Определение степени виновности при ДТП для получения страховки

Виновник ДТП не установлен: что делать и кто возмещает ущерб

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Если виновник ДТП не установлен, несмотря на все принятые меры со стороны сотрудников полиции, у водителей возникают проблемы. Кто возместит ущерб автомобилю?

В некоторых случаях поможет выплата страховки по ОСАГО. Существенно упростит решение проблемы наличие полиса КАСКО. Однако в большинстве случаев, автовладельцы вынуждены заниматься восстановлением своего транспорта самостоятельно.

Как бы там ни было, требуется иметь представление о том, как устанавливается причастность водителя к ДТП. Ведь второй участник инцидента может настаивать на своей невиновности, и тогда ее предстоит доказать в суде.

Как определяется вина водителя в ДТП

Виновность в происшествии имеет место тогда, когда водитель проигнорировал требования правил дорожного движения. В серьезных авариях одновременно нарушается сразу несколько разных пунктов ПДД.

Чтобы картина была полной, необходимо установить причинно-следственную связь между несоблюдением нормативных предписаний и наступившими последствиями.

Сказанное применимо вне зависимости от того, какая ответственность дальше ожидает водителя: административная или уголовная. Для назначения наказания существенное значение имеет степень виновности в аварии.

Условия, влияющие на меру вины:

  • состояние водителя, был ли он пьяным или трезвым;
  • действия остальных участников инцидента, включая пешеходов;
  • освещенность участка магистрали, на котором произошла авария, сопутствующие погодные условия;
  • качество дорожного покрытия, правильность нанесения разметки и установки знаков;
  • исправность самого транспортного средства.

Зачастую ответственность за ДТП несут оба водителя. В этом случае речь идет об обоюдной вине. Ее наличие не влияет на административное наказание, но может отразиться на содержании приговора по уголовному делу.

Нередки ситуации, когда из составленных сотрудниками ГИБДД материалов нельзя достоверно установить виновника аварии. Тогда степень вины каждого из водителей в процентах определяет суд, при условии подачи соответствующего иска, одним из участников дорожного происшествия.

Возмещение материального ущерба происходит также в пропорциональном соотношении. К примеру, когда суд распределяет вину автовладельцев как 70 на 30 %, также компенсируется и ущерб, нанесенный транспортным средствам.

Если виновник погибает, выплаты осуществляет его страховая, в случае превышения лимитов, бремя возмещения несут наследники.

Существуют наиболее распространенные причины ДТП по вине водителя. Их можно сформировать в виде такого списка.

Факторы дорожно-транспортного происшествия:

  1. Отсутствие должных навыков в управлении автомобилем, проявление неосмотрительности, небрежности.
  2. Превышение допустимой скорости, обход дорожных знаков и разметки на асфальте.
  3. Игнорирование сигналов светофоров, указаний регулировщика.
  4. Нахождение под влиянием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.
  5. Выезд в путь на неисправном транспорте.

Следствием аварии могут стать плохое состояние дорожного покрытия или сложные погодные условия.

Здесь вина водителя чаще всего заключается в отсутствие требуемых мер предосторожности. Они подразумевают снижение скорости до минимума, увеличение безопасной дистанции до транспорта, двигающегося впереди.

Нередко возникновению происшествия способствуют действия других водителей. «Подрезание», выезд на встречную полосу, агрессивное поведение само по себе.Тогда сидящие за рулем граждане, уходя от столкновения, сами невольно попадают ДТП.

Как установить виновника аварии

В ситуации, когда на дороге произошло ДТП, вина водителя устанавливается как по горячим следам, так и после наличия уже собранного пакета документов. Все зависит от масштабов происшествия, количества задействованных машин. Не последнюю роль играет поведение водителей.

Многолетняя практика выработала не только алгоритм установления виновника аварии, но и верную тактику поведения всех ее участников.

Некоторые предписания прямо закреплены в правилах дорожного движения, а также в КоАП РФ.

К примеру, порядок действий на случай дорожного происшествия регламентирован в п.п. 2.5, 2.6, 2.6.1. В свою очередь процедура производства по делам об административных правонарушений, права их участников, иные важные положения содержатся в Главах 24-26, 28 Раздела IV КоАП.

Большую роль при выяснении истины играет собранная доказательная база во всей своей совокупности. Именно на ее основании принимается решение о привлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности.

