Отстранение от управления транспортным средством

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 27.12 (с учетом изменений, внесенных в них Законом N 210 от 24.07.07 и вступивших в силу с 01.01.08) позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены двум самостоятельным видам мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно:

а) отстранению от управления транспортным средством (например, автомобилем, трактором);

б) медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (не только алкогольного, но и наркотического, токсического, иного);

2) отстранять от управления транспортным средством можно лиц:

а) которые управляют транспортным средством в состоянии опьянения (причем это очевидно для всех окружающих);

б) в отношении которых имеются достаточные основания (их нужно обязательно указать в протоколе) полагать, что они находятся в состоянии опьянения (например, сильный запах алкоголя, бессвязная речь, “езда по синусоиде”);

в) не имеющих при себе документов, указанных в ч. 1 ст. 12.3 (см. коммент. к ней, а также к ст. 12.7);

г) которые управляют транспортным средством без государственных регистрационных документов, с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством (см. коммент. к ст. 12.3, 12.5);

3) отстранение от управления транспортным средством осуществляется вплоть до того, как будут устранены причины, вызвавшие его. Лицо, относительно которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит (т.е. это обязанность, а не право соответствующих должностных лиц) направлению на медицинское освидетельствование. Оно проводится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ N 475 от 26.06.08 “Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством на состояние алкогольного опьянения, и оформления его результатов; направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет ТС”. Формы Акта освидетельствовании и Протокола направления на медицинское освидетельствование утверждены приказом МВД от 04.08.08 N 66. См. также письмо МВД России от 29.06.02 N 13/4-3000). Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование определены приказом Минздравсоцразвития N 308 от 14.07.03 (в ред. от 10.01.06). Отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения может повлечь административную ответственность по ст. 12.26 (см. коммент. к ней, а также к ст.12.8). С 01.01.08 (т.е. после вступления в силу изменений внесенных в ст. 27.12 Законом N 210 от 24.07.07) состояние алкогольного опьянения следует определять исходя из признаков, прямо указанных в примечании к ст. 27.12;

4) лицо отстраняется от управления транспортным средством и направляется на медицинское освидетельствование (в упомянутых выше случаях) должностным лицом органов ГИБДД, иными должностными лицами, (например, в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, войск МВД, войск гражданской обороны, иных воинских формирований – должностными лицами военной автоинспекции) которым предоставлено право государственного надзора за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства (см. об этом коммент. к ст. 23.3, 23.35-23.43, 28.3). В любом случае присутствие 2 понятых – должно быть обеспечено.

2. Применяя правила ч. 3-7 ст. 27.12, нужно учесть, что:

1) об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование (в случаях, указанных в ч. 1 ст. 27.12) составляется отдельный протокол (он так и называется “протокол об отстранении от управления транспортным средством”, “протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения”). Форма протокола об отстранении от управления ТС утверждена письмом МВД от 18.06.03 N 13/ц-72 (в ред. от 01.10.07).

Копия упомянутого протокола вручается (под расписку) лицу, в отношении которого были применены данные меры обеспечения производства по делу. Если упомянутое лицо уклоняется (отказывается) от получения копии (либо от подписи в получении), в протоколе делается соответствующая запись;

2) до 01.07.08 присутствие понятых в ст. 27.12 не было предусмотрено. В практике возникает вопрос: вправе ли было до 01.07.08 должностное лицо (составляющее упомянутые виды протоколов) пригласить понятых? Да, вправе, положениям ст. 27.12 это не противоречило. Как разъяснил ВС (в п. 10 Обзора от 05.12.08), в настоящее время ч. 2 ст. 27.12 предусматривает обязательное присутствие двух понятых (при применении мер обеспечения указанных выше);

3) сведения, упомянутые в ч. 4, 5 ст. 27.12, в протоколе указываются в любом случае (при их отсутствии протокол будет обесценен как процессуальный документ);

4) протоколы (упомянутые в ст. 27.12):

а) должны быть подписаны должностными лицами, их составившими;

б) подписываются лицом, отстраненным от управления транспортным средством либо направленным на медицинское освидетельствование. Если последнее отказывается от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (которая удостоверяется должностным лицом). Лицо, отстраненное от управления транспортным средством (направленное на медицинское освидетельствование), может делать замечание к протоколу (которое подлежит внесению в протокол).

