Что делать, если попал в яму на дороге и повредил авто?

evgenvrn36 › Блог › Что делать, если попал в яму на дороге?

Попадание в яму — это ДТП

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:

“Дорожно-транспортное происшествие” — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.

Оформление документов при попадании в яму

Если Вы желаете впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
Видимые повреждения автомобиля;
Яма, которая стала виновником повреждений.
Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.
После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

При оформлении места ДТП следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”:

3.1. Покрытие проезжей части

3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая хотя бы по одному из параметров не соответствует приведенным выше величинам, то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Данную информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, штраф по статье 12.34 КоАП:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика. Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику требование о добровольном возмещении ущерба. В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить. Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени на хождение по различным организациям. Поэтому если повреждения небольшие, и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Как избежать попадания в яму

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

1. В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
2. Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма может образоваться на дороге в течение дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
3. Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если Вы в последний момент повернете руль в сторону от ямы, то Вы “загрузите” именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму вообще не поворачивая колеса, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Что делать, если вы попали в яму на дороге и повредили авто?

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по “дырявому” покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать – гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? – Есть, конечно. Главное – защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер – 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге – 15 см;
  • ширина ямы – до 60 см;
  • глубина – до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки – 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем – за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб.

Сама процедура оформления ДТП стандартна – вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг – понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком – фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Читайте также:  Полное руководство по замене водительского удостоверения

Фото на средней дистанции – шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Учтите! Ужасное состояние дороги – еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках – шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное – доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог – повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее – оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком – набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий – дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант – личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно – хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование – процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или вызвать эвакуатор, если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

Попал в яму на дороге и повредил колесо — Что делать?

Истории автомобилистов, о том, как они попали в яму на дороге и повредили колесо, далеко не редкость. Особенно часто с такой проблемой приходится сталкиваться во время смены сезонов — осенью и весной. Дороги с выбоинами и ямами сегодня встречаются во всех населенных пунктах страны, и хлопоты, которые они доставляют владельцам авто сложно преувеличить.

Даже при самой аккуратной езде есть риск не заметить сильные ухабы на дороге и столкнуться с повреждениями автомобиля. Зачастую в такой ситуации автомобилисты не знают, как правильно поступить и просто ремонтируют автомобиль за свои деньги. Что же делать, если вы все же пробили колесо и виной тому стала яма на дороге? Действовать так же, как и в случае с обычным ДТП и добиваться компенсации своих расходов.

Является ли попадание в яму ДТП?

Если вы пробили колесо в яме на дороге, то произошедшее можно на законных основаниях отнести к ДТП. По официальному определению к дорожно-транспортному происшествию относятся любые ситуации, которые возникли в процесс движения и привели к повреждению транспортных средств, сооружений, гибели или ранению людей. Исходя из этого, нужно следовать тому же алгоритму, что и при любой другой аварии.

  1. Необходимо выставить аварийный знак и включить сигнал аварийной остановки. Может потребоваться освободить проезжую часть, если вы мешаете движению других транспортных средств, и машина остается на ходу. Перед этим обязательно провести самостоятельную фото и видео фиксацию места происшествия.
  2. Следующим шагом будет звонок в ГИБДД. Сотрудники полиции должны выехать к вам для оформления всех необходимых документов.
  3. После приезда стражей порядка важно не только зафиксировать все детали ДТП, но и измерить размеры ямы, указать ее на схеме и отметить отсутствие предупреждающих дорожных знаков в протоколе.
  4. Когда происшествие окажется зафиксированным на месте или в отделении ГИБДД, если вы приехали туда сами, внимательно прочитайте справку. В ней должны быть отражены подробности полученных повреждений и информация о выбоине, ставшей причиной ДТП.

На кого подавать в суд?

Прежде, чем подавать в суд и добиваться взыскания ущерба, после попадания в яму на дороге, необходимо найти ответчика. Чтобы выяснить, кто несет ответственность за состояние данного участка дороги, потребуется обратиться к местной администрации. В государственной структуре должен быть заключен договор с организацией, которая занимается обслуживанием дорожного полотна на этой территории. По закону именно она должна возместить вам ущерб и оплатить ремонт.