Примерный перечень доказательств;

  • письменные источники;
  • фотографии;
  • объяснения участников ДТП, свидетелей, сотрудников ГИБДД;
  • вещественные доказательства в виде осколков стекла или кусочков краски;
  • результаты экспертиз, освидетельствования лица.

В расчет также берутся показания специальных технических средств. Речь идет о радарах скорости и приборах, определяющих уровень алкоголя в крови водителя.

Теперь самое время перейти к процедуре определения виновника.

На месте ДТП

Во многих случаях виновник автоаварии становится понятен сразу. Большинство нарушений правил дорожного движения имеют очевидный характер и не требуют дополнительных способов доказывания.

В составляемый протокол вносятся обстоятельства инцидента со ссылкой на те нормы ПДД, которые не были соблюдены. О многом расскажет и схема ДТП.

Типичные проступки автолюбителей:

  • проезд на красный свет;
  • очевидное превышение скорости;
  • несоблюдение правил пересечения перекрестков;
  • выезд на встречную полосу движения.

В случае, когда сидящий за рулем был нетрезв, это тоже относится к несоблюдению правил дорожного движения (ст.12.8.1 КоАП РФ). Первоначально количество алкоголя в крови гражданина определяется сотрудником ДПС с помощью специального прибора – алкотестера. Дальше, как правило, следует медицинское освидетельствование.

Каждый из участников происшествия вправе написать к протоколу собственные пояснения. Их содержание принимается во внимание при вынесении постановления о назначении штрафа и/или определении срока лишения водительского удостоверения.

Если не виноват, как доказать на начальном этапе

По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждается административное производство. Исходными документами в рамках него является схема, составляемая на месте аварии, пояснения участников и свидетелей.

В свою очередь, между оформлением материалов дела и принятием постановления о привлечении виновника к административной ответственности проходит определенный период времени – 2 месяца.

За этот отрезок водитель не должен сидеть, сложа руки для того, чтобы подтвердить собственную правоту.

Основные права владельца машины:

  • возможность знакомится с материалами административного производства;
  • предоставление дополнительных пояснений, письменных доказательств;
  • право прибегнуть к правовой помощи со стороны юриста, адвоката.

Кроме этого, участник ДТП может настаивать на проведении дополнительных экспертиз. Они, на основании ч. 2 ст. 27 КоАП РФ проводятся за счет бюджетных средств. С кругом вопросов, которые нужно поставить эксперту, определяются заранее.

Обжалование виновности КоАП

Логическим итогом ДТП становится постановление дознавателя ГИБДД о привлечении одного или обоих водителей к административной ответственности в форме штрафа. Его допускается оспорить. С этой целью лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе подать жалобу вышестоящему руководству или в районный суд.

Протокол об административном правонарушении по законодательству оспорить нельзя. Требуется дождаться постановления о назначении штрафа.

Многие выбирают второй путь в надежде большую объективность. Как бы там ни было, необходимо все успеть сделать в десятидневный срок с момента получения постановления. Иначе, придется писать ходатайство о восстановлении упущенного времени, обосновывая причины допущенной задержки.

Обжалование постановления может иметь место последовательно в нескольких судебных инстанциях. Многие водители в поисках справедливости доходят и до Верховного Суда РФ.

Кстати, обжалуется постановление не только о применении денежных санкций, но и об отказе привлекать гражданина к административной ответственности. Здесь действует то же правило 10 дней. В жалобе требуется по пунктам описать процессуальные нарушения, допущенные со стороны сотрудника ГИБДД.

В случае, когда в возбуждении административного производства отказал мировой судья, его определение может быть пересмотрено. С этой целью пишется жалоба в районный суд по месту расположения участка мирового судьи.

В гражданском суде

Рассмотрение дела имеет свою специфику. Предъявляется иск ко второй стороне не только о взыскании ущерба, но и об окончательном определении виновника дорожного происшествия.

Необходимо будет внести госпошлину, которая состоит из двух частей. Определение виновника рассматривается как неимущественное требование и оплачивается в размере 300 рублей.

Касаемо возмещения материального ущерба, пошлина исчисляется в процентах от выдвигаемых требований. За основу берется п.1 ст. 333.19 НК РФ. Там определен размер платежа с привязкой к цене иска.

Полезно привлечь к участию в деле страховую компанию в качестве третьего лица. Когда суд выяснит, что страховое возмещение предоставлено пострадавшим не в полном объеме, взыскивается недостающая сумма, но в пределах, действующих по ОСАГО, лимитов.