К протоколу обязательно прилагается акт освидетельствования на состояние опьянения (составленный по установленной форме). Форма акта утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.07.03 N 308 (с учетом последующих изменений). ВС разъяснил, что наряду с Актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (составленного ДЛ ГАИ, войск гражданской обороны и т.д.) или актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (составленного врачом-психиатром- наркологом, врачом иной специальности) не исключается подтверждение водителя в состоянии алкогольного опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей) (п. 7 Постановления N 18).

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

СТ 27.12 КоАП РФ

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, – также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Примечание. Утратило силу

Комментарий к Ст. 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья содержит сразу три меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) отстранение от управления транспортным средством;

2) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

3) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством как обеспечительная мера направлено на пресечение длящегося административного правонарушения и применяется в случаях, когда:

– имеются достаточные основания полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения;

– транспортным средством управляет водитель, не имеющий при себе документов на право управления транспортным средством, регистрационных документов на транспортное средство;

– водитель управляет транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

– транспортным средством управляет водитель, не имеющий права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

– транспортным средством управляет водитель, лишенный права управления транспортными средствами.

После устранения причины отстранения от управления транспортным средством данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяется. Например, водитель предъявил документы на право управления транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство, произошло вытрезвление водителя либо управление передано другому трезвому водителю, имеющему право на управление транспортным средством.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в случаях, когда:

1) в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения;

2) в отношении лица вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов. Названные Правила устанавливают порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида.

Достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Росздравнадзором, поверенных в установленном порядке Ростехрегулированием, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции проводят отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на один литр (мг/л) выдыхаемого воздуха (см. примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).

Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (форма акта утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676). Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не требуется составлять в случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Читайте также:  Ремонт по ОСАГО в 2022 году: порядок проведения

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по содержанию комментируемой статьи не относится к обеспечительным мерам, однако о таком процессуальном действии составляется соответствующий протокол.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определены должностные лица органов, правомочных осуществлять отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в присутствии понятых или с применением видеозаписи. Таким образом, факт совершения процессуальных действий может как удостоверяться подписями понятых в соответствующих процессуальных актах, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующие процессуальные акты, с учетом конкретных обстоятельств.

3. О применении рассматриваемых обеспечительных мер (отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения) составляются соответствующие протоколы. В ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлены требования к содержанию указанных протоколов. Копии протоколов вручаются лицу, в отношении которого применены данные меры.

Минздрав России определяет критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование; устанавливает порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения” утверждены форма акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у “Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством”.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может проводиться только теми индикаторами алкогольных паров отечественного и зарубежного производства, которые разрешены к применению и перечислены в приложении к письму Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 N 6840-ВС “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств”.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются с использованием технических средств измерения, поверенных в установленном порядке (раз в год) Ростехрегулированием, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

4. В соответствии с требованиями ч. 7 комментируемой статьи акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Статья 27.12. КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Ст 27.12 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, – также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Примечание. Утратило силу. – Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ.

Комментарий к статье 27.12. КоАП РФ:

1. Под управлением транспортным средством соответствующего вида следует понимать действия лица, когда оно привело транспортное средство в движение и управляет им либо когда осуществляет управление параллельно с лицом, которое оно обучает вождению транспортным средством. Управлением транспортным средством соответствующего вида следует признать и нахождение лица на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства.

При этом не имеет значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, было ли лишено такого права либо такое право вообще отсутствовало.

2. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ внесены значительные изменения в нормы комментируемой статьи, касающиеся порядка освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения.