На деле такие организации редко оказываются заинтересованными в признании своей вины и выплаты денежных средств мирным путем. Обычно справедливости приходится добиваться через суд, после проведения экспертизы и подготовки доказательств. Перед подачей иска в суд, не лишним будет проверить наличие неоплаченных штрафов и налогов. Отсутствие задолженностей покажет вас, как законопослушного водителя.

Выяснить, кто обязан ремонтировать и обслуживать участок дороги, на котором произошло ДТП, также можно в ГИБДД. Зачастую сотрудники ДПС сами выписывают постановление на юридическое лицо, которое является ответственным за ненадлежащее состояние дорожного полотна.

Какие доказательства необходимо собрать?

Найти ответственное лицо и зафиксировать ДТП — это только полдела. После этого нудно будет доказать свою правоту, что на деле не всегда оказывается простым делом. Даже если размеры ямы превышают все допустимые пределы, а повреждения на автомобиле видны невооруженным взглядом, потребуется собрать официальные доказательства.

Для начала, чтобы обратиться в суд и иметь возможность получить компенсацию, нужно показать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дорожного полотна. Сделать это можно только в том случае, если размеры ямы превышают предельно допустимые. Согласно ГОСТу, определяющему эксплуатационное состояние российских дорог, длина ямы не должна превышать 15 см, ширина — 60 см, а глубина — 5 см.

Данные о размерах ямы должны быть зафиксированы в протоколе ДТП, как в виде описания размеров, так и фотографий или видео. Важно проследить, чтобы в протоколе сотрудники полиции не добавили информацию о нарушении вами ПДД. Если правила вы не нарушали, а представители Госавтоинспекции уверены в обратном, необходимо написать жалобу на имя начальника местного отделения ГИБДД. Сделав это вам не придется доказывать, что вы попали в яму на дороге и повредили колесо по вине дорожных служб, а не по собственной неосторожности.

Следующим документом, который позволит вернуть потраченные на ремонт средства, будет экспертиза. Она поможет подтвердить имеющиеся повреждения. Лучше проводить ее сразу после происшествия, чтобы точно оценить сумму необходимой выплаты. При проведении взыскания не лишним будет получение в ГИБДД справки о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия.

Как провести независимую экспертизу?

Независимая экспертиза является обязательным элементом получения компенсации за повреждения. Проводить ее должны только лицензированные компании, которые смогут предоставить точный отчет о дефектах, которые появились у авто после попадания в яму. Чтобы экспертиза была законной, и в суде были приняты ее результаты, ремонтировать автомобиль до ее проведения не стоит. Только так можно будет точно оценить сумму компенсации и рассчитывать на ее выплату.

Чтобы повысить свои шансы на выигрыш в суде, не лишним будет отправить письменное приглашение на экспертизу в ответственную дорожную компанию. Отсутствие представителей виновной стороны, которые были уведомлены о проведении экспертизы, даст вам дополнительный бонус на судебном процессе. При возникновении у суда вопросов, может возникнуть потребность в повторном проведении экспертизы. В любом случае действие в рамках законодательства поможет вам добиться справедливости.

Как взыскать ущерб за повреждение автомобиля?

Когда вопрос с фиксацией ДТП завершен, перед автомобилистом встает вопрос, как решить вопрос с возмещением ущерба. Первое, на что должен обратить внимание владелец машины, который попал в яму и повредил автомобиль, это тип страховки и характер полученных повреждений. Автомобилисты, оформившие КАСКО, могут сразу обратиться в страховую компанию и избежать необходимости искать ответчика, подавать заявление в суд. Им достаточно будет предоставить протокол ДТП и приехать в страховую компанию для оценки повреждений автомобиля.

Читайте также:  После ДТП на меня подали в суд исковое заявление

Обладателям полиса ОСАГА потребуется найти ответственную дорожную службу, которая является ответчиком и собрать доказательства. Следующим этапом является обращение в ответственную организацию с досудебной претензией и предложением о добровольной компенсации затрат с указанием суммы. Если организация отказывается удовлетворить претензию, что обычно и происходит, пострадавший может обратиться в суд. Выиграв дело, вы можете потребовать возместить не только затраты на ремонт, но и расходы на судебные издержки.

