ДТП с участием общественного транспорта в РФ

Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 08.05.2017 2017-05-08

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Самигуллина А. Г., Саманишвили Т. М. Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/153/43245/ (дата обращения: 03.02.2020).

Рост интенсивности дорожного движения, а также увеличение численности транспортных средств на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и возникновению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Ежедневно на участках дороги происходит множество ДТП. Немалая часть из них приходится на аварии с участием пассажирского транспорта. При этом по статистике самым опасным видом общественного транспорта являются автобусы и маршрутные такси.

На участке дороги происходит ДТП, с участием общественного транспорта, причиной аварий могут быть:

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях водитель не успевает адекватно среагировать на изменяющуюся дорожную обстановку;

2) несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофоров;

3) нарушение правил эксплуатации транспортного средства, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;

4) несоблюдение дистанции между движущимися автомобилями;

5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее;

6) несоблюдение режимов сна и работы;

7) недостаточная профессиональная подготовка, малый опыт управления транспортным средством.

ДТП классифицируют по пяти категориям, классификация представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация ДТП

При проведении исследования факторов возникновения ДТП, были выделены те, которые действительно влияют на общее число аварий:

1) Число аварий больше в апреле-мае, меньше — в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее — в выходные.

2) На аварийность сильно влияют систематические факторы, такие как состояние погоды, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.

3) Наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1–2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды — на пешеходных переходах.

4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы:

Количественный метод. Под количественным методом подразумевают анализ данных, представленных в виде чисел, выполняемый по формальным (математическим) правилам. Метод отвечает на вопросы что, где, когда, оценивает уровень аварийности в привязке к определенному месту (перекресток, дорога, регион) и времени их совершения; показывает динамику аварийности.

Качественный метод. Под качественным методом подразумевается анализ данных, представленных в виде чисел или описания в произвольной форме, выполняемой как формальными методами, так и неформальными на основе опыта и знаний анализирующего человека. Метод отвечает на вопрос: почему, по какой причине. Служит для установления причинно-следственных связей возникновения и механизма развития ДТП. Позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП и степень их влияния на ДТП по каждому из составляющих системы «водитель — автомобиль — дорога».

Топографический метод. Топографический метод заключается в нанесении на карту анализируемых сведений и обработке этих сведений количественным или качественным методом. Отвечает на вопрос: где на местном совершаются аварии. Позволяет выявить места концентрации ДТП в стране, городе, участках дорог, перекрестках и т. д.

Для определения показателей аварийности используются:

Абсолютные показатели — результат накопления данных о единичных ДТП общее количество ДТП, количество погибших или раненных, суммарный ущерб от ДТП и т. п. Они служат для сравнения работы предприятий, организаций за определенные периоды времени, но непригодны для сравнительного анализа разных предприятий из-за из их специфических особенностей.

Относительные показатели — образуются делением одного показателя на другой. Например, количество ДТП на 1 млн. авт.-км пробега, число погибших или раненных на 10 тысяч транспортных средств, на 100 тысяч населения, на 100 км автодорог. Эти показатели позволяют объективно сравнивать уровень аварийности в регионах, отличающихся по численности населения, протяженности автодорог и т. д.

Удельные показатели — представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя в другом. Набор удельных показателей аварийности позволяет сравнивать различные регионы или АТП. Примером удельных показателей является удельный вес столкновений, опрокидываний, наездов и ДТП других видов в общем количестве ДТП.

Безопасность дорожного движения характеризуется сложным комплексом взаимодействия водителя, автомобиля, дороги, среды и других участников движения (ВАДСУ) (рисунок 2). Данная система позволяет учитывать влияние указанных элементов каждой подсистемы, на уровень безопасности дорожного движения, а также дать комплексное описание параметров данной подсистемы, необходимых для проведения расследования и экспертизы ДТП.

Рис. 2. Факторы, определяющие уровень безопасности движения

Система «водитель, автомобиль, дорога, среда и другие участники движения» состоит из активных и пассивных составляющих. Разницей между ними является возможность активных составляющих целенаправленно изменять состояние всей системы.

