Земельный контроль органами местного самоуправления

Муниципальный земельный контроль

Главная » Земля » Муниципальный земельный контроль

Земельные участки в любое время выступают в качестве основной ценности и показателя уровня жизни людей. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, эксплуатация земельных наделов должна происходить только согласно их целевому назначению и отношению к определенной категории землевладений, а также возможному землепользованию, которые предполагают разумность и отсутствие причинения вреда как для окружающей среды, так и для самого надела, рассматриваемого в качестве объекта природопользования.

Согласно статье 72 вышеуказанного кодекса, органы местного самоуправления либо уполномоченные ими органы в пределах отдельных муниципальных образований, контролируют процессы землепользования.

В общем, под муниципальным контролем подразумевается работа местных органов власти по организации и исполнению в рамках данного территориального образования контроля за соблюдением физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями, правил землепользования, зафиксированных положениями местных нормативных актов.

Муниципальное законодательство предусматривает необходимость исполнения предписаний действующих нормативных актов, разработки и проведения надлежащих проверок в отношении землепользования, а также устанавливают определенный орган, в компетенцию которого входит реализация указанных норм.

Осуществление земельного контроля органами местного самоуправления

Помимо контроля со стороны государства, существуют и иные виды контроля в сфере землепользования. Серьезное значение при этом отводится муниципальному земельному контролю. Статья 72 Земельного кодекса РФ закрепляет действие муниципальной законодательной базы.

Осуществление муниципального земельного контроля за эксплуатацией наделов земли в муниципальных образованиях возложено на органы местного самоуправления либо органы, уполномоченные ими, согласно законодательству нашей страны, и на основании предписаний, вынесенных местной властью.

Локальные правовые нормы, регламентирующие действия по проведению контроля, распространяются на конкретное муниципальное образование и исполняются в отношении любых участков, находящихся на данной территории, не зависимо от того, кто является их собственником (государство, муниципалитет или частное лицо).

Исходя из положений Земельного кодекса РФ, осуществление муниципального земельного контроля происходит только в отношении землепользования. Возможность контролировать процесс охраны землевладений местной власти не представлена. Нормативные акты муниципальных органов в отношении земельного контроля регулируют процесс исполнения проверок за эксплуатацией наделов в рамках конкретной территории и устанавливают специальный орган, контролирующий эксплуатирование наделов.

Основной документ, регламентирующий проведение муниципального контроля – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который полностью применяется и к земельному контролю со стороны муниципалитета.

Контроль за использованием земли, проводимый местными органами власти, не отнесенными к государственным органам, является отдельным видом контроля, цель которого – обеспечить выполнение юридическими лицами различных правовых форм, их руководством, физическими и должностными лицами, действующих правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, а также предписаний по охране и эксплуатации землевладений.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, ввиду вышеизложенного, специально разработало Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации, которые детально регулируют процедуру исполнения контроля за землепользованием муниципальной властью.

Кто проводит муниципальный земельный контроль

Осуществление муниципального земельного контроля относится к компетенции местных органов власти. Согласно российскому земельному законодательству, органам местной власти предоставлены основные полномочия в области контроля за землепользованием в пределах конкретного муниципального образования, что подразумевает правомочия по инспектированию эксплуатации наделов, относящихся не только к муниципалитету, но и к государственным землям, а также находящимся в собственности граждан и различных организаций. Также они исполняют мероприятия по общему контролю за выполнением законодательных предписаний России в отношении градостроительства.

Помимо отмеченного, для соблюдения мер по государственному контролю, установлено сотрудничество государственной и местной власти, включая совместный мониторинг, а также проведение определенных экспертиз.

Административный регламент по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в границах муниципального образования должностными лицами, в пункте 4 указывает, что должностные лица, исполняющие контролирование в сфере землепользования, включают следующие должности:

  • Первого заместителя Главы администрации – выступает в качестве главного местного земельного инспектора в конкретном муниципальном образовании;
  • Начальника и специалистов отдела по управлению муниципальным имуществом и торговлей – муниципальные инспекторы данного территориального образования;
  • Руководителя отдела муниципального имущества и торговли – заместитель главного муниципального инспектора.

Процедуры по общественному контролю состоят в полномочиях и выполнении определенных работ местными органами власти, прочими организациями общественного характера по контролю за поддержанием подготовки и вынесения исполнительной властью и муниципалитетом решений касаемо правомочий и законных интересов физических лиц и организаций, обеспечении выполнения указаний по землепользованию и охране земельных территорий.

В некоторых обстоятельствах общественные организации и физические лица наделяются правами по проведению самостоятельного внешнего контроля за эксплуатацией земель в общем, который происходит одновременно с государственным либо дополняет его. Например, возможно совместное осуществление общественных экологических экспертиз.

При этом полномочия и перечень возможностей контролирующих организаций общественного типа относительно возможностей государственных органов довольно узок. Например, общественным организациям и физическим лицам, запрещается инспектирование земель, находящихся в эксплуатации, проверка соответствующей документации для проведения экспертиз, проведение мероприятий по выдаче лицензий, выдача обязательных к выполнению субъектами земельных правоотношений предписаний до того момента, пока указанные правомочия не будут им предоставлены.

Значительная роль при исполнении мер по общественному контролю отводится мероприятиям, выполняемым внештатным общественным инспектором, который с учетом выданного ему государством удостоверения, правомочен на проведение инспектирования надлежащего использования землевладений.