А если скрылся

К сожалению, не всегда виновник ДТП остается на месте аварии для дальнейших разбирательств. И это только добавляет проблем владельцу пострадавшего транспорта. Тем не менее, нужно предпринимать конкретные действия и со своей стороны.

Так, на место столкновения обязательно вызывается патрульный экипаж, который зафиксирует факт повреждений. До приезда сотрудников ГИБДД водитель может сделать несколько снимков поврежденных участков автомобиля.

Отдельно делаются снимки асфальта, поскольку там могут остаться частички от другого транспорта: осколки фар, зеркал. Кстати, отпечаток протектора на дороге также помогает экспертам идентифицировать автомобиль.

После приезда дежурной группы начинается работа, по идентификации второго участника инцидента.

Основные действия на месту столкновения:

  • опрос водителя, других свидетелей;
  • сбор следов, оставшихся на проезжей части;
  • производство необходимых замеров;
  • изучение записей с видеокамер, расположенных на окрестных объектах.

Схематически розыск скрывшегося автомобиля происходит следующим образом. Вначале выносится постановление об осуществлении розыскных действий. На основании пояснений потерпевшего, свидетелей устанавливаются приметы транспортного средства. На первом месте среди них стоят марка и цвет.

Дальше по базе данных делается выборка машин, соответствующих описанию. После этого сотрудники полиции проверяют автомобили на предмет возможной причастности к аварии.

По законодательству на поиск машины отводится 2 месяца. При этом пострадавший хозяин транспорта также может осуществлять поисковые мероприятия со своей стороны.

Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен

Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?

Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.

В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.

Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.

Позиция Верховного суда

Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.

Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.

В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.

Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.

Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.

Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.

В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.

В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.

Советы водителю при определении степени вины

С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.

Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.

А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.

Основной список конкретных шагов:

  1. Необходимо принять участие в воссоздании всех деталей аварии. Со своей стороны допускается делать снимки с разных ракурсов, давать собственные пояснения, замечания к составленной схеме инцидента. Заранее обращается внимания на имеющиеся противоречия в материалах ДТП.
  2. Наряду с показаниями свидетелей помогут записи внешних камер наблюдения с окрестных офисов, магазинов. Водители проезжающих машин со своей стороны могли заметить важные детали. Найти нужных людей можно с помощью социальных сетей.
  3. Когда одним из виновников ДТП являются коммунальные службы, по чьей халатности дорога пришла в негодность, нужно узнать координаты соответствующей организации. Часто ее наименование указывается в протоколе об административном правонарушении.
  4. При подготовке иска об определении степени вины требуется написать о мотивах собственного поведения на дороге и о том, почему не представилось возможным предотвратить аварию в сложившихся условиях.
  5. Нужно воспользоваться своим правом на проведение экспертиз. Чем объемнее заключение специалиста по своему содержанию, тем выше шансы благоприятно решить проблему.

Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.

При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.

Читайте также:  ВС РФ разъяснил, на кого распространяются права потребителя

К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Оформление обоюдной вины при ДТП

Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП. Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.

Нормативная база

Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Определение обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.

Степени вины

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  • Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

    Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Порядок возмещения ущерба

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в статье 1083, где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс. рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс. рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей. Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

  1. Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Выплата по КАСКО при обоюдной вине

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.
Читайте также:  Отстранение от управления транспортным средством

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

  • Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине?

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до лишения права управления транспортным средством, вне зависимости от степени вины.

Порядок определения и установления виновника ДТП

После дорожно-транспортного происшествия водитель должен обеспокоиться получением причитающейся ему страховки по ОСАГО. Но, по сути, полис ОСАГО — это страхование гражданской ответственности водителя. Это значит, что страховые выплаты по ОСАГО в полной мере будут произведены только в том случае, если перед этим будет установлен непосредственный виновник аварии. Как и кто определяет виновность при ДТП?

Досудебное урегулирование

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит, что сразу после совершения ДТП водитель должен остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать инспекторов ГИБДД. В ином случае, согласно статье 12.27 Кодекса административных правонарушений ему грозит штраф в размере 1 000 рублей. Если же водитель и вовсе покинул место ДТП, ему грозит административный арест на срок до 15 суток или лишение водительских прав до 1,5 лет. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД:

  1. Составляют схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Фиксируют положение транспортных средств после столкновения и описывают нанесенные каждому из автомобилей повреждения.
  3. Опрашивают водителей и свидетелей при их наличии.
  4. Фиксируют иные особенности аварии при их наличии.