Несмотря на то, что свою правоту можно доказать, попадание в яму автомобиля добавит его владельцу немало хлопот. Поэтому лучше обезопасить себя соблюдением скоростного режима и внимательностью во время езды. Если вам все-таки удалось объехать яму, но при этом пришлось нарушить правила и выехать на встречную полосу, вам может грозить штраф. Оплатить его лучше в самое ближайшее время, чтобы успеть воспользоваться льготным периодом.

Что делать если повредил машину на разбитой дороге?

Многие российские дороги, особенно, регионального и местного уровня, содержатся не в самом хорошем состоянии. Различные впадины, лужи, люки, ямы, создают неудобства при движении, провоцируют ДТП и могут нанести существенные повреждения не только транспортным средствам, но и людям. Не стоит ждать, когда ситуация с дорогами будет исправлена. Если имеет место факт происшествия, причиной которого стало плохое состояние покрытий дороги, автовладельцы должны понимать, как получить компенсацию и что для этого потребуется предпринять.

Является ли попадание в яму ДТП?

Любое происшествие на дороге следует рассматривать в первую очередь с точки зрения установленных и действующих норм права. Если обратиться к пункту 1.2 ПДД, то в нем дается понятие дорожно-транспортного происшествия.

Исходя из данной нормы можно выделить ключевые моменты:

  • автомобиль двигается по дороге, наступает событие с его участием;
  • в результате произошедшего, происходит гибель или ранение людей, повреждения транспортного средства или причиняется иной вид материального ущерба.

Так как автомобиль двигался по дороге до попадания в яму, после которого были получены механические повреждения, данный факт может расцениваться как ДТП. Для фиксации произошедшего необходимо вызвать на место событий сотрудников ГИБДД.

Допустимые повреждения дорог

Для дорог общего пользования действуют нормативы допустимых повреждений, включая образующиеся ямы. Требования содержаться в ГОСТ № 50597-93.

Согласно данного норматива, установлены критерии для ям на дорогах:

  • не более 15 см – длина углубления;
  • ширина впадины до 60 см;
  • глубин – не может превышать 5 см.

Если на дорожном покрытии обнаружена яма, размеры которой выходят за установленные рамки, компетентные службы должны устранить ее в течение 10 дней. Проводя ремонтные работы, в расчет должна браться загрузка дороги и погодные условия.

Указанный выше ГОСТ имеет распространение на ремонты железных дорог и трамвайных путей.

Особое внимание уделяется канализационным крышкам. Если на них имеются повреждения, замена должна производится в течение трех часов или не более суток. Часто, проблемы с коалиционными крышками встречаются в период таяния снегов. Автовладельцы замечают, что на отдельных местностях крышки попросту пропадают. Как правило, это не факты воровства, а работа коммунальщиков, убирающих специально люки, для быстрого схода снега.

Познания в нормах ГОСТов и иных нормативных актах, поможет при защите собственных прав, при обращении в страховые службы или судебные инстанции.

Работа страховой при ДТП

В результате дорожно-транспортного происшествия, автомобиль получает существенные повреждения, могут пострадать люди, наносится материальный или иной вид ущерба. Попадание транспортного средства в яму расценивается как факт ДТП, а значит, попадает под страховой случай. Важно понимать, что такое событие не входит в полис ОСАГО. Что касается КАСКО, нужно внимательно читать договор, возможно, даже расширенный полис не будет включать попадание в яму в качестве страхового случая.

Для получения положенной страховой компенсации, владелец транспортного средства должен действовать стандартно – вызвать дорожного инспектора и оповестить страховщика о наступлении случая. Страховая фирма сама инициирует обращение к виновнику, в роли которого выступает дорожная служба, отвечающая за данный участок дорожного покрытия.

Если случившееся не будет попадать под страховой случай, участник ДТП может сам обратиться к ответственному лицу.