В активные составляющие включены следующие подсистемы:

«Водитель» — оператор, управляющий транспортное средство, который в зависимости от поступающей ему информации от других элементов системы, делает сознательный выбор в пользу наиболее оптимального для сложившейся ситуации способа реагирования, а также имеет возможность постоянного контроля за результатами своих действий.

«Другие участники движения» — пешеходы и водители, которые находятся в пределах взаимодействия с другими подсистемами.

Обе подсистемы относятся к активным составляющим в связи с тем, что обладают возможностью предотвратить ДТП.

К пассивным составляющим системы отнесены подсистемы «Автомобиль», «Дорога», «Среда».

Основными методами получения исходных данных для проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия являются осмотр места ДТП, а также следственный эксперимент, которые опираются на сбор основных параметров и на их достоверность. Статистический и графоаналитический методы опираются только на графики, табличные данные, полученные более 30-ти лет назад, а также на достаточно объемную статистическую выборку. Вследствие данного факта статистический и графоаналитический методы являются достаточно неточными.

Метод компьютерного моделирования используется для визуализации аварии на стадии «сближение-контакт-разлет». В ходе расчетного метода используются различные формулы, применяемые для вычисления главных параметров, необходимых для определения наличия у водителя технической возможности избежать ДТП. Аналитический метод используется при определении возможности предотвращения ДТП.

В ходе исследования были определены мероприятия по предотвращению ДТП:

1) совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технических работников;

2) улучшение медицинского обслуживания водителей и контроля за состоянием их здоровья;

3) улучшение технического состояния транспортных средств, дорожных условий, совершенствование организации перевозок и контроль за работой водителей на линии;

4) совершенствование деятельности службы безопасности движения;

5) совершенствование работы с кадрами.

В завершении можно отметить, что в дорожном движении имеются серьезные недостатки, приводящие к огромным потерям. Дорожное движение нуждается в совершенствовании, в обеспечении безопасности пассажирских перевозок, использование мероприятий по предотвращению ДТП поможет повысить уровень обеспечения безопасности на дорогах, а также значительно сократить количество аварий.

  1. Евтюков С. А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. — СПб.: ДНК, 2008. — 390 с.
  2. Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомоб. транспорт)” направления подготовки «Организация перевозок и упр. на транспорте»/ Э. Р. Домке. — СПб.: Академия, 2009.– 288 с.
  3. Пугачев И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомоб. транспорт)” / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — СПб.: Академия, 2009.– 272 с.

Опасность на дорогах: почему растёт число аварий с автобусами

Сразу в двух российских субъектах 17 августа произошли крупные дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирских автобусов — одно в Тульской области, другое в Перми. News.ru попытался выяснить, сколько людей пострадали за пятилетний период в ДТП с участием автобуса.

В Перми в Орджоникидзевском районе водитель автобуса, по предварительным данным, не справился с управлением. Транспортное средство ударилось о бетонную стену здания компании «ЖБК-7». В ДТП погиб один человек.

Другая авария со смертельным исходом случилась в Тёпло-Огарёвском районе Тульской области. Автобус ехал по автодороге Лапотково — Ефремов.

«По предварительным данным, водитель автомобиля Kia Rio выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автобусом, который ехал по маршруту Тула — Липецк. Есть сведения об одном погибшем — водителе Kia Rio. По предварительным данным, пострадали 11 пассажиров», — приводит ТАСС данные регионального управления МВД.

Не успели сводки с подробностями о ДТП сойти с главных страниц новостных сайтов, как стало известно о том, что в Москве в столб врезался туристический автобус с гражданами Китая. По предварительной оценке, пострадало 15 человек, некоторые СМИ сообщают о 18 потерпевших. Пассажиры получили лёгкие травмы. В Интернет попали записи камер наружного наблюдения, на которых запечатлён момент аварии. Автобус двигается в третьей полосе, затем резко принимает вправо и въезжает в столб. Часть комментаторов под видео предположила, что вероятно, водитель понял, что не успевает затормозить на влажном асфальте, и, резко поворачивая, пытался избежать столкновения с остановившимися перед перекрёстком легковыми автомобилями.