На основании проведенного расследования сотрудники ГИБДД выдают постановление о нарушении правил дорожного движения одним или несколькими водителями (пешеходами). В соответствии с данным постановлением на ответственных лиц будет наложен штраф согласно Кодексу административных правонарушений. Это же постановление будет являться основанием для признания указанных лиц виновниками дорожно-транспортного происшествия. Но пока виновник не согласится с данным постановлением его вина не будет официально признана, что служит поводом для передачи дела в суд.

Если вины никого из водителей нет, сотрудниками ГИБДД на основании статьи 24.5 КоАП РФ выдается справка об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия ответственных лиц. Если же в силу определенных причин вину установить не удается, сотрудники ГИБДД указывают в документах, что «Водители (свидетели) дают противоречивые показания». В таком случае дело о ДТП в обязательном порядке передается в суд для дальнейшего разбирательства.

Судебное разбирательство

Основанием для начала судебного разбирательства может стать постановление ГИБДД о невозможности определения виновного лица в совершении ДТП или апелляционный иск одной из сторон дорожно-транспортного происшествия, требующий произвести разбирательство и установить степень виновности ответственных лиц. После изучения обстоятельств дела суд может принять решение о назначении следующих экспертиз:

  • Автодорожной, которая изучает состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • Трасологической, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП.

По итогам экспертизы суд выдает свое собственное решение, которое может как отменить постановление сотрудников ГИБДД, так и подтвердить его. Все страховые выплаты производятся уже на основании постановления суда. Если же будет доказано, что виновных в совершении аварии нет — страховщик вправе не возмещать ущерб по ОСАГО. Если будет доказано, что оба водителя виноваты в равной степени, то выплаты также будут равны.

На свое усмотрение перед судебным разбирательством одна из сторон дорожно-транспортного происшествия может заказать независимые автодорожную и трасологическую экспертизы, которые установят степень вины того или иного водителя. Тогда в суд можно обращаться, имея на руках заключения обеих экспертиз и предоставляя их в качестве доказательной базы. Заранее обращаться к экспертам имеет смысл, когда нет уверенности в своей правоте. Иначе, если водитель проиграет дело, он вынужден будет оплатить все судебные издержки, в том числе и услуги судебных экспертов. В дополнение к трасологической и автодорожной экспертизе пострадавшая сторона может вызвать автотовароведческую, которая оценит степень нанесенного автомобилю ущерба и определит стоимость ремонта. Результаты данной экспертизы необходимы для предоставления в страховую компанию, которая на их основе определит сумму полагающегося водителю возмещения.

Заключение

Виновным в дорожно-транспортном происшествии считается тот водитель, который согласно составленному протоколу ГИБДД нарушил правила дорожного движения, что и привело к аварии. Если же такового определить не удалось, или один из водителей не согласен с постановлением ГИБДД — дело может быть решено через суд, для чего привлекаются эксперты-оценщики, производящие автодорожную и трасологическую экспертизы.

Обоюдная вина при ДТП и возмещение ущерба по ОСАГО

Нередко аварии на дорогах случаются в результате неправильных действий не только одного водителя. Такие случаи квалифицируются как ДТП по обоюдной вине. Тогда в отношении каждого виновника выносится отдельное постановление о правонарушении.

Расследование любого ДТП завершается, как правило, одним из следующих результатов:

  1. Виновником происшествия признаётся один из участников аварии. В этом случае другой участник будет пострадавшей стороной, и он имеет право рассчитывать на компенсацию ущерба по ОСАГО в установленном законом порядке.
  2. Группа разбора ГИБДД прекращает расследование и выносит соответствующее постановление о закрытии дела в связи с невозможностью определения виновника происшествия или установления истинной картины ДТП вследствие противоречивых показаний свидетелей и отсутствием материалов объективного наблюдения. Если участники ДТП не согласны с официальным решением инспекции, то дальнейшее разбирательство возможно в судебной инстанции.
  3. Виновниками дорожного происшествия признаются оба участника, и каждому из них предъявляется постановление о правонарушении и протокол происшествия.

Многие автолюбители ошибочно полагают, что виновника аварии определяет инспектор ГИБДД, прибывший на место и составляющий протокол ДТП. На самом деле это не так. Основная функция и задача сотрудников ДПС по прибытии на место происшествия – это подробная фиксация деталей с целью объективного определения причин ДТП, сопутствующих факторов и последствий аварии. А определение виновника и степени его вины относится к полномочиям судебного органа. Если причиной обоюдного ДТП послужили нарушения правил обоими участниками, то их вина очевидна, но определение степени вины каждого водителя является прерогативой суда.