В примечании к данной статье были определены критерии состояния алкогольного опьянения, выраженные определенными показателями концентрации этилового спирта в крови и в выдыхаемом воздухе.

Однако истекший период показал, что введенные меры не привели к существенному снижению количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ примечание в комментируемой статье было признано утратившим силу.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что данное лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. В качестве таких достаточных оснований утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. и доп.) Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов устанавливают наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Отстранение от управления транспортным средством применяется и при совершении водителем транспортного средства следующих правонарушений:

  • 1) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • 2) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
  • 3) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);
  • 4) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

3. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении лицом места водителя в кабине транспортного средства соответствующего вида.

Правом отстранения от управления транспортными средствами соответствующего вида обладают: в отношении водителей транспортных средств – должностные лица ГИБДД; в отношении судоводителей маломерных судов – должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.

4. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортных средств Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований – также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.

Данное освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов на бумажном носителе, разрешенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр средств измерения. В п. п. 6 – 8 указанных выше Правил определены обязанности соответствующих должностных лиц по проведению такого освидетельствования, в том числе перед проведением освидетельствования информировать водителя о порядке его проведения.

Согласно п. 9 указанных Правил в случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составляется акт об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование. Форма акта утверждена Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 (РГ. 2008. 22 авг.).

5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами проведенного освидетельствования; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Направление на медицинское освидетельствование осуществляют должностные лица, упомянутые в п. 4 настоящего комментария. При этом составляется соответствующий протокол по установленной Приказом МВД России от 4 августа 2008 г. N 676 форме и принимаются меры к установлению личности водителя (см. п. п. 11 – 12 Правил).

6. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются соответствующие протоколы. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена мера административного принуждения. Требования к составлению протокола определены в ч. 4 данной статьи.

7. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования влечет ответственность по ст. 12.26 Кодекса. В этом случае в обязательном порядке составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия лица по уклонению от освидетельствования.

8. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, имеющих надлежащую лицензию, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Минздравсоцразвития России требованиям. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном в разделе IV упомянутых выше Правил – “Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в организациях здравоохранения и оформление его результатов”.

Медицинское освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшером) в соответствии с п. п. 16 – 20 упомянутых Правил и Инструкцией по проведению освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у “Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством”, утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (с изм. и доп.).

Отстранение от управления транспортным средством – порядок и условия

В статье рассказано о порядке и условиях временного отстранения водителей от управления транспортным средством. Перечислены этапы оформления данной процедуры и условия возврата за руль. Дана классификация оснований для принятия такого решения согласно положениям КоАП.

В ряде правонарушений к водителю сотрудники ГИБДД могут применить такую меру, как отстранение гражданина от управления средством передвижения. Данный запрет является временным, а его применение не даёт гражданину определённый период времени управлять транспортным средством до устранения причины, указанной в акте. Рассмотрим, нарушение каких правил может привести к такому решению.

Читайте также:  Можно ли вернуть права досрочно за пьянку по новому закону?

Что это значит и какие могут быть основания

Отстранение от управления ТС в силе до тех пор, пока не будут устранены причины правонарушения.

Если совершено нарушение не столь тяжёлого характера, когда у водителя могут забрать права, то могут прибегнуть к временному запрету на управление автомобилем.

Оставаться такое решение будет в силе, пока не устранят причину правонарушения.

Основания касаются как ненормального состояния самого водителя, так и транспортного средства. Плюс, отсутствие документов.

Причины принятия решения о временно запрете перечислены в КоАП (ст. 27.12).

  • Отсутствие у водителя регистрационных документов на автомобиль в момент проверки (ст. 12.3).
  • Вождение машины с неисправной тормозной системой, рулевым управлением или поломками сцепления (ст. 12.5).
  • Осуществление управление лицом, не имеющим прав либо лишённым данного документа (ст.12.7).
  • Нахождение за рулём человека, который замечен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст.12.8, 12.6 и 12.26).

