петров и совершает административное правонарушение – незаконная передача оружия. Во-первых, любая передача оружия может производиться только с разрешения органа внутренних дел, выдавшего разрешение на его хранение и ношение (сейчас органа национальной гвардии, так как контроль за оборотом оружия возложен именно на национальную гвардию). Во-вторых, с момента передачи ружья Петров перестает контролировать, где, как и кем используется его ружье. В-третьих, с момента, когда Иванов принял от Петрова ружье, данное ружье становится объектом другого административного правонарушения, совершенного уже Ивановым – незаконное ношение гладкоствольного длинноствольного оружия. Разрешения на право хранения или разрешения на право хранения и ношения данного ружья Иванов не имеет, такое разрешение выдано только Петрову.
Но как же быть когда, например, участковый уполномоченный составляет протокол на любителей стрельбы за передачу оружия в момент, когда они находились и стреляли в тире? Истина проста – в соответствии с нормами КоАП РФ при составлении протокола должностное лицо обязано указать в фабуле дату, время, место совершения административного правонарушения, в чем выразилось это правонарушение… Например, «01 февраля 2017 года в 10 часов 15 минут в тире по адресу ул. Цветочная, 37 Петров передал Иванову свое гладкоствольное ружье для выполнения упражнения стрельбы, чем нарушил…». А далее это должностное лицо должно сослаться на статью Закона или пункт «Правил оборота оружия…», которые были нарушены Петровым. Чуть выше по тексту я уже говорил, что в Законе «Об оружии» и в «Правилах оборота оружия…» нет запрета на передачу оружия гражданами для выполнения стрелковых упражнений на стрелковом объекте. Следовательно, это должностное лицо не сможет в протоколе указать ни статьи Закона, ни пункта «Правил…», которые, по его мнению, были нарушены Петровым.
Из всего мной сказанного следует вывод: если в процессе тренировки, на соревнованиях и т.д., граждане, владельцы оружия, находясь на стрелковом объекте, передают друг другу оружие, то в их действиях отсутствует состав административного правонарушения, а именно, незаконной передачи оружия нет.
С моим комментарием типичной ситуации кто-то согласится, а кто-то нет. Вы можете задать резонный вопрос, а если все же полицейский составил протокол. Я отвечу так, служителей Закона большое множество. Кто-то из них следует строго норме права. Другие действуют по принципу «а мне приказали наказать в этом тире всех». Третьи служители закона живут по принципу «Закон это я, как сказал, так и будет». В любом случае мой совет, если вы подверглись в подобных ситуациях привлечению к административной ответственности и не согласны с решением должностного лица – обжалуйте это решение в суде. Суд точно разберется – кто есть Закон.