В прочих обстоятельствах, исполнение прав по общественному контролю определяется в зависимости от того, какие установлены ограничения в отношении правомочий собственников конкретных земельных участков, наличия коммерческих либо государственных тайн, установления норм по земельному контролю.

Самым оптимальным и надежным методом при общественном контроле выступает возможность физических лиц подавать жалобы и ходатайства в отношении исполнения определенных положений закона, регламентирующих пользование землей, административным органам и судам, и правомочие, гарантированное общественным организациям, по защите прав и интересов своих участников и прочих лиц путем обращения в государственные органы и муниципалитет.

Кто проводит межевание земельного участка?

О решении земельных вопросов читайте тут.

Задачи муниципального земельного контроля

Главное назначение процедур по муниципальному земельному контролю состоит в контролировании исполнения различными организациями и гражданами следующих моментов:

  • предусмотренного режима землепользования согласно их целевому назначению;
  • условий по охране эксплуатации участков земли;
  • временных интервалов по освоению территорий, при их закреплении в законодательных актах нашей страны;
  • норм градостроительства, установленных касаемо пользования участками земли;
  • установлений по соблюдению предписаний относительно эксплуатации наделов и ликвидации правонарушений, выявленных при землепользовании, которые вынесены государственным инспектором или предъявлены инспектором муниципального земельного контроля;
  • ограничительных мер по эксплуатации землевладений, которые предусмотрены муниципальной властью во исполнение определенных государственных либо общественных интересов, и для обеспечения госбезопасности жителей России и прочих ситуациях, приведенных в положениях отечественного законодательства.

Кроме того, его функции заключаются в:

  • предотвращении самозахватов земельных участков;
  • сохранении и восстановлении плодородности почв при эксплуатации наделов, выступающих средствами осуществления сельскохозяйственных работ;
  • проведении процедур по недопущению ухудшения качественного состояния землевладений;
  • предупреждении вредного влияния на экологию при землепользовании в разнообразных отраслях сельского хозяйства и прочей деятельности;
  • исполнении процедур по недопущению земельных правонарушений при облагораживании территорий и ведении различных видов деятельности в пределах конкретного населенного пункта.

Итогами мероприятий по муниципальному контролю за использованием земель выступают следующие:

  • обнаружение несоблюдения предписаний закона, действующего на территории России и различных муниципальных образований или документальное подтверждение того, что правонарушения отсутствуют;
  • при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об административном правонарушении, передача соответствующей документации компетентным органам на рассмотрение вопроса об административном взыскании.

Контроль за землепользованием, осуществляемый муниципальными органами, происходит посредством проверок исполнения гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями и должностными лицами законодательных предписаний, предусмотренных нормами федерального законодательства и принятыми на их основании иными правовыми актами в сфере использования земель.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, правомочия на землевладения могут возникать при наличии определенных оснований, предусмотренных нормами гражданского и федерального законодательства, и такие участки должны пройти обязательную государственную регистрацию согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании статьи 42 Земельного кодекса РФ, на землевладельцев и землепользователей возлагаются такого рода обязанности:

  • эксплуатация участков согласно целевому назначению и отношению их к определенной категории, способами, допустимыми законодателем, не допускающими нанесения вреда экологической обстановке, включая землю как природный объект;
  • поддержание сохранности межевых, геодезических и прочих особых знаков, имеющихся на территории надела во исполнение законодательных предписаний;
  • исполнение процедур, направленных на охрану землевладений, лесных, водных зон и прочих ресурсов, включая меры по соблюдению правил, которые предполагает пожарная безопасность;
  • начало эксплуатации землевладений в положенные сроки, если они оговорены в условиях договоров;
  • регулярное осуществление надлежащих платежей за участки;
  • следование при эксплуатации наделов предписаниям, которые содержат градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарные, противопожарные и прочие правила и нормы;
  • предупреждение загрязнений, засорений, ухудшения качества и плодородности почв на территории участков с определенной категорией;
  • исполнение иных указаний, зафиксированных нормами земельного законодательства и обязательных к соблюдению.

Функционирование мер по государственному контролю за землепользованием и охраной землевладений (государственный земельный контроль) обеспечивает выполнение и соблюдение требований действующего земельного законодательства, принятие которых обусловлено необходимостью предотвращения и противостояния правонарушениям в земельной сфере.

Порядок проведения муниципального земельного контроля

Проводя плановые проверки в отношении исполнения предписаний законодателя о надлежащем землепользовании, специалистам нередко приходится встречаться с тем фактом, что после получения извещения о предстоящем плановом мероприятии, людям, проживающим на соответствующей территории, не всегда становится ясно, что им надлежит выполнять при исполнении названных проверок.

Именно проверками происходит осуществление муниципального земельного контроля.

Подобные мероприятия направлены на поддержание выполнения законодательных норм в сфере землепользования и согласно разработанным планам проверок, которые утверждает глава местной администрации.

Если ваше землевладение подвергалось плановой проверке, а принадлежащее соседям – нет, это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Отсюда следует, что в тот или иной момент, проверка исполнения земельных норм затронет любого гражданина, проживающего на данной территории.

Главная цель инспектирования муниципалитетом состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также физических и должностных лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране наделов и их эксплуатации.