Отстранение от управления транспортным средством вводится только при нарушении вышеперечисленных мер. Исключение составляют случаи, когда сотруднику ГИБДД для исполнения своих обязанностей нужно использовать транспортное средство гражданина. В остальных случаях данная мера не применяется.

Каждый пункт необходимо доказать. Выявить данные обстоятельства уполномоченное лицо может после остановки машины. Сотрудник ГИБДД в составленном протоколе перечисляет основания, из-за которых он полагает совершение водителем правонарушения.

  • Нахождение в нетрезвом виде.К признакам опьянения относят:
    • Специфический запах изо рта и в салоне (алкоголя, наркотических средств).
    • Неустойчивая поза, шаткая походка.
    • Ненормальная речь (проглатывание слов, замедленный ответ), несвязность предложений.
    • Смена нормального окраса кожи лица.
  • Вождение осуществляется без регистрационных документов или права на управление. При управлении без наличия обязательных свидетельств ответственность зафиксирована в ст. 12.7 КоАП. Для проверки инспектор после остановки транспортного средства должен запросить данные документы у водителя и, если он отказался или не смог их предъявить, упомянуть об этом в протоколе.
  • Управление транспортным средством с неисправными системами. Заподозрить об этом могут сами инспекторы (к примеру, увидев сложности в езде), но точно определить данный факт можно лишь по результатам проведённой техэкспертизы. Плюс, к этому типу нарушений относят и случаи, когда водитель знает о наличие данных поломок, но игнорирует их и продолжает передвигаться, подвергая свою и чужие жизни опасности.

Порядок и процедура по КоАП РФ

Данное наказание является административной мерой, применение которой закреплено в КоАП РФ. Порядок и основания для временного отстранения от управления ТС закреплены в статье 27.12 настоящего Кодекса.

Решение может принять только инспектор ГИБДД, составив протокол.

Порядок действий инспектора при отстранении граждан от вождения закреплён в 223-226 пунктах административного регламента ГИБДД:

  • Обязательное условие – присутствие двух понятых, либо замена их на полную видеозапись всего процесса оформления протокола и принятия решения.
  • Далее, начинается составление протокола об отстранении водителя. Затем, его подписывают нарушитель и человек, находящийся за рулём. При отказе гражданина от подписания данное решение фиксируется в протоколе.
  • Подготавливается копия протокола, которая вручается нарушителю.

Отстранение от управления и запрещение эксплуатации

Автомобиль на период отстранения будет находиться на штрафстоянке.

Вышеперечисленные нарушения предусматривают не только временный запрет для водителя, но и дальнейшей эксплуатации авто. Его необходимо эвакуировать на штрафстоянку до того момента, пока причины не будут устранены.

Исправив указанные основания, водитель сможет вернуть транспортное средство. Решение об эвакуации и запрете будет отменено.

  1. Освидетельствование. Чтобы отстранить от вождения лицо на основании опьянения, нарушителя необходимо отправить на освидетельствование. Если он отказывается от прохождения, либо показывает отрицательный результат, гражданин дополнительно проходит медобследование, по результатам которого принимается соответствующее решение.
  2. Составление протокола. Его образец утверждён согласно Приказу МВД РФ № 185. Требуется правильно составить не только протокол, но и документ, согласно которому нарушитель направляется на медицинское освидетельствование. В протоколе указана информация о правонарушении:
    • Дата, место (трасса или улица) и время выявления данного факта.
    • Основание, согласно которому было принято данное решение с указанием обстоятельств (запах, поведение, отказ о содействии сотрудникам ГИБДД).
    • Сведения о самом инспекторе, остановившим авто и принявшим такое решение (звание и инициалы сотрудника).
    • Информация о гражданине, пойманном в нарушении закона (ФИО, паспортные и контактные данные).
    • Данные о транспортном средства (номер, модель и т.п.).

Копию, вручённую сотрудником ГИБДД, гражданин может проверить, правильно ли составлен документ. Для этого следует сверить его с официальным образцом. Лучше сделать это сразу, чтобы вовремя устранить допущенные нарушения и неправомерные действия.