Особенности толкования «обоюдной вины»

Обоюдная вина в ДТП на дороге может быть как реальной, так и кажущейся.

Бывает, что водитель допустил нарушение правил, но в происшедшем столкновении он не виноват. Рассмотрим, к примеру, два реальных случая из судебной практики аварий по обоюдным ДТП:

  1. Водитель выехал в город на машине, на которую не оформлена страховка по ОСАГО, нарушив тем самым требование п.2.1.1 ПДД. Подъехав к перекрёстку, он остановился на стоп-линии, так как светофор замигал и переключился на красный свет, но на него сзади наехал грузовик. В данной ситуации различные нарушения ПДД совершили оба водителя, но виновен в столкновении только водитель грузовика, который не соблюдал нужную дистанцию, поэтому фактически здесь в ДТП нет обоюдной вины. В этом случае виновником происшествия будет определён с большой долей вероятности водитель грузовой машины, а пострадавшим будет первый водитель.
  2. Точно такой же случай из судебной практики, только нарушение пострадавшего состояло в том, что он оказался пьяным за рулём. Нарушителями ПДД, как и в первом случае, признаны оба водителя. Но виновником ДТП признан наехавший сзади водитель из-за несоблюдения требуемой дистанции. Пьяный водитель признан пострадавшим, но виновным в управлении транспортом в нетрезвом состоянии, за что привлечён к выплате штрафа и временному лишению водительских прав. На восстановление автомобиля он получил страховку по ОСАГО от страховой компании виновника аварии.

К сожалению, существует много нюансов в толковании случаев дорожных происшествий по обоюдной вине и последствий по страховым выплатам. В практике судебного разбирательства были и такие случаи, когда страховое возмещение выплачивалось обеим сторонам в полном объёме на том основании, что в положении по ОСАГО не предусмотрено сокращение страховой компенсации в зависимости от установленной степени виновности участника ДТП, случившегося по обоюдной вине.

Если в дорожной аварии существуют какие-то признаки обоюдки, то участникам следует особо внимательно отнестись к оформлению протокола сотрудниками ГИБДД, чтобы в нём были отмечены все детали ДТП, свидетельствующие о виновности противной стороны. Не стесняйтесь обращать внимание инспектора на обстоятельства, которые были упущены в протоколе или схеме аварии.

Может быть и так, что один из участников ДТП, осознавая свою вину и надеясь возместить причинённый ущерб за счёт страховой компании, признаёт свою виновность. Однако в дальнейшем, когда выясняется, что размер ущерба превышает максимальную сумму страховки ОСАГО и ему придётся оставшуюся часть компенсировать пострадавшему из своего кармана, он передумывает брать вину на себя и обращается в страховую фирму с заявлением, что в аварии имеется факт обоюдной вины.

Тем самым страховой компании предоставляется возможность сократить или отменить выплаты, которой она обязательно воспользуется и приостановит процесс компенсации ущерба потерпевшему до завершения рассмотрения дела в суде. Если на суде адвокат докажет, что имело место обоюдная вина участников, то первоначальный потерпевший не сможет рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании, а первоначальный виновник аварии освободится от обязанности выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.

Как нужно доказывать обоюдную виновность в ДТП

Как было указано выше, степень вины каждого участника дорожного происшествия определяется судом в процессе рассмотрения дела по иску потерпевшего о возмещении причинённого ущерба. При этом в качестве ответчика нужно привлечь не только виновного в ДТП водителя, но и его страховую компанию, которая должна выплачивать компенсацию. В иске отразите просьбу в определении степени вины ответчика.

В ходе разбирательства на судебных заседаниях нужно проявлять активность, основывая свои аргументы конкретными пунктами Правил и статей законов. Свою версию дорожного происшествия обоснуйте материалами объективного наблюдения и свидетельскими показаниями. При этом свидетели аварии должны быть зарегистрированы в протоколе ДТП.

Если заявитель не имеет большого опыта участия в судебных разбирательствах, то ему лучше обратиться за помощью к адвокату , который поможет с построением грамотной и обоснованной тактики поведения на судебных заседаниях для достижения максимально выгодного результата. Возможно, что потребуется проведение специальной экспертизы для объективной оценки состояния пострадавшего автомобиля и размера причинённого ущерба. На основании экспертной оценки устанавливается размер страховых выплат.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать. Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.