С начала августа произошёл уже целый ряд серьёзных ДТП с участием автобусов. 16-го числа на 183-м км трассы Чебаркуль — Уйское в Челябинской области водитель этого общественного транспорта врезался в идущий впереди него грузовик. Пострадали девять человек. 10 августа 16 пассажиров получили травмы после того, как в Куртамышском районе Курганской области перевернулся рейсовый автобус с 47 пассажирами. В тот же день в Тамбовской области пять человек погибло в результате лобового столкновения микроавтобусов Fiat Ducato и Citroën Jumpy.

Статистика сообщает, что август 2019 года не является особо опасным месяцем для путешествующих на автобусах. Согласно данным Госавтоинспекции , ДТП с участием этого вида транспорта в России происходят всё чаще, правда, стоит отметить, что ухудшается и показатель смертности на дорогах и на других видах транспорта. Так, за первые пять месяцев 2019 года произошёл наибольший прирост числа ДТП с участием велосипедистов. ГИБДД зафиксировала 1381 такое дорожное происшествие — рост на 20% по сравнению с прошлым годом. За этот же отчётный период число всех пострадавших во время ДТП достигло более 21 тыс. человек. Стало больше происшествий, а также пострадавших с участием тех водителей, у которых есть лицензия на перевозочную деятельность: 923 случая (повышение на 22,7%). В случае водителей автобусов с лицензией на перевозочную деятельность показатель составляет 1460 случаев (+ 1,3%).

Если же ознакомиться со статистикой предыдущих лет, то выяснится, что число ДТП с участием автобусов увеличивается пятый год подряд. По данным ГИБДД, количество аварий, произошедших по вине водителей автобусов, выросло в 2017 году на 5,9%, до 5608 случаев. В 2016 году прирост по этому показателю составил 6%, в 2015 году — 1,9%. В предыдущем, 2018 году рост за первые семь месяцев составил 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Большая часть аварий совершается при регулярной перевозке на муниципальных маршрутах — обычных городских рейсовых автобусах.

Читайте также:  После ДТП страховая компания требует возместить ущерб

На проблему большого числа ДТП с участием такого вида транспорта в 2017 году обращал внимание президент Владимир Путин.

«Мы в 2011 году отменили лицензирование на некоторые виды автомобильных перевозок, в том числе автобусные, и с этого времени неуклонно растёт количество ДТП с участием автобусов. За первую половину этого года рост значительный — по сравнению даже с прошлым», — заявил президент во время совещания с министрами.

В 2013 году правительство РФ приняло постановление, ограничивающее срок эксплуатации автобусов для перевозки детей 10 годами, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Правда, с тех пор вступление в силу законопроекта уже несколько раз откладывалось — в последний раз до 2022 года. В начале года вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева в беседе с журналистами отмечала, что «во всём цивилизованном мире» автобусы старше десяти лет не используются в пассажирских перевозках.

«В России больше половины автобусного парка составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. При этом законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов до сих пор нет», — подчёркивала Матвеева.

По её словам, риски отказа тормозной системы и других элементов безопасности у старой техники очень высоки, при этом запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5–2,5 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов машины.

Описанное выше позволяет сделать вывод о том, что главной причиной частых ДТП с автобусами является износ техники, и пока законодательно не ограничить время эксплуатации автобусов, ситуацию вряд ли получится исправить.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

Самые частые ДТП в России

Каждый день на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 50 человек.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2018 году в стране произошло 168 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 18 тысяч человек. Еще 215 тысяч человек получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор дорожной аварийности за 2018 год, Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 1,7 МБ

Каждая десятая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибло 4645 человек — это четверть всех смертей на дорогах.