Составить документ могут и без понятых. Для этого один из инспекторов должен вести видеозапись всего процесса (осмотра, заполнения протокола, поведения гражданина). Сам подозреваемый также может снимать всё происходящее, используя в дальнейшем запись для доказывания собственной правоты.

Срок отстранения

Точных сроков действия данного решения законом не предусмотрено. Период отстранения зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

К примеру, до восстановления водительских прав и предъявления необходимых документов. Либо если лицо передаст права на управление другому человеку, который имеет на руках все требуемые документы.

Как вернуть возможность управлять транспортным средством

После устранения правонарушения можно вернуть транспортное средство и возможность управлять им.

В случае технической неисправности машины автомобилисту потребуется привести её в порядок. Небольшие недочёты можно устранить прямо на месте, но при серьёзных повреждениях ТС придётся сдать в ремонт. Как только авто будет в порядке, водитель может подать свидетельство и аннулировать решение об отстранении от управления.

Если дело в правоустанавливающей документации, то её также необходимо восстановить или получить согласно закону. Забрать машину со штрафстоянки не дадут, пока собственник не предъявит ранее отсутствовавших свидетельств.

При поимке в состоянии опьянения нужно время. Организм через некоторый период избавится от вредных веществ, и вернётся в нормальное состояние. В таком случае перед возвратом прав на управление водителю потребуется пройти тест на содержание алкоголя в организме.

С наркотическими веществами всё сложнее – тут его могут привлечь к ответу уполномоченные инстанции. Если начнётся разбирательство, вернуться за руль он сможет не скоро.

Отличия от лишения прав

Данная мера является временной, а её сроки значительно меньше, чем при лишении прав. Отнимают права только по решению суда. Отстраняют от управления ТС скорее для обеспечения безопасности на дороге, для этого инспектор может прямо на месте запретить водителю вести машину.

Устранив нарушение, владелец вновь сможет сесть за своё авто. А вот лишившись прав, он уже не сможет управлять машиной определённый срок.

Итак, такая мера как отстранение от управления автомобилем применяется скорее для защиты водителей, а не в качестве наказания. Как только недочёты, указанные в протоколе, будут устранены, человек сможет вновь сесть за руль.

Смотрите видео по теме:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

lawor › Блог › Отстранение водителя от управления транспортным средством

Отстранение водителя от управления транспортным средством

Многих автолюбителей интересует порядок отстранения от управления транспортным средством при подозрении водителя в пьяном вождении. Давайте вместе разбираться в том, как должен действовать инспектор если он заподозрил автомобилиста в совершении такого неблаговидного поступка.

Отступление: Ездить пьяным за рулем — нельзя. Между тем трезвые добропорядочные водители не должны страдать из-за того, что кто-то другой садиться пьяным за руль. Именно поэтому мы и хотим разобраться в том, в каком порядке должен действовать сотрудник ГИБДД при отстранении водителя от управления транспортным средством и проведении освидетельствования с помощью алкотестера. Это нужно для того, чтобы трезвый водитель не пострадал и не был, не дай бог незаконно привлечен к ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП за пьяное вождение. Алкотестер – это сложный прибор. Если порядок проведения освидетельствования будет нарушен, то алкотестер может показать недостоверный результат. К тому же есть подозрения, что сотрудник ГИБДД может быть заинтересован в «положительных» показаниях алкотестера из-за пресловутой палочной отчетности. Поскольку отстранение от управления транспортным средством всегда предшествует освидетельствованию с помощью алкотестера, то важно также разобраться в законности или незаконности действий сотрудника ГИБДД при проведении данного процессуального действия.

Однако мы отдалились от основной темы статьи.

Кажется, нет такого автолюбителя, которого сотрудник ГИБДД хотя бы раз в жизни не спросил: «Пили?», «Употребляли алкоголь?».