Проверки выполнения предписаний норм, установленных земельным законодательством направлены на контролирование таких вопросов:

  • соблюдение установлений законов, регламентирующих земельные правоотношения, по предотвращению самозахватов землевладений и эксплуатации их при отсутствии необходимой документации, а также бумаг, дающих основания к ведению различного рода деятельности;
  • регулирование процедуры по переуступке правомочий по землепользованию;
  • исполнение предписаний законодателя об эксплуатации участков в соответствии с целевым назначением, согласно отнесению их к определенной категории и допустимым землепользованием, а также несение обязательств по поддержанию того качества земли, которое подходит для эксплуатации в соответствии с целевым назначением;
  • соблюдение указаний об установлении межевальных знаков, указывающих границы землевладений;
  • алгоритм передачи информации о качестве угодий;
  • выполнение указаний, касающихся исполнения норм законодательства о земле и исключение правонарушений в указанной сфере.

Если вы получили извещение, содержащее информацию о предстоящей плановой проверке вашего надела, обратитесь по обозначенному в сообщении адресу. При этом имейте свой документ, удостоверяющий личность, документы-основания возникновения права собственности на участок, который будет подвержен данной процедуре (если они имеются).

В процессе осуществления мероприятий по инспектированию исполнения требований закона, физические и юридические лица, должностные лица, представители организаций и их руководители, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и их поверенные, вправе на:

  • присутствие при исполнении мероприятий по проверке, выражение заявлений и разъяснений в отношении интересующих обстоятельств;
  • получение от органов, осуществляющих муниципальный контроль и его исполнителей сведений, касающихся проверяемого объекта, которые могут предоставляться согласно федеральному законодательству;
  • ознакомление с итогами мероприятий и обозначение в тексте соответствующего акта о факте ознакомления с этими итогами, выражение согласия или заявление возражений с результатами или с определенными действиями уполномоченного лица, осуществляющего инспектирование.

Процедура исполнения муниципалитетом земельного контроля касаемо граждан, организаций, предпринимателей, происходит посредством проверки, исполняемой согласно плану, который разрабатывается ежегодно, либо внеплановой проверки, которая не нарушает прав и интересов юридических и физических лиц.

В качестве предмета плановых мероприятий по инспектированию выступает исполнение гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями, при эксплуатации земельных участков, предписаний правовых актов, регламентирующих процессы землепользования, и установлений локальных нормативных актов муниципалитета.

Проведение плановых проверок в отношении граждан, предпринимателей и организаций, допускается единожды в течение трехлетнего периода.

Касаемо предстоящих плановых проверок, надлежащий субъект таких правоотношений, извещается органом по муниципальному контролю не позднее, чем за три дня до начала мероприятия, путем отправки копии документа относительно начала инспектирования по плану. Оправляют его заказным письмом с уведомлением либо другим возможным путем.

Запланированные мероприятия по проверке граждан, организаций, и лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, происходят посредством выезда либо правовой экспертизы соответствующих документов на землю.

За препятствование исполнению процедур по муниципальному земельному контролю, с угрозами насилия или его применением в отношении специалиста, влечет возложение ответственности, предусмотренной отечественным законодательством.

По итогам проведения данного мероприятия, специалист подготавливает акт о проверке, если же им обнаружены какие-либо правонарушения законодательной базы, он оформляет протокол, подтверждающий факт совершения соответствующего административного правонарушения.

Что такое муниципальный земельный контроль?

Земельное законодательство страны не ограничено регламентацией прав и обязанностей землевладельцев, процедур оформления земли в собственность или владение и другими положениями, касающимися использования ресурсов земельного фонда.

В земельных нормах имеет место быть и закрепление функций надзорных органов, призванных контролировать использование земли страны, законность перевода земель из одной категории в другую, соблюдение экологического законодательства.

Осуществляет такую надзорную функцию на местах муниципальный земельный контроль, действия которого регламентированы ст. 72 Земельного Кодекса России.

Понятие муниципального земельного контроля

Что такое муниципальный земельный контроль, прописано в п. 1 ст. 72 ЗК РФ. Согласно норме, муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением норм законодательства в отношении земельных правоотношений, за нарушение которых предусмотрена административная или иная ответственность.

Государственный земельный контроль проводится в отношении:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц.
  • Земельный контроль органами местного самоуправления проводится в отношении объектов земельных отношений, которые расположены в границах городского округа или в границах поселения.

    Каждый муниципалитет осуществляет контрольные функции исключительно на вверенной ему территории. Таким образом подконтрольной является вся территория страны.

    Муниципальный контроль выявляет в процессе своей деятельности все незаконные действия в отношении земли, к примеру, ее загрязнение, нецелевое использование, самовольный захват, неправомерный перевод земли из одной категории в другую и т.д. Особо внимательно муниципальные органы следят за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.

    Функции муниципального контроля

    Земельный контроль в отношении физических лиц или организаций проводится с превентивной направленностью для пресечения будущих земельных нарушений. Однако чаще всего факт выявления нарушения законодательства выявляется уже после его совершения.

    Орган, осуществляющий контроль, при проведении проверочных мероприятий использует административный регламент, в котором зафиксированы все полномочия и алгоритмы проведения проверок.

    Контроль позволяет сделать прозрачным процесс учета землепользования и организовать рациональное использование земельных фондов страны.