В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:

Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.

Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.

Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии. Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно. Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.

Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда. Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.

Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.

Читайте также:  Отказ в выплате по ОСАГО - как оспорить по закону?

Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:

  • отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
  • отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
  • кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.

В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.

С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.

Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины. Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает из своего кармана.

Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.

Как получить страховку?

Если оба участника ДТП с обоюдной виной согласны с решением страховой компании о выплате половинной доли ущерба или восстановлением повреждённых машин в СТО с оплатой половины стоимости ремонта, то им можно обойтись без судебного разбирательства. Особенно это актуально, когда дело касается небольших размеров причинённого повреждения. Тогда им можно обращаться к страховщику сразу после получения на руки необходимых документов в ГИБДД, где указаны допущенные нарушения каждой стороны, и получить причитающиеся деньги или обслуживание в установленные сроки.

Если же один из участников аварии не согласен с распределением выплат пополам, то ему следует:

  • довести до сведения страховой компании о происшествии и своём несогласии на половинную выплату компенсации;
  • обратиться в суд с заявлением об установлении меры виновности участников ДТП и дождаться решения;
  • получить положенное по решению суда возмещение пропорциональное степени своей вины.

При этом учитывайте, что судебные разбирательства занимают длительное время (до нескольких месяцев) и нет гарантии, что он удовлетворит требование истца. Поэтому обращение в суд целесообразно в тех случаях, когда:

  • ГИБДД не определила виновника аварии;
  • вина одного из участников очевидно и явно превалирует над виной другого водителя;
  • значительный размер причинённого ущерба, когда получение максимально возможной компенсации играет большую роль.

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации участникам аварии, ссылаясь на обоюдную вину, не предъявляя других законных оснований, то им нужно подать жалобу на данное решение в досудебном порядке, а затем при повторном письменном отказе подавать иск в суд.

Определение степени виновности при ДТП для получения страховки

Дорожную аварию, следствием которой становится гибель или ранение людей, повреждение автомобиля и нанесение иного ущерба, принято называть ДТП. При этом определение виновного в аварии зависит от многих факторов. Как показывает практика, обычно виновным признают водителя, в отношении которого составляется протокол о нарушении. Правда, такое решение не всегда оказывается верным – ведь даже нарушение правил ПДД не всегда говорит о вине водителя в аварии. Кто должен устанавливать виновника, каков порядок этой процедуры, и действует ли ОСАГО в случае, когда виноватые не определены?

Содержание статьи:

Когда виновника определяет ГИБДД, а когда спасает только суд?

До 2002-го года сотрудники ГАИ обладали полномочиями на «вынесение приговора». То есть, попавшему в ДТП водителю выдавалась справка о том, что он виновен в аварии, а дальше уже автовладелец сам решал – идти ли в суд возмущаться или добровольно возмещать ущерб.

С июля 2002-го года в КоАП были внесены определенные коррективы, основывающиеся на том, что определить вину человека может только суд. Одним из изменений стало устранение права сотрудников ГАИ устанавливать виновных в ДТП.

Конечно, на практике изменения несущественные: ГИБДД по-прежнему выписывает подобные справки о ДТП, но вот о вине водителя в них теперь ни слова. То есть, протокол – это документ о нарушении водителем ПДД (которое тоже можно оспорить), и не более того.

Схема установления виновного обычно примерно следующая:

  1. Группой разбора ГИБДД устанавливается водитель-нарушитель ПДД.
  2. По данному факту выносится постановление, а соответствующие справки выдают обоим участникам аварии. Виновник ДТП в справках не указывается – только нарушитель ПДД.
  3. В соответствии с КоАП, на нарушителя накладывают штраф.
  4. Либо после рассмотрения дела сотрудниками ГИБДД выясняется, что водители не виноваты оба, и дело прекращается по ст.24.5 КоАП. Штрафов никому не выносят, а на руки участникам аварии выдают постановления (справки) об отсутствии виновников.
  5. При несогласии с постановлением водитель имеет право подать в суд, чтобы найти истинного виновника ДТП (или вообще найти виновника, если обоих сочли невиноватыми).
  6. К судебному иску прикладывается, как постановление ГИБДД, так и документы, которые подтверждают ущерб, а также доказательства (при их наличии) вины или невиновности, которые могут помочь в поиске справедливости.
  7. Судом осуществляется разбирательство. При необходимости суд имеет право затребовать все материалы дела из ГИБДД.
  8. Суд может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников, после чего назначить дополнительное расследование ДТП, автотехническую/трасологическую экспертизу, опросить свидетелей и пр.
  9. На основании результатов экспертизы/расследования и выносится решение о виновности либо невиновности.
  10. С решением суда на руках можно обращаться к страховой компании.
  11. При признании судом обоюдной вины каждый участник ДТП имеет право (в соответствии со степенью вины) на частичное возмещение ущерба.