12,5% аварий заканчиваются тем, что один из участников ДТП уезжает с места происшествия, 40% из них так и не найдут. Еще 1,5% автовладельцев бросают машину и сбегают сами — но таких находят почти всегда.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 414 погибших. На втором месте Ингушетия: 291 погибший. На третьем — Кабардино-Балкария: 270. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 36 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике страховщиков, примерно треть водителей оформляют такие ДТП по европротоколу. В 2017 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 500 тысяч водителей.

Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит около 750 тысяч ДТП без пострадавших. Из них 250 тысяч оформляется по европротоколу.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается треть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от двух до десяти лет.

Четыре из пяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают Солярисы и Киа Рио: по каждой из марок 27% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 25% владельцев застрахованных автомобилей обращались к страховщикам. На третьем месте Форды Фокусы: 19%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — когда машина переворачивается, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 428 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Больше половины — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь в три раза чаще, чем на городских улицах. Самые опасные ДТП — на высокоскоростных федеральных трассах: каждая вторая смерть в автоавариях случается за городом.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Новосибирская область: в прошлом году 20% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место делят между собой Москва и Московская область: пострадали 17% авто. На третьем месте Краснодарский край: 15%. Самые аварийные места в стране — на перекрестках Новосибирска.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе: в прошлом году в этом месяце случилось 17 тысяч ДТП с пострадавшими. Для сравнения, в феврале — почти в два раза меньше. Самый аварийный день недели — суббота. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Август, субботний вечер, Новосибирск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Солярисе. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Киа Рио. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Соляриса разбита фара и бампер, у Рио погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.

ДТП с автобусом

Дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта происходят, к сожалению, довольно часто. Ведь и автобусы, и троллейбусы, и маршрутное такси являются такими же участниками дорожного движения, как и остальной транспорт.

Так как перечисленный вид транспорта предназначен для перевозки людей, то пострадать в момент аварии могут сразу большое количество пассажиров. То есть, результаты ДТП с участием пассажирского транспорта тяжелее, из-за большого числа пассажиров.

Автобусы – более прочные, чем автомобили, поэтому они получают меньше повреждений, чего не скажешь о количестве потерпевших.

В столкновении легкового автомобиля и автобуса большее повреждение получает легковушка, ее водитель и пассажиры.

Оформление ДТП с участием автобуса

Большинство водителей знакомы с процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия, участниками которого стали автомобили. Следует заметить, что такая же процедура применяется и при оформлении аварии с участием автобуса. При этом не имеет значения тот факт, кто именно стал виновником происшествия.

Скорая помощь вызывается на место происшествия обязательно, тем более, если есть несколько потерпевших. Точно также вызываются и спасатели, ведь иногда от их профессиональных действий зависят жизни людей.

Не стоит забывать и о первой медицинской помощи, которую могут оказать водители, пассажиры ТС или свидетели данного происшествия.

Сотрудники ГИБДД, отвечающие за сохранность картины происшествия, не могут препятствовать оказанию помощи пострадавшим (даже если это изменит первоначальную картину ДТП).

Итак, как вы поняли из предыдущего материала – самое главное после ДТП оказать помощь потерпевшим. На следующем этапе следует перейти к оформлению ДТП, выяснению обстоятельств происшедшего, составлению протокола.

Не всегда показаний водителя ТС бывает достаточно для получения ясной картины происшедшего. Поэтому часто сотрудники ГИБДД прибегают к опросу пассажиров автобуса.

Пассажиры автобуса или другого пассажирского ТС, попавшие в аварию, должны ознакомиться с протоколом аварии. Особое внимание следует обратить на то, о каком размере ущерба, причиненного им, идет речь в документе.

Сведения об ущербе, внесенные в протокол, понадобятся для того, чтобы получить компенсацию за нанесение морального, физического или материального вреда. От того, какими тяжелыми будут последствия аварии зависит, какой вид ответственности понесет виновник ДТП.

В том случае, когда в результате ДТП здоровью пассажиров был нанесен вред легкой или средней степени тяжести, виновник аварии привлекается к административной ответственности.