Действия при попадании транспортного средства в яму

Пошаговый алгоритм включает следующие действия:

Поиск свидетелей (очевидцев)

Признать вину дорожных служб помогут очевидцы. Они смогут субъективно обрисовать картину случившегося, подтвердить факт наезда автомобиля на яму. Самое главное, на что смогут обратить внимание свидетели – водителем был соблюден скоростной режим и правила дорожного движения. В качестве наблюдателей смогут выступить простые пешеходы, другие водители, сотрудники близ находящихся магазинов офисов.

Фиксация места происшествия

Все произошедшее необходимо заснять на видео или сделать фото. Главное, подробнее зафиксировать произошедшее. Фото и видео должны быть четкого качества, на кадрах прослеживаться факт случившегося. Повреждения на транспортном средстве, имеющиеся на покрытии ямы снимаются со всех ракурсов. Чем больше кадров – тем лучше. Хорошо, если будет заснят общий план местности.

Съемка дистанций

Фиксируя среднюю дистанцию, водитель сможет сделать акцент на тормозной путь, уровень опасности, отсутствие рядом положенных знаков и пр. Ближняя дистанция покажет состояние дороге и уровень имеющихся повреждений. Важно помнить, что никакие фото и видео не помогут доказать правоту, если сам водитель нарушил действующие ПДД, касающихся ограничения скорости, соблюдения транспортного потока, погодных условий и пр. Водитель должен вести свой автомобиль на такой скорости, чтобы гарантировать должную оценку состояния дорожного покрытия и своевременно нажать на педаль тормоза. Находящийся за рулем субъект обязан снизить скорость и объехать видимое препятствие. Хорошо, если получится доказать незаметность повреждения и невозможность его обнаружения. Плюсом для многих водителей будут являться плохие погодные условия. Дождь или снег закрывают дорожное полотно, невозможно разглядеть имеющиеся ямы и провалы на пути. Машина может легко наехать колесом на повреждение или открытый люк.

Вызов сотрудников ГИБДД

Регистрация произошедшего должна производится не только водителем, но и компетентными службами. Попав в ДТП следует незамедлительно вызвать инспекторов. Пока служба будет добираться до места происшествия, водитель сможет провести фиксация и побеседовать с очевидцами. Бывают случаи, когда ГИБДД отказывается выезжать на такого рода происшествия и предлагают прорисовать схему самостоятельно. Такой расклад не правильный. Нужно записать должность и ФИО инспектора, давшего отказ на прибытие. Дальше можно пожаловаться в вышестоящие инстанции. Водитель должен помнить – покидать место происшествия до зарисовки схемы строго запрещено. Составленный схематический план нужно подписать у рядом стоящих очевидцев. Если прибывший инспектор будет требовать указать в протоколе, что управляющий транспортным средством невнимательно следил за дорожной обстановкой, в результате чего наступило ДТП, не следует идти на поводу. Нужно дать объяснения таким образом, чтобы стало ясно – яма или иное дорожное повреждение возникло внезапно, избежать наезда или столкновения не удалось. Если сотрудник ГИБДД сам пропишет фразу в справке о том, что водитель нарушил действующие правила и не соблюдал скоростной режим, потребуется составить жалобу на имя начальника дорожной инспекции, указав, что выдвинутые обвинения необоснованные и не подтвержденные.

Оповестить дорожную службу

Именно от необходимо требовать возмещения ущерба. Узнать, кто отвечает за данный участок дороги можно в том же ГИБДД. Если установить виновника не получается, к ответственности можно привлечь местную администрацию города или района. Может быть и такое, что ответчиками по делу выступят около 5-8 компании.

Оценка нанесенного ущерба

Если в результате попадания в яму средство передвижения получило повреждения, без оценки никак не обойтись. Необходимо подыскать независимого оценщика и вызвать на место происшествия. Привлекать службу оценки не потребуется, если речь идет о повреждениях резины или деформации колесных дисков. Здесь будет достаточно фиксации повреждения со стороны ГИБДД. Чем больше документов будет собрано, те шанс на получение компенсации и привлечении дорожных служб к ответственности больше.