    Основные функции земельного контроля можно обозначить следующим образом:

  • соблюдение законодательных земельных норм;
  • пресечение самовольного захвата земли или использования ресурсов без разрешительной документации;
  • сбор и систематизация данных о фактическом состоянии земли;
  • соблюдение целевого использования земель;
  • защита сельскохозяйственной земли от порчи или химического отравления почвы;
  • своевременность выполнения рекультивации;
  • выполнение мероприятий по охране земли;
  • сохранность межевых границ.
  • На территории сельских поселений и городов муниципальный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    В итоге получается, что контролируют земельное использование следующие органы:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местные администрации.
    Читайте также:  В 2022 году у россиян начнут изымать земельные участки

    Никто иной не может проводить проверочные мероприятия и выносить документально зафиксированные предписания по устранению выявленных нарушений.

    Разновидности контроля

    Виды земельного контроля также зафиксированы в главе 12 Земельного Кодекса страны. Согласно нормам, муниципальный контроль – это лишь одна разновидность земельного контроля.

    Наряду с ним имеют место быть следующие виды земельного контроля:

    1. Государственный земельный контроль.
    2. Общественный земельный контроль.
    3. Производственный земельный контроль.

    Государственный контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Они также контролируют законность действий всех граждан и юридических лиц в отношении земли, соблюдение земельного законодательства. Кроме того государственный контроль следит за действиями муниципальных органов, отвечающих за проведение мероприятий земельного контроля.

    Общественный земельный контроль – это деятельность граждан или общественных объединений в целях наблюдения за деятельностью органов государственного и муниципального земельного контроля. Это добровольная деятельность некоммерческих организаций, которые желают внести свой вклад с защиту и охрану земельных ресурсов страны, проявить инициативу в вопросах поиска виновников утраты качества земельного фонда.

    Производственный земельный контроль осуществляют сами юридические лица в добровольном порядке в процессе использования земельных ресурсов в производственных целях. Эти действия проводятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании.

    Если при проверке будут выявлены нарушения со стороны установленных виновных лиц, организации будут иметь право применить к ним дисциплинарные взыскания.

    Что такое план контрольных мероприятий?

    Перед проведением муниципального земельного контроля составляется план проверок. Внеплановая проверка тоже может иметь место быть, но для ее проведения необходимы веские основания в части выявленных нарушений.

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще 1 раза в 2 календарных года.

    Но даже для плановой проверки должны быть основания в виде выявленных правонарушений земельного законодательства.

    В отношении юридических лиц проверка проводится в случае:

    • истечения срока предписания устранения нарушений;
    • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

    План проведения контроля состоит из ряда важнейших этапов, соблюдение которых является обязательным:

    1. Получение распоряжения со стороны муниципального органа о проведении плановой проверки или обнаружение оснований для осуществления внеплановой проверки.
    2. Проведение проверки, сбор доказательств, составление акта проверочных мероприятий.
    3. Передача материалов в главное управление для принятия окончательного решения.
    4. Рассмотрение материалов и вынесение решения.
    5. Проверка устранения нарушений законодательства.
    6. Составление учета муниципальной проверки.

    Инициировать проверку могут и государственные органы контроля. Они могут направить предписание в муниципальное подразделение своего органа для проведения проверочных мероприятий.

    Как проводится муниципальный контроль?

    Порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован нормами Земельного Кодекса. Порядок проведения проверочных мероприятий установлен внутренним административным регламентом.

    Установленное ведомство назначает дату проведения проверки, составляет акт, где прописывается вся информация о нем. Копия этого документа обязательно передаётся администрацией в орган государственного надзора.

    После получения акта проверки надзорный орган в течение 5 рабочих дней выносит решение о возбуждении дела в рамках административного регламента или выносит мотивированный отказ.

    По результатам проверки тоже составляется акт, где указываются выявленные нарушения при их наличии. Если нарушения обнаружены, к акту составляется предписание с указанием сроков устранения нарушений.

    Если нарушения в указанный срок не будут устранены, в течение 30 дней надзорное ведомство, выписавшее акт, сообщает об очередном правонарушении в государственной орган.

    Когда дело доходит до такого развития событий, государственной орган может подать на виновное лицо в суд с требованием изъять из пользования земельное владение, эксплуатируемое с нарушением норм земельного законодательства. Если действия сотрудников муниципального контроля не законны, их можно обжаловать в судебном порядке.

    Не стоит забывать, что подобные контрольные действия могут осуществлять только отдельные сотрудники специальных органов, которые имеют удостоверения на проведение проверочных мероприятий.

    Акт, составляемый по результатам проверки, должен содержать в себе следующую информацию:

  • номер документа, дату и место создания;
  • номер акта муниципалитета;
  • сведения о должностном лице, оформляющем акт;
  • сведения о понятых, присутствующих при проверке территории;
  • информация о земельном участке;
  • сведения о лице, использующем участок земли;
  • пояснения лица, использующего участок земли;
  • подписи сторон проверочного мероприятия.
  • К акту дополнительно могут быть приложены различные фотографии, схемы и графики, которые бы наглядно отражали выявленные факты нарушений использования земельных ресурсов.

    Судебное обжалование муниципального контроля

    Судебная практика по спорам с муниципальными и федеральными органами земельного контроля в 2022 году разнообразна. В основном рост таких попыток обжалования действий проверочных органов обоснована увеличением размера штрафных санкций за незаконное пользование земельными ресурсами.