Уголовное наказание грозит виновнику аварии, если здоровью пассажиров был нанесен тяжелый вред или кто-то погиб.

Процедура оформления отчетного ДТП.

В процессе оформления происшествия на дороге сотрудниками ГИБДД необходимо выполнить некоторые обязательные условия.

Шаг первый. Составление схемы аварии.

По прибытии сотрудников ГИБДД составляется схема дорожно-транспортного происшествия. Она должна быть лаконичной и понятной.

Если вы, являясь участником аварии, не согласны с некоторыми моментами, изображенными на схеме, требуйте от инспектора внести коррективы. Это требование абсолютно законно.

Но ваше предложение внести изменения или поправки в схему должны быть обоснованными. Тем более что в дальнейшем данный документ станет одним из документов, необходимых в расследовании аварии. Когда все лица, участвующие в составлении документа, пришли к единому мнению, схему можно подписать.

Иногда инспектор ГИБДД не прислушивается к мнению участников происшествия. В том случае, если вам отказали во внесении корректив в схему аварии, обжалуйте это действие сотрудника ГИБДД.

Шаг второй. Освобождение дороги для движения транспорта.

Читайте также:  Чем грозит повторное лишение водительских прав: штраф, наказание, статья

До прибытия сотрудников ГИБДД или полиции, и оформления всех документов по ДТП, перемещать ТС с места аварии запрещено.

В том случае, когда после аварии ваш автомобиль не может передвигаться самостоятельно, придется воспользоваться эвакуатором.

Шаг третий. Составление объяснительной.

Объяснительная записка должна быть четкой, понятной и обдуманной. Будьте очень внимательны и правильно изложите моменты и факты происшествия.

Описания событий не должны быть размытыми и слишком объемными. Не стоит уделять внимание изложению малозначимой информации. Так вы только распылите внимание следователей, которые будут заниматься расследованием ДТП.

Уже на стадии ознакомления с вашей объяснительной запиской, сотрудники правоохранительных органов смогут сделать выводы не только по самой ситуации, но и по вашей компетентности, как водителя ТС.

Шаг четвертый. Осмотр ТС с целью зафиксировать полученные повреждения.

Представители ГИБДД должны осмотреть транспортные средства, ставшие участниками аварии, постараться обнаружить и зафиксировать все повреждения.

Ваша задача – ознакомиться с записями инспектора и проверить всю информацию. В документе должны быть отражены не только серьезные видимые повреждения, но и скрытые дефекты.

Этот момент в оформлении происшествия важен как для виновного в аварии, так и для пострадавшего. От точности записей зависит размер выплат на восстановление поврежденного транспортного средства.

Шаг пятый. Оформление протокола ДТП.

На следующем этапе происходит оформление протокола аварии. В этом документе описывается административное правонарушение.

Те документы, о которых упоминалось выше (справка, объяснительные, документ о повреждения) являются дополнением к протоколу.

До того момента, как инспектор ГИБДД начнет оформлять протокол, он должен определить виновника аварии. Это делается после изучения обстоятельств ДТП, в соответствии с правилами дорожного движения и КоАП РФ.

Протокол выписывается на имя виновника аварии, который нарушил соответствующие ПДД (указывается пункт правил).

Какое наказание за оставление места ДТП?

Попал в ДТП, я виновник, что делать, читайте тут.

Выводы сотрудника по поводу виновности одного из участников ДТП должны быть обоснованными.

Обычно протокол хотят получить оба участника происшествия. Хотя инспектор должен вручить документ виновнику аварии, а второй водитель получает свой экземпляр по желанию.

Для водителя увидеть не свою фамилию в протоколе – большое облегчение.