Памятка водителю:

  1. Видеорегистратор – один из лучших инструментов для установления виновника ДТП. При его отсутствии не теряйте времени – сразу «ловите» пешеходов или других водителей и записывайте их в свидетели. Их данные следует в обязательном порядке указать в «Объяснении» протокола.
  2. Отказ инспектора в возбуждении административного дела (без которого, в свою очередь, сложно докопаться до истины) – это потеря возможности для обоих сторон ДТП воспользоваться ОСАГО (без копии постановления о нарушении, оформленном на оппонента, получить страховку затруднительно). Его можно обжаловать (ст.30.1 ч.4 КоАП) в вышестоящем ГИБДД либо в районном (по месту нахождения службы) суде в течение 10-ти дней.

Можно ли компенсировать ущерб от ДТП по ОСАГО, когда виновник не установлен?

К сожалению, не редкость случаи, когда инспектор ГИБДД, не в силах разобраться в обстоятельствах аварии, выдает участникам ДТП соответствующие документы. И в ситуации, когда нанесен серьезный вред, факт неустановления виновника лишает пострадавших права возместить полученный ущерб с помощью ОСАГО.

Действует ли страховка ОСАГО, если не определен виноватый в аварии?

Увы, данная ситуация – это однозначный отказ страховой компании. Не действует!

Согласно правилам ОСАГО, страховой случай – это случай, в котором наступает гражданская ответственность автовладельца, а право потерпевшего на возмещение вреда лицом-«вредителем» закрепляется ст.1064 ГК РФ. При неустановлении виновного (нет ни виновника ДТП, ни потерпевшего) страховка не выплачивается, ведь страховщик ответственен по ОСАГО лишь за виновника аварии. Что делать?

Отказываться от права на возмещение ущерба не стоит. Выход – обращение в суд, который должен установить виновное лицо.

«Водитель, помни!» – на заметку:

Страховка ОСАГО предполагает страхование не вашего авто, а вашей гражданской ответственности. То есть, если вы становитесь виновником аварии, то компенсации пострадавшим выплачиваются вашей страховой компанией. Что касается страхования вашего автомобиля, такой страховкой является КАСКО.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Обоюдная вина в ДТП

Юридическая консультация по автомобильному праву

Похожие темы по автомобильному праву

Обоюдная вина в ДТП

Вина в ДТП определяется по действиям или бездействию водителя, которые стали непосредственной причиной столкновения, причинения ущерба или вреда здоровью. Эти обстоятельства устанавливаются непосредственно на месте аварии, фиксируются в извещениях, протоколах, иных доказательствах. При обоюдной вине при ДТП не исключается возможность возмещения ущерба по ОСАГО, однако схема взаимодействия со страховщиком окажется существенно сложнее.

Что такое обоюдная вина при ДТП

Как непосредственно следует из термина, обоюдная вина в ДТП заключается в нарушении ПДД сразу обоими автовладельцами. Важно, чтобы такие нарушения действительно привели к аварии, либо усилили ее последствия, а не носили формальный характер. Типичный пример – управление автомобилем с непристегнутым ремнем является однозначным нарушением ПДД, однако причиной аварии оно стать не может. Чтобы устранить такие спорные моменты, при расследовании дел всегда изучается и подтверждается причинно-следственная связь.

Определение обстоятельств при обоюдной вине в ДТП имеет следующие особенности:

  • если оба участника добровольно признают свою виновность, допускается составление извещения по схеме Европротокола (естественно, если это соответствует условиях Закона № 40-ФЗ);
  • если на место инцидента вызван представитель ГИБДД, он подтвердит факт вины оформлением протоколов;
  • инспектор не может сам определить процент виновности каждого из нарушителей, поэтому решать такой вопрос придется уже на стадии оформления страховки.