    В основном предметами судебных тяжб с органами муниципального контроля являются отсутствие события административного правонарушения, его состава или недоказанность вины.

    Уже на протяжении многих лет самым распространённым нарушением в сфере земельного законодательства является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельных участков.

    Суды нередко принимали сторону истца, обжалующего решение надзорного органа, на том основании, что нарушение носило малозначительный характер. Малозначительность в этом случае аргументируется как отсутствие вероятности возникновения общественной опасности, нет факта нанесения ущерба и устранение допущенных нарушений к моменту рассмотрения поданной жалобы.

    Также муниципальные органы земельного контроля часто привлекают к ответственности юридических лиц, нарушающих порядок и условия переоформления срока арендного пользования земельными участками.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется в стране с целью выявления и своевременного пресечения нарушений земельного законодательства.

    Контрольные мероприятия проводятся в части проверки целевого использования земель, защиты и охраны окружающей среды, соблюдения норм Земельного Кодекса страны. Проверки проводятся на основании плана и по результатам их выносятся предписания об устранении выявленных нарушений в строго обозначенные сроки.

    Муниципальный земельный контроль

    Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    Земельное законодательство рассматривает не только права собственности физических, юридических лиц и государственных органов на определенные земельные территории, права и обязанности пользователей в сфере эксплуатации участков, но и выполнение определенных мероприятий по осуществлению оценки качества и состояния почвы, разработке мер по улучшению и защите земель, а также составлению учетных схем и планов, которые утверждают границы и административные пределы государственных земель.

    Обратной стороной землеустроительных мероприятий является муниципальный земельный контроль, проведение которого предусматривается действующим законодательством. Государственный земельный контроль муниципального уровня призван выполнять основные задачи по контролю за соблюдением местными органами, физическими и юридическими лицами государственных норм и правил.

    Поэтому каждый собственник, пользователь и владелец земельных участков дожжен знать, в чем заключается проведение земельного контроля, какие органы отвечают за его осуществление, а также в чем заключаются ключевые функции земельного контроля муниципального уровня.

    Понятие муниципального земельного контроля

    Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.

    Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

    Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.

    Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:

    • в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
    • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

    Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:

    • получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
    • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
    • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
    • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
    • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
    • составление учета муниципальных проверок земли.

    Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие

    Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.

    Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:

    • соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель;
    • исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке;
    • предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков;
    • соблюдение целевого предназначения земель;
    • предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
    • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
    • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
    • расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
    • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
    • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
    • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

    Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.

    Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:

    • представительного органа муниципального образования;
    • главы муниципального образования;
    • местных администраций.

    Порядок осуществления муниципального земельного контроля

    Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.

    Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.

    Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:

    • при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
    • для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
    • в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.

    Составление акта проверки муниципального земельного контроля

    Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.

    Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

    • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
    • учетный номер муниципального распоряжения;
    • инициалы лица, которое составляет документ;
    • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
    • данные о земельном участке;
    • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
    • подписи всех участников процесса проверки.

    В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Муниципальный земельный контроль

    Могут ли специалисты отдела местной администрации, осуществляя муниципальный контроль после составления акта проверки выдавать предписание об устранении нарушений законодательства обязательное к исполнению до рассмотрения и принятия уполномоченным органом постановления о привлечении к административной ответственности? Акт составлен по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП. Какая норма закона обязывает юридическое лицо выполнить предписание специалистов муниципального контроля, если вина юрлица еще не установлена. Постановление о привлечении к адм. ответственности еще не вынесено. А после вынесения постановления о привлечении к адм. ответственности уполномоченный орган (Роскадастр) аналогичного предписания не выдавал и выдавать не собирается. Спасибо.

    Добрый день! Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/municipalnyj-zemelnyj-kontrol.html

    Муниципальный земельный контроль

    в течении скольких дней после составления протокола нужно направить документы в суд

    Добрый день. О каком протоколе идет речь и по какому поводу обращение в суд?

    Для ответа на Ваш вопрос нужно предоставить более полную информацию.

    При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

    муниципальный земельный контроль

    скажите в какой срок надо уведомить физическое лицо о начале проведении внеплановой проверки

    Добрый день! Данный вопрос определен ст.10 Федеральног закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно:

    Земельный контроль

    Добрый день. Я живу в 2х квартирном частном доме в деревне. С соседями война. Они снесли разделяющий нас забор и поставили свой забор, при этом поставили впритык к нашей постройки. Получилось так что общий забор который стоял по середине участка, теперь стоит с захватом на нашем участке, т.е они присвоили себе часть нашего участка. Какой статьей я должна воспользоватся и кааие меры должны принять по этому нарушению?