Если в документе вписаны именно ваши данные, но вы с этим не согласны, следует предпринять такие действия:

  • Не подписывать документ. Тот факт, что вы не согласны с записями протокола, должны подтвердить два свидетеля;
  • Есть еще один способ выразить свое несогласие с выводами инспектора. Подпишите протокол, но обязательно составьте специальное дополнение (на обратной стороне документа или отдельном чистом листе). Сделайте пометку «С приложением» и изложите свою точку зрения по поводу выводов сотрудника ГИБДД. Представьте обоснованные доводы вашей невиновности в случившемся. Кроме этого, обжалуйте действия сотрудника правоохранительных органов. Вы можете обратиться к вышестоящему начальству или в суд.

Шаг шестой. Вручение виновнику постановления о мере пресечения.

Как только протокол будет оформлен и подписан, сотрудник ГИБДД должен выписать постановление. В соответствии с КоАП РФ виновнику будет указана соответствующая случаю мера пресечения.

В том случае, когда правонарушение не тяжелое, водителю, нарушившему ПДД и создавшему аварийную ситуацию, будет выписан штраф. Обычно водитель лично заполняет квитанцию и оплачивает ее в банке.

Таким образом, решение о наложении штрафа принимает сотрудник ГИБДД. Если нарушение более серьезное, и по закону за него предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав, административный арест или арест ТС – решение будет принимать судья.

Не всегда у сотрудника ГИБДД, в силу различных факторов, выходит определить виновника аварии. В этом случае каждый участник получает свою копию протокола, а само дело идет на дорасследование.

Вы должны обязательно присутствовать при рассмотрении дела. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы вам сообщили о месте и времени встречи по рассмотрению обстоятельств и определении виновных в ДТП.

Кто отвечает за ДТП, водитель или работодатель

Попасть в аварию можно в тот момент, когда водитель находится на службе, и управляет авто, принадлежащим организации, где он трудится. Закономерно появляется вопрос об ответственности за возмещение ущерба пострадавшим.

В соответствии з законом, в то время, когда водитель находится за рулем служебного автомобиля, он является материально-ответственным лицом (ст. 243 Трудового кодекса РФ).

Но если обязать его полностью погасить ущерб (так как он является виновником), то он просто физически не сможет этого сделать.

В большинстве случаев решать вопрос о лице, ответственном за происшествие и имеющем обязанность компенсировать ущерб потерпевшему, должен районный суд.

Часто водитель, который попал в ДТП по своей вине, и причинивший ущерб другим гражданам, получает наказание в виде ежемесячной оплаты своего труда. Эта сумма идет на погашение штрафа за создание аварийной ситуации во время управления служебным автомобилем.

Когда работодатель принимает человека на работу водителем, он должен заключить с ним договор, в котором говорится о несении материальной ответственности за автомобиль, который он использует в служебных целях.

Так как сумма штрафа не может покрыть все расходы пострадавшего, часть суммы будет возмещать работодатель или страховая компания, подписавшая договор ОСАГО (в документе указывается фамилия водителя).

Особую опасность на дорогах в наши дни представляют водители маршрутных такси. Имея полностью загруженный пассажирами салон, они еще умудряются обгонять другой транспорт, превышать скорость, прочее. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последнее время количество ДТП с участием маршруток заметно увеличилось.

Чтобы избежать таких аварий, прежде всего, всем участникам движения следует выполнять ПДД. Водители другого транспорта, заметив вблизи маршрутку, должны быть очень внимательны, чтобы избежать каких-либо чрезвычайных ситуаций. Обычно аварии с этим видом транспорта приводят к большому количеству пострадавших.

Страховые выплаты пассажирам при ДТП

Если вы приобретаете билет на автобус, вы автоматически страхуете свое здоровье и багаж.

Транспортное средство, занимающееся перевозкой пассажиров, должно быть обеспечено полисом ОСГОП (полис страхования гражданской ответственности перевозчика).

В случае аварии выгоду от данного полиса имеет пассажир автобуса, пострадавший в ДТП. Если в момент происшествия, пассажир находился внутри салона, он имеет право обратиться к страховщикам, чтобы они возместили причиненный здоровью или имуществу ущерб.