Обратите внимание! Обоюдная вина в ДТП может наступать не только для двух, но и трех, четырех или более водителей одновременно. Случаи с массовыми авариями возникают регулярно, а рассмотрение таких дел характеризуется повышенной сложностью. Рекомендуем всегда привлекать юриста к оформлению документов, при подаче документации в страховые компании и в суд.

Факт виновности двух и более лиц в аварии не лишает возможности возместить ущерб или вред. Однако пострадавшим придется проходить дополнительные процедуры, так как нужно подтвердить степень (процент) вины.

Как наступает ответственность при обоюдной виновности

Наказание за нарушении ПДД при обоюдке наступает по общим правилам. Представитель ГИБДД заполнит протоколы на каждого нарушителя, укажет статью закона, передаст материалы в суд или вынесет постановление на месте (это зависит от вида нарушения). Каждый из нарушителей может подавать возражения, защищать интересы в суде, направлять жалобы. Процедуры привлечения к ответственности по каждому из виновников ДТП проходят отдельно друг от друга.

Если один из автовладельцев смог доказать свою невиновность, процедура возмещения кардинально изменяется. Так как в ДТП будет только один виновник, пострадавший может обратиться к своему страховщику, оформить документы по обычной схеме. Также есть специальные нюансы при получении страховки, если устанавливается неумышленное оставление места ДТП. Подробнее об этом можно узнать на консультации у наших юристов.

Можно ли получить страховку при обоюдной вине

Обоюдная вина подразумевает и наличие двух пострадавших. Оба они смогут претендовать на страховку, однако придется учесть и ряд дополнительных моментов:

  • по умолчанию, страховщики могут компенсировать каждому из пострадавших-виновников по 50% от суммы ущерба или вреда (если граждане не возражают против такого варианта, можно избежать судебных тяжб);
  • если хотя бы один из пострадавших не согласен с равным процентом вины, потребуется судебная оценка обстоятельств аварии;
  • только через суд можно определить точную степень виновности, т.е. в решении будет указан определенный процент (30 на 70, 80 на 20 и т.д.);
  • страховщик будет выплачивать компенсацию на основании судебного акта.

Обратите внимание! При обоюдной вине в ДТП действует общий регламент обращения к страховщику, оценки ущерба. Каждый пострадавший-виновник должен подать извещение своему страховщику, представить машину для обследования.

Для подтверждения обоюдной виновности в ДТП страховщику передаются протоколы и постановления о нарушении правил движения. Если впоследствии вина одного из водителей будет успешно оспорена в суде, он сможет получить страховое возмещение в полном объеме. Соответственно, второй участник аварии утратит право на получение денег или направления на ремонт.

Порядок и суммы выплат по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

После получения извещения о ДТП и иных документов, из которых будет видна обоюдная вина, страховая компания вправе отказать в выплате по ОСАГО. Страховщик не может сам определить степень виновности, поэтому при любых сомнениях выносится отказное решение. Однако даже при вынесении отказа страховая компания обязана провести осмотр автомобиля, сделать отчет с оценкой ущерба. Также водители могут заказать независимую экспертизу, если не согласны с отчетом страховщика.

Процесс получения страховки при обоюдке по ДТП заключается в следующем:

  • любой из участников аварии должен подать исковое заявление в суд об определении степени виновности;
  • к участию в деле привлекается второй виновник, страховая компания;
  • суд самостоятельно или по ходатайству сторон запрашивает материалы дела из ГИБДД;
  • степень виновности оценивается по причинно-следственной связи, доказательствам с места аварии, поведению каждого из водителей в момент ДТП.

В решении должен быть указан процент вины для каждого участника ДТП. По этому показателю будет рассчитываться сумма компенсации. Например, если степень вины водителя установлена судом как 80%, он получит от своего страховщика только 20% от размера ущерба.

Если претензии о возмещении ущерба или вреда предъявляет пострадавший, не являвшийся участником ДТП, он получит компенсацию сразу от двух страховых компаний. Например, такие ситуации возникают при вреде здоровья пешеходу, который пострадал при обоюдном ДТП. Для выплаты страховки также будет применяться показатель виновности, определенный судом.

Если у вас возникли вопросы, связанные с получением страховки при обоюдной вине в ДТП, либо нужна помощь в оформлении документов, обращайтесь к нашим специалистам. Получить консультацию автоюриста можно по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи. Обращайтесь, мы поможем отстоять права даже в самой сложной ситуации!

Ссылка на основную публикацию