Как известно после таких вопросов обычно следует просьба сотрудника ГИБДД произвести выдох в его сторону или просьба выйти на улицу освежиться (а точнее, чтобы сотрудник ГИБДД «прощупал» водителя на предмет нахождения в состоянии опьянения).

Трезвому водителю такая подозрительность сотрудника ГИБДД неприятна. Представьте себе, что вы ничего не совершали, но вынуждены оправдываться. В таких случаях иной водитель тревожится и пытается успокоить инспектора: «Не пил», «Не употреблял», «Трезв».

Однако такие увещевания действуют не на всякого сотрудника ГИБДД. Некоторым хочется подвергнуть водителя дополнительным проверкам. Пусть эти проверки не предусмотрены в законодательстве, но всё же. Хотеть — не запретишь. Ведь водитель сам согласиться (если конечно согласиться) их пройти, а значить ничего страшного. А если возьмут «за жабры», то всегда можно сказать: «Пьяного водителя хотел поймать. А ты что поддерживаешь пьянство за рулём?». Любому блюститель прав водителей можно рот закрыть.

В поисках пьяных за рулём некоторые находчивые инспектора просят водителей выдохнуть в кулек свернутый из бумаги (сразу предупреждаю, не ищите в Регламенте или Правилах освидетельствования такое процессуальное действие, как «выдох водителя в кулёк из бумаги»). После этого воздух будет оцениваться ими на предмет содержания паров алкоголя. Так выявляется такой признак опьянения, как «запах алкоголя изо рта».

Если же по просьбе инспектора водитель выходит из автомобиля, то сотрудник ГИБДД может проверить наличие у автолюбителя другого признака опьянения «неустойчивость позы». Споткнулся? На лицо неустойчивость позы водителя, а значить есть основания для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера.

Однако мы ушли куда-то в сторону.

В каких случаях сотрудник ГИБДД может произвести отстранение водителя от управления транспортным средством и провести освидетельствование с помощью алкотестера?

Чтобы провести освидетельствование с помощью алкотестера сотрудник ГИБДД должен остановить автомобиль на законном основании (не разбираем этот момент в данной статье). После этого, если сотруднику ГИБДД кажется, что у водителя есть признаки опьянения, которые перечислены в Правилах освидетельствования (В Регламенте ГИБДД от 02.03.2009г. №185 они также содержаться), то он должен отстранить его от управления транспортным средством.

Какие признаки опьянения являются основанием для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера?

Выше уже были перечислены два признака опьянения: «запах алкоголя изо рта», «неустойчивость позы». Есть ещё три признака опьянения: «резкое изменение окраски кожных покровов лица», «поведение, не соответствующее обстановке», «нарушение речи».

При внимательном анализе перечисленных признаков опьянения любому становиться очевидным, что такие признаки можно найти у любого человеку.

Что это вообще такое «поведение, не соответствующее обстановке»? Например, каким должно быть поведение трезвого водителя, которого заподозрили в управлении транспортным средством в состоянии опьянения?

При просмотре в Интернете видеороликов кажется, что некоторые сотрудники ГИБДД считают, что поведение любого водителя, который знает закон и требует от них его соблюдения «не соответствует обстановке». Это подтверждает регулярным предложением автозащитникам освидетельствования с помощью алкотестера или их направлением для проверки к врачу-наркологу.

Идём дальше. После того, как сотруднику ГИБДД показалось, что у водителя есть признаки опьянения, он не может сразу же предлагать ему освидетельствование с помощью алкотестера. Кто это сказал? Регламент ГИБДД это сказал. В пунктах 127, 130.

При прочтении этих пунктов становиться понятно следующее:

— если сотрудник ГИБДД считает, что у водителя есть признаки опьянения, то он должен сразу же составить протокол об отстранении от управления транспортным средством;

— сотрудник ГИБДД не имеет право предлагать водителю освидетельствование с помощью алкотестера, если он не отстранил его от управления ТС и не составил протокол об отстранении от управления транспортным средством.