    ГК РФ говорит нам о том, что статусом земель общего пользования располагают участки, имеющие общий доступ, пребывающие во владении муниципалитета или государства, на территории которых каждый гражданин имеет законное право находиться, без необходимости оформления разрешений, а также эксплуатировать расположенные на подобных землях объекты природного значения в допустимых законами и другими НПА рамках, или же наличия разрешения от владельцев определенных участков. В список земель общего использования отнесены переулки, дороги, водоемы, проходы, в пределах территорий садоводческих товариществ. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отображено следующее: Статья 7.1. седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли» Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц; от 2 000 до 20 000 для юридических лиц. Вместе с этим: Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков» Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст. ст. 8.8, 7.34 упомянутого кодекса. Право рассмотрения дел в структуре административных правонарушений по поручению органов, перечисленных в ч. 1 статьи есть у: Главного госинспектора РФ по охране и эксплуатации земли, и его заместителей; Главных госинспекторов определенного субъекта РФ по охране и эксплуатации земли, и их заместителей; Главных городских и районных госинспекторов по охране и эксплуатации земли, и их заместителей. Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться Земельный кодекс РФ говорит о том, что контролируют ситуацию с использованием земельных участков, уполномоченные на то государственные органы (Госземконтроль), ОМС или уполномоченные последними органы (Земельный контроль муниципалитета), органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, иные организации общественного характера (объединения), а также отдельные лица из числа граждан (Земельный контроль общественного направления), и другие субъекты землепользования: владельцы и собственники, пользователи и арендаторы, при выполнении ими хозяйственной деятельности (Земельный контроль производственного направления). Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов. В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.

    Читайте также:  Документы для продажи дачи с земельным участком

    Муниципальный земельный контроль

    Добрый день! Я делал межевание земли в 2006 году (на бумагах), сосед сделал межевание в 2018 году (электронное) и теперь произошло наложение границ. Сосед сдвинул забор на 4 метра в мою сторону, захватив 3 дерева яблони. Мои границы земельного участка считают недействительными (такой точки зрения придерживаются в муниципальном образовании, объясняя это тем, что кадастровый инженер не смог восстановить координаты старых точек и более верными стал считать по новой электронной системе межевания). Я понимаю, что восстанавливать свои права мне придётся через суд с выписками из росреестра, но у меня вопрос к участию муниципального образования во всей этой истории. В их ли компетенции регулировать подобные споры местного уровня, например, провести муниципальный земельный контроль? Спасибо!

    Согласно Земельному кодексу Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019), а именно ст.11, данный случай в компетенции муниципального образования.

    1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а именно п.15 ст.15 данные вопросы также находятся в ведении муниципального образования.

    Земельный
    эксперт

    Бесплатная горячая линия

    +7 499 553-09-05 Москва

    +7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

    +7 (800) 550-38-47 Россия

    Государственный контроль

    Москва
    +7 499 553-09-05
    Санкт-Петербург
    +7 812 448-61-02
    Россия
    +7 (800) 550-38-47

    Муниципальный земельный контроль

    Содержание статьи:

    Основные понятия муниципального земельного контроля

    В соответствии с Федеральным законом №234-ФЗ от 21.07.2014 в ст. 72 ЗК РФ были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль.

    Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут административную или другую ответственность, с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Муниципальный земельный контроль в 2017 году осуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

    Требования к контролируемым объектам земельных отношений

    В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

    Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

    Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

    Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Порядок муниципального земельного контроля

    Руководствуясь законопроектами регионов, такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получают право на осуществление муниципального контроля в рамках землепользования, поскольку эти населенные пункты являются самостоятельными объектами.

    Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки, где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган госнадзора.

    Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

    Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ.

    Результаты проверки

    Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

    После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков. В свою очередь, лица, совершившие правонарушение, несут ответственность согласно регламенту, предписанному муниципалитетом.

    В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

    Последствия неустранения нарушений, указанных в акте

    Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок, ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

    В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

    Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке путем подачи жалобы на действия сотрудника надзорной комиссии.

    Заключение

    В итоге можно сделать ряд выводов:

    1. Контроль со стороны муниципалитета представляет собой действия, предназначенные для определения и дальнейшего устранения нарушений в сфере землепользования муниципальными наделами.
    2. Данные функции муниципального аппарата установлены в рамках земельного законодательства и группы федеральных актов.
    3. Надзор устанавливается в отношении государственных и муниципальных органов, частных лиц и организаций.
    4. Отдельными территориями заведуют разные административные органы. К примеру, контроль за сельскохозяйственными наделами осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
    5. Порядок проведения контрольных мероприятий определяется Правительством РФ и содержит в себе такие этапы, как составление акта проверки и вынесение решения о назначении наказания или в отказе от использования такой меры.
    6. На исправление обнаруженных нарушений, владельцу территории отводится определенный срок, в зависимости от сложности и объема требующихся исправлений. Если в течение 30 дней с момента вынесения предписания, нарушения не были исправлены, то надел может быть изъят и реализован в процессе торгов.
    7. Независимо от исправления правонарушений, виновное лицо, по результатам проверки и при обнаружении недостатков в эксплуатации земель, привлекается к ответственности в виде штрафных санкций.
    8. Виновное лицо, вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить предписание надзорного органа и аннулировать наложенные штрафные санкции.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по муниципальному земельному контролю

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Игорь. Я являюсь собственником земельного участка и недавно обнаружил, что через мою территорию устроен водоотвод со стороны соседнего надела, на котором возводится очередное административное здание.

    Я обратился в муниципалитет с жалобой по этой проблеме, и через несколько дней на мою территорию прибыла комиссия для проведения надзорных мероприятий.

    В результате оказалось, что виновным лицом являюсь я, поскольку не принял мер для ликвидации последствий, и это привело к размытию почвы. Сейчас власти выписали мне штраф и предписание. Если я не исправлю нарушение, то участок изымут.

    Подскажите, что делать в такой ситуации, и могу ли я привлечь к ответственности администрацию?

    Ответ: Здравствуйте, Игорь. В ст. 72 ЗК РФ действительно описываются такие мероприятия, как изъятие и реализация с аукциона земельного надела, однако, это возможно в том случае, когда вы в течение 30 дней не исполнили предписания об устранении правонарушений.