В данном случае, не имеет никакого значения, водитель какого транспортного средства стал виновником произошедшего. Пассажир все равно получит свою компенсацию.

Если вы попали в такую ситуацию – обратитесь в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба и документами, подтверждающими тот факт, что вы пострадали в данной аварии.

В качестве доказательства может выступать заключение медиков о том, что в результате аварии был нанесен ущерб здоровью. Также можно передать страховщикам свидетельские показания или другие документы, которые оформлялись при ДТП.

Возмещение ущерба в виде выплаты денежных средств

Заявление о возмещении ущерба вы можете передать как в свою страховую компанию, так и страховщику виновника происшествия. Также возможно получить денежную компенсацию непосредственно с виновника аварии.

Первый вариант получения компенсации характерен для того случая, когда вы имеете страховой полис КАСКО или ДСАГО (заключается на случай попадания в ДТП).

Второй случай характерен для той ситуации, когда у участников аварии есть полисы ОСАГО. Третий вариант срабатывает в том случае, когда водитель вообще не имеет страховки.

Иногда виновники аварии, имея полис ОСАГО, погашают часть выплаты потерпевшим. Это происходит в том случае, когда страховая компания решит воспользоваться своим правом на регресс по ОСАГО.

Страховщик имеет право потребовать от страхователя погасить часть их расходов, если именно данный страхователь стал виновником аварии.

В данном случае необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для определения виновного в ДТП. Кроме этого вызывается независимый эксперт, для проведения некоторых исследований и установления размера ущерба.

Далее отправляйтесь в страховую компанию водителя, виновного в аварии. Передайте им свое заявление, извещение о ДТП и результаты независимой экспертизы.

Страховщик обязан рассмотреть ваше заявление и принять решение. Если все документы в норме и у страховой организации нет никаких сомнений в необходимости возмещения вам ущерба, вы получите положенную компенсацию в течение 30 дней.

Если же у страховщика возникнут какие-то сомнения, то вопрос будет решаться в суде.

Компенсация владельцам автомобиля и автобуса при ДТП

Как именно будет выплачиваться компенсация за нанесенный в аварии ущерб, зависит от некоторых нюансов:

  • кто признан виновником аварии;
  • какие договоры страхования подписаны водителями ТС.

Все выплаты осуществляются согласно нормам российского законодательства. Если виновник аварии имел страховой полис, то его страховая компания возмещает ущерб пострадавшим.

Размер компенсации определяется независимыми экспертами.

Иногда водители имеют страховой полис КАСКО. Дорожно-транспортное происшествие также является страховым случаем при данной страховке.

Имея страховой полис КАСКО, виновник аварии может надеяться на материальную помощь в восстановлении и своего ТС.

В случае с ОСАГО это правило не действует. То есть, свою машину виновник будет ремонтировать из собственного кармана.

Самый безопасный вид транспорта, статистика 2018 года

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный, не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.

10. Мотоциклы

> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.

9. Личные автомобили

5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.

Читайте также:  Что делать, если повредили машину во дворе? Куда обращаться?

8. Вертолеты

9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.

7. Маршрутные такси

5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.

6. Автобусы междугородние

2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.

5. Морской и речной транспорт

2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.

4. Самолеты

Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!

3. Поезда

0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.

2. Троллейбусы

0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.

1. Трамвай

0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?

ДТП с общественным транспорт. Новый ФЗ-67 и ОСАГО: Куда идти пострадавшим пассажирам?

Опции темы
Поиск по теме

ДТП с обществ. транспортом. Новый ФЗ-67 и ОСАГО: Куда идти пострадавшим пассажирам?

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗОб обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”.
(Далее: ФЗ-67 ОСГО перевозчика)

Страховые суммы по данному ФЗ установлены более 2 млн. рублей на каждого пострадавшего пассажира.

Также, уже 10 лет в России действует ФЗ-40 ОСАГО, в котором предусмотрена ответственность за причинение вреда жизни, здоровью пострадавших.
Здесь страховая сумма ограничена 160 тыс. рублями на каждого пострадавшего.