Таким образом, нарушением со стороны сотрудника ГИБДД является предложение не отстраненному водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Это очень важный момент. Он не зря прописан в Регламенте. Ведь такой порядок (законный), если он соблюдается, предохраняет автолюбителей от неправомерных действий на дороге.

Если же сотрудник ГИБДД составил протокол об отстранении от управления транспортным средством, то он может предложить водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. О том, как сотрудник ГИБДД должен действовать дальше, мы будем разбираться в следующий раз.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Читайте также:  Как оспорить вину в ДТП по закону и куда подавать жалобу?

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.1. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Примечание. Утратило силу

Комментарий к Ст. 27.12 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет основания и порядок применения трех мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении — отстранения от управления транспортным средством, проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством. Указанные меры применяются как в отношении водителей (лиц, имеющих право на управление соответствующим транспортным средством), так и других лиц (вообще не имеющих водительского удостоверения либо лишенных права на управление транспортным средством).

Лицо считается управляющим транспортным средством с того момента, когда оно привело это транспортное средство в движение. Управляющим транспортным средством признается также лицо, которое осуществляет управление параллельно с лицом, которое он обучает вождению, а также лицо, находящееся на месте водителя в кабине буксируемого автомобиля. При этом не имеет значения длительность пути, пройденного транспортным средством. С юридической точки зрения также безразлично, в каком районе — на трассе или в безлюдном месте происходило движение.

Рассматриваемые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в отношении лиц, управляющих транспортными средствами с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, трамваев, троллейбусов.

2. Под отстранением от управления транспортным средством понимается запрещение лицу осуществлять какие-либо действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение. Выполнение подобного запрета может обеспечиваться (при оказании противодействия) изъятием ключа из замка зажигания, принудительным извлечением водителя из транспортного средства и другими соответствующими обстановке мерами непосредственного принуждения.

Лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления транспортным средством в строго определенных случаях:

— когда имеются достаточные данные полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения;

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство;

— при управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

— при управлении транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

— при управлении транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Целью отстранения лица от управления транспортным средством является не запрещение его эксплуатации, а недопущение управления им конкретным лицом. Лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Поэтому в тех случаях, когда есть возможность дальнейшего управления этим транспортным средством другим лицом и отсутствуют обстоятельства, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается (неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства), если транспортное средство и находящийся в нем груз не являются орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, возможно дальнейшее движение этого транспортного средства под управлением другого лица. Если транспортное средство не принадлежит отстраненному от управления лицу, может быть организован вызов владельца или его представителя для передачи транспортного средства последнему под расписку. В остальных случаях после отстранения лица от управления транспортным средством оно задерживается (помещается на специально охраняемое место) до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

3. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.

Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством утверждены Постановлением Правительством РФ от 26.06.2008 N 475.

Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

— запах алкоголя изо рта;

— резкое изменение окраски кожных покровов лица;

— поведение, не соответствующее обстановке.

4. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.

Освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения уполномоченное должностное лицо проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Форма акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676.

В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.

5. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:

— при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

— при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

— при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностным лицом военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676.

Должностное лицо, направляющее водителя на медицинское освидетельствование, обязано принять меры к установлению личности водителя транспортного средства, направляемого на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сведения об отсутствии документов у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностным лицом военной автомобильной инспекции установлена личность водителя транспортного средства, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих Требованиям, установленным Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.

Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Форма акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждена Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.

В случае отсутствия у освидетельствуемого водителя транспортного средства документов, удостоверяющих его личность, врачом (фельдшером) в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения делается запись, содержащая сведения об официальном источнике информации, с помощью которого установлена личность освидетельствуемого.

Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в медицинскую организацию, второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, третий экземпляр акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Если в результате проведенного медицинского освидетельствования будет установлено, что лицо, управляющее транспортным средством, находилось в состоянии опьянения, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.8 КоАП РФ. Акт медицинского освидетельствования прилагается к протоколу.

7. Если лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Ссылка на основную публикацию