    Второй важный момент в вашей истории – это вопрос установления вины. Поскольку вы обращались в административный аппарат с жалобой, то надзорный орган, прежде всего, проверит деятельность застройщика, а не ваш участок и его состояние.

    Чтобы разобраться со сложившейся проблемой, вам потребуется подать жалобу на действие сотрудников муниципалитета и попросить рассмотреть вашу жалобу относительно действия соседа-застройщика повторно.

    В том случае, если это не принесет желанных результатов, вы имеете полное право подать исковое заявление в суд с требованием аннулировать предписание администрации и призвать к порядку сотрудника городского самоуправления, нарушившего положение о муниципальном земельном контроле.

    Земельный контроль (надзор): понятие, виды и содержание

    Земельный контроль, как любая мера правовой направленности осуществляет определенные функции, которых всего три: предупредительная, целью которой является предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационная, роль этой функции заключается в сборе данных о подконтрольных объектах, и карательная, последняя функция основанная на привлечении нарушителей законодательства земельной направленности к юридической ответственности.

    Что касается классификация видов земельного контроля, то ее можно произвести по нескольким критериям. По критерию субъекта, занимающегося земельным контролем, важно помнить про надзор государственного характера, производственного, а также муниципального и общественного контроля.

    При этом обязательно иметь ввиду, что земельный контроль в рамках государства может осуществляться только органами федеральной власти.

    Не рассматривается возможность проведения государственного земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ.

    Направленность контроля — это один из критериев по которому нужно различать внешний и внутренний земельный надзор.

    Хозяйствующим субъектом осуществляется внутренний земельный контроль нося название производственный. Земельный контроль относящийся к организационно не подчиненным объектам показывает себя в форме надзора государственной направленности, а также муниципального и общественного контроля.

    Земельный надзор

    Государственный земельный надзор — это один из видов деятельности уполномоченный органами исполнительной федеральной власти, целью которого является предупреждение, пересечение и выявление нарушений органов гос.власти, местным самоуправлением и его органами, и юридическими лицами, их управляющими, другими лицами при должности, предпринимателями индивидуального характера, гражданами требований, правил земельного законодательства, которые были установлены посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие определенных мер законодательством Российской Федерации, которые направлены на устранение или пресечение последствий обнаруженных нарушений, и деятельность отдельно-уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за осуществлением земельных требований от законодательства при выполнении органами гос.власти, органами местного самоуправления, лицами юридического характера, предпринимателями индивидуальной направленности и гражданами своей деятельности.

    Земельный надзор государственного характера можно разделить на общий, он осуществляется органами общей компетенции такими как: Правительство и Президент РФ и т д.), а также специальный, это надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые обладают специальными полномочиями, в основном это Росреестр.

    Земельный надзор государственного характера имеет свои элементы механизма по управлению земельными ресурсами, имея при этом целый ряд особенностей. Первая особенность государственных органов по земельному надзору заключается в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывая при этом все категории земель, а также деятельность субъектов хозяйственной сферы вне зависимости от формы собственности.

    Вторая особенность государственного земельного контроля основывается на содержании мер административного принуждения, которые используются государственными инспекторами по отношению к нарушителям законодательства в земельной сфере. К этим мерам также относят административную ответственность (это штраф или более мягкая форма, предупреждение), административное пресечение (меры служащие для пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и.т.д.

    Стоить отметить, что перечни должностных лиц тоже утверждены, поэтому лица при должности имеют все полномочия на составление протоколов административной направленности.

    Земельный контроль в государстве всегда происходит в форме проверок, которые проводятся в четком плане, но есть случаи и внеплановых проверок. Внеплановые проверк проводятся в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства в земельной сфере, а также в ситуации, когда документы или другие доказательства, служащие свидетельством правонарушительных действий в рамках земельного законодательства, получаем от органов публичной власти, организаций и самих граждан.

    Стоит помнить, что государство рассматривает ряд гарантий индивидуальных интересов юридических лиц и предпринимателей от произвола со стороны надзорных органов посредством распределения обязанностей, ответственности и взаимных прав, а также установления процедур правового характера имеющие прямое отношению к надзору.

    В основном гарантии такого вида предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц во время муниципального и государственного контроля». Такой Закон служит для различия планов и внеплановых проверок. Например, основанием для проведения внеплановой проверки являются:

    1. Окончание временного срока для выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ранее выданного предписания свидетельствующего об устранении выявленного нарушения требований обязательного характера и требований, которые установил сам муниципальный правовой акт;
    2. Поступление в органы муниципального контроля, а также в органы государственного контроля заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей индивидуального характера, информации от гос.власти, органов местного самоуправления, средств СМИ о следующих фактах:
      • появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
      • нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
      • Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы).
    Читайте также:  Что такое кадастровая стоимость квартиры и как ее узнать?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ порядок проведения федерального земельного контроля определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». В данном документе можно увидеть перечисление всех федеральных органов исполнительной власти, которая принимает участие в государственном контроле в земельной сфере. В число этих органов входят Росприроднадзор, Росреестр, Россельхознадзор и их территориальные органы.

    В постановлении отмечается перечень должностных лиц, которые занимаются надзором за этими органами.