Как работают эти Законы при ДТП двух и более ТС, одним из которых является маршрутка или автобус, а другим – другое обычное ТС? Итак, у Автобуса есть ОСГО перевозчика (2млн. руб.) и ОСАГО (160тыс. руб.) и у другого ТС есть ОСАГО (160тыс. руб.).

На какие страховые выплаты может рассчитывать пострадавший пассажир автобуса в данном ДТП?

Возможна ли здесь солидарная ответственность водителей и перевозчика? Т. е. возможный страховой лимит: 2млн. руб. + 160тыс. руб. А может и ещё раз + 160тыс. руб.?

Последний раз редактировалось ВиктоR; 24.07.2013 в 10:57 .

Статья 8. Условия договора обязательного страхования

1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
(пп. “м” введен Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полагаю, эта поправка в ОСАГО регулирует только гражданскую ответственность водителя автобуса и перевозчика.
Но, я сомневаюсь, что она (поправка в ОСАГО) освобождает от гражданской ответственности водителя другого ТС, и перекладывает ответственность на перевозчика в рамках ФЗ-67.

Есть ещё мнения экспертов? Очень интересно!

Если пострадали третьи лица, в данном случае пассажиры, то у владельцев транспортных средств возникает солидарная ответственность возмещения ущерба. Не зависимо от вины.

Ну, и читайте пункт м внимательнее. Вред пассажирам не попадает под ОСАГО, только если он по закону попадает под страхование ответственности перевозчика. Если случай не страховой, с точки зрения обязательного страхования ответственности перевозчика – тогда ОСАГО.
Для окончательного утоления сомений рекомендую самостоятельно изучить “законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика”.

Вообще, 2 миллиона 25 тысяч платят за смерть. По травмам меньше, согласно справки от врачебной комиссии. там за один перелом идет 300 000 тысяч.
Если автобус не частник, а принадлежит какому-то АТП, то у них надо узнать про наличие страховки, они же могли и задинамить данный закон.
А вообще здесь с применением закона надо тонкости смотреть, у вас же нет на руках билета, которые доказывает что именно вы были в этом автобусе? Или на месте зафиксирован весь список пострадавших пассажиров?

ну так, с водителя другого ТС (не автобуса) снимается гражданская ответственность (ОСАГО) если у автобуса есть ОСГО перевозчика?
или здесь имеет место солидарная ответственность возмещения ущерба: ОСАГО +ОСГО перевозчика?

Agnostik, спасибо за ваше мнение! Усиленно изучаю ФЗ-67.
Интересны другие мнения экспертов! Может у кого уже в практике было?

. ну так, с водителя другого ТС (не автобуса) снимается гражданская ответственность (ОСАГО) если у автобуса есть ОСГО перевозчика?
или здесь имеет место солидарная ответственность возмещения ущерба: ОСАГО +ОСГО перевозчика?

Agnostik, спасибо за ваше мнение! Усиленно изучаю ФЗ-67.
Интересны другие мнения экспертов! Может у кого уже в практике было?

Снимается ответственность со страховой компании неперевозчика. Страховая компания возмещает ущерб за виновного. Так вот, со страховой компании снимается ответственность возмещать ущерб за виновного в пределах ущерба возмещаемого по ОСГО. А владельцы транспортных средств – остаются “граждански ответственными”. Если страховки не хватило – то потерпевшие, уже, обращаются напрямую к ним, или в СК по ОСАГО, если хотелки потерпевших попадают под ОСАГО.
И, кстати, солидарная ответственность не мешает невиновному владельцу ТС потребовать с виновника компенсировать, всё что невиновный выплатил пострадавшим. Но разбираются тут владельцы транспортных средств исключительно между собой, пострадавшие, по идее, и знать об этом ничего не должны. Как тут могут перекладывать друг на друга расходы по оплате ущерба страховые компании перевозчика и неперевозчика/виновника – ХЗ.

Ссылка на основную публикацию