Мирное урегулирование вопроса

После проведения оценки следует досудебное урегулирование вопроса. Чаще всего такой подход применяется, если цена ущерба не слишком велика. Вопрос можно решить быстро и мирно, не прибегая к судебным разбирательствам. Если производился несущественный ремонт авто, замена колеса или покраска кузова, виновнику отправляется претензия, с приложением платежных бумаг, указывающих на понесенные расходы. Если ответчик адекватно отреагирует на выдвигаемые требования, ущерб будет возмещен и вопрос закрыт.

Обращение в суд

Как показывает практика, дорожные службы редко признают свою вину, даже на нее указывают все обстоятельства дела. Судебные тяжбы для них привычное дело. Пострадавшему лицу следует понимать, что судебный процесс может затянуться надолго и даже если его требования будут удовлетворены, получить компенсацию сразу не получится. В любом случае, к процессу следует готовиться грамотно, собрать все имеющие документы, справки, доказательства, правильно выстроить структуру иска. Не нужно писать много «воды», все указывается только по делу Желательно делать ссылки на законы, включая ГОСТы, местные нормативные акты. Немало важно правильно определить ответчика по делу, иначе время будет упущено в пустую. Лучше, если пострадавшее лицо прибегнет к помощи юриста, имеющего опыт по таким делам. Он подготовит иск надлежащим образом и правильно выскажет позицию в суде. При положительном решении, с виновника можно будет взыскать все судебные расходы.

Итоги

Любое дорожное происшествие – мало приятная ситуация. Главное, сохранять спокойствие и трезво оценивать ситуацию. Не надо впадать в панику. Все делается четко по схеме, внимательно, с фиксацией всех деталей. От логически выстроенных действий зависит как дальше повернется дело – будет выплачена компенсация или во всех требованиях будет отказано, из-за недостаточности доказательств и правильной фиксации случившегося. Ем больше будет собрано фактов, документов, приведено доводов в собственную пользу, тем шанс на получение возмещения становится больше. В любом случае, управляя транспортным средством, нужно проявлять особую бдительность на дороге и соблюдать скоростной режим, особенно, в плохие погодные условия и ночное время суток.

Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР

Скоро весна, а значит, вместе со снегом с дорог начнет исчезать асфальт. Ямы и выбоины могут стоить вам шин и дисков, обернуться дорогостоящим ремонтом рулевой системы и подвесок. Можно ли компенсировать полученный ущерб и с кого требовать неустойки?

Угодил в яму — попал в ДТП?

Для начала нужно разобраться , было ли ДТП. Не быть голословным поможет п п. 1 .2. п . 1 ПДД . О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее . Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства и причинении материального ущерба (а именно — пробито колесо , поврежден диск , подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП , то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п . 2 .5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ .

Шаг № 1 . Соблюсти требования ПДД

Для начала вспомним, что от нас требуется, если есть пострадавшие:

  1. остановить автомобиль (не трогаться с места);
  2. включить аварийный сигнал;
  3. выставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов — не менее 30 метров от авто);
  4. не передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. оценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.
Читайте также:  У виновника ДТП нет страховки, как быть пострадавшему?

Если пострадавших нет и повреждено только имущество, то предпринять нужно все указанные действия, кроме пунктов 5–8.

Важно: оформить ДТП по европротоколу не получится , поскольку в происшествии участвует один автомобиль . Нельзя уезжать на машине с места происшествия , потому что , уехав , доказать тот факт , что колесо было повреждено именно из-за попадания в конкретную яму, будет архисложно .

Шаг № 2 . Начать сбор информации о происшествии

Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП .

  • Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем , возможно, она даст четкое представление о характере происшествия .
  • Поговорите с очевидцами , быть может, кто-то стал свидетелем ДТП , зафиксировал произошедшее . Запишите фамилии и адреса свидетелей .
  • Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
  • Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения , полученные автомобилем .
  • Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так , чтобы расположение самой ямы , вашего автомобиля и места , где случилось происшествие , были четко видны и не было никаких сомнений в том , что ДТП случилось именно с вашей машиной , на конкретном промежутке дороги и в определенной местности .
  • Обязательно измерьте яму . Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта) , которые не помнутся , не сломаются , не поменяют форму , так , чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде .

Яму важно измерить, потому что существует ГОСТ Р 50597–93 , утвержденный еще в 1993 году. В пункте 3.1.2 в нем сказано, что «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см». Вот почему эти данные так важны.

Шаг № 3. Оформить ДТП

По приезду сотрудников Госавтоинспекции необходимо оформить ДТП и составить протокол .

  • Нужно подробно описать все обстоятельства произошедшего . Важно учитывать тот факт , что изначально вы должны выполнить правила пункта 10 . 1 ПДД РФ , то есть соблюдать скоростной режим , реагировать на разметку и предупреждающие знаки . Если , несмотря на все предпринятые меры предосторожности , опасность в виде ямы возникла для вас абсолютно внезапно, а избежать ДТП не было никакой объективной возможности , отметьте это в протоколе сразу . Укажите отдельно , что в округе не было предупреждающих знаков и ограждений , если это действительно так . Нужно это для того , чтобы исключить из ваших действий грубую неосторожность . Потому что при ее наличии размер возмещения будет уменьшен ( п . 2 ст . 1083 ГК РФ ). А если в ваших действиях обнаружат умысел , то компенсации не будет вовсе ( п . 1 ст . 1083 ГК РФ ).
  • В протоколе должен быть указан факт наличия ямы и расписаны ее размеры (они станут важным аргументом в суде) . Инспекторы измеряют ее вместе с вами и , если яма не соответствует ГОСТу , составляют « Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения ». Именно этот документ — ваш аргумент при требовании выплаты компенсации по ч . 1 ст . 12.34 КоАП РФ .
  • С особой ответственностью подойдите к описанию повреждений вашей машины . В протоколе нужно подробно описать все повреждения — как видимые, так и скрытые (укажите на саму их возможность ). Если есть течь технических жидкостей , обязательно отметьте этот факт .
  • Также составляется схема ДТП , в которой должны быть указаны параметры и расположение ямы по отношению к краю проезжей части или дороги , положение машины после происшестви я, а также следы торможения , если таковые были, и тому подобное .

Шаг № 4. Определить ответчика

После оформления ДТП необходимо выяснить реквизиты организации , ответственной за содержание в надлежащем виде того участка дорог , где случилось происшествие . За помощью можно обратиться к инспектору ГИБДД , в отдел ГИБДД или в администрацию района , в котором случилось происшествие .

Шаг № 5. Договориться о досудебном урегулировании

Когда все вводные будут конкретизированы , нужно обратиться к организации с претензией о добровольном возмещении ущерба . Но сначала важно установить размер ущерба , д ля чего потребуется проведение независимой экспертизы . Н а экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика , направив на ее адрес заказное письмо с уведомлением. Нужно письменно зафиксировать, явился ли представитель на экспертизу, согласился ли с ее результатами.

Затем заказным письмом отправляйте претензию на адрес организации . Не забудьте приложить все копии имеющихся материалов по происшествию . Если претензия останется незамеченной либо не будет удовлетворена , то следующий шаг — суд .

Шаг № 6. Обратиться в суд

В суде необходимо доказать , что автомобиль попал в ДТП на том участке дороги , за которую несет ответственность ответчик, и что повреждения машины возникли именно в результате неудовлетворительного содержания улично-дорожной сети . Если ваших доказательств будет достаточно , чтобы подтвердить вину организации ( ответчика ), то вы получите компенсацию .

Вывод

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму , постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД .

  • Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость , если заприметили знаки ремонта на дороге) . Особенно внимательно проезжайте лужи .
  • Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля , оставляя пространство для маневра . Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду .

Но если , даже предприняв все меры предосторожности , ДТП избежать не удалось , следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания .

Что делать, если попал в яму на дороге и повредил авто?

Число жалоб в подразделения ГИБДД на плохие дороги увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.

Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в дорожной яме автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.

С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв. сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных колесных дисков составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи. Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей. При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.

В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.

Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.

Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом ДТП, но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб. Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.

Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.

Применить европротокол при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов. А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии. Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».

После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов. Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения. Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.

Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП. Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании. Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.

В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.

На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям. «Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты. Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.

Ссылка на основную публикацию