    Так, инспекторы государственного Росреестра занимаются государственным земельным надзором, который следит за выполняемыми требованиями земельного законодательства о недопущении символьного занятия земельных участков, а также обмена ими в самовольном характере, использованием земельных участков без документов правоустанавливающей направленности и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования земель; исполнение требований законодательства в земельной сфере, а также использование земель по целевому назначению, осуществление обязанностей приводящих земельное состояние пригодное для использования по целевому назначению; исполнение требований о сохранности и наличии межевых знаков границ земельных участков; порядок в котором показываются сведения о состоянии земель и.т.д.

    Органы земельного контроля

    Что касается контроля земельной сферы, то им занимается росприроднадзор. Этот орган следит за выполнением обязанностей относящихся к рекультивации земель после завершения разработки полезных месторождений для ископаемых мелиоративных, строительных, лесозаготовительных, а также других работ, которые осуществляются для собственных и внутрихозяйственных надобностей; исполнение мероприятий направленных на улучшение земель и охране почв от водной эрозии, ветреных воздействий, и других процессов ухудшающих земельное состояние; пользование лесами и земельными участками в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и.т.д.

    Россельхознадзор занимается назначениями на сельскохозяйственных землях надзора, который будет следить за исполнением Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О регулировании государством плодородных земель сельскохозяйственного назначения» по сохранению, а также воспроизведению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, это относится и к мелиорированным землям; исполнение задач для предотвращения самовольного снятия, уничтожения и перемещения слоя почвы, который является плодородным, и порчи земель в результате неверного использования агрохимикатов, пестицидов или других средств опасных для окружающей среды и здоровья человека.

    Из этого следует, что первый из указанных органов занимается контролем за соблюдением требований по пользованию земель всех категорий; а второй орган учавствует в надзоре за исполнением требования относящихся к защите земель; третий же орган со своими полномочиями имеет влияние на категорию земель сельскохозяйственного назначения и суб категорию сельскохозяйственного пользования, которая входит в состав земельной категории населенных пунктов.

    Государственные инспекторы отвечающие за охрану и пользование землями при исполнении своих обязанностей имеют полное право: посещать объекты и организации при наличии служебного удостоверения, обследовать земельные участки, которые находятся во владении, а также собственности и аренде; выдавать предписания обязательного характера относящиеся к вопросам по соблюдению требований законодательства в земельной сфере, а также сообщать о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок; заниматься составлением протоколов свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства, а после отправлять их на рассмотрение определенным должностным лицам, которые занимаются административными правонарушениями.

    Муниципальный земельный контроль — это вид деятельности, который осуществляется местными органами самоуправления с целью обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, пересечению и выявлению законодательных нарушений в земельной сфере в пределах муниципального образования.

    Во время определения объекта муниципального земельного контроля нужно знать о двух обстоятельствах. Первое, при осуществлении этого надзора органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Для этого есть методические рекомендации специального характера, в которых говорится о порядке взаимодействия органов, исполняющих муниципальный земельный контроль, и Росреестра.

    Во-вторых, в случае если государственный надзор земельного характера (пункт 1 статья 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (пункт 3 статья 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то земельный контроль муниципальной направленности — только за использованием земель. Этот подход объясняется тем, что надзор по охране за землями является одной из разновидностей экологического контроля, которым с 2006 года 1 января органы местного самоуправления не осуществляют.

    Земельный контроль определяется муниципальными и нормативными правовыми документами органов местного самоуправления. Обычно этим контролем занимается комитет местной администрации. Что касается правообладателей земельных участков, то они обязаны: обеспечить присутствие своих представителей или свое присутствие во время осуществления мероприятий по муниципальному контролю земельной направленности; представлять акты свидетельствующие о нравах на земельные участки, о особых режимах использования земель, проектно-технологические, а также иные материалы, которые регулируют вопросы защиты и использования земель; помогать в организационных моментах относящихся к мероприятиям муниципального контроля в земельной сфере, и обеспечивать необходимые условия для специалистов отдела муниципального контроля.

    Вместе с муниципальным и государственным контролем земельное законодательство рассматривает возможность на осуществление земельного контроля в общественных масштабах (пункт 3 статья 72 ЗК РФ).

    Общественный земельный контроль — это деятельность граждан направленная на проверки и соблюдения установленного порядка для подготовки, а после принятия органами исполнительной государственной власти решений, которые имеют отношение к законным интересам и правам всех граждан, юридических лиц и земель находящихся под защитой.

    Земельный контроль общественного характера используется только тремя категориями субъектов: территориальными органами общественного самоуправления, организациями общественной направленности и гражданами. Существует очень важное отличие общественных субъектов экологического контроля, а также субъектов земельного контроля: согласно статье 12 Закона о защите окружающей среде за экологическим контролем следят общественные и другие некоммерческие объединения. В Российской Федерации Земельный кодекс определяет участие общественности в этом смысле более узко (без других объединений некоммерческого характера). Но тем не менее в роли субъекта по экологическому контролю в Законе о защите окружающей среды не отмечаются органы территориального общественного самоуправления.

    Основываясь на статье 27 Закона о самоуправлении местного характера под общественно-территориальным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территориальных поселений для самостоятельного и под свою ответственность применения собственных инициатив относящихся к вопросам местного значения. Что касается самоуправления на общественной территории, то оно действует в пределах территорий проживания граждан: многоквартирный жилой дом; подъезд многоквартирного жилого дома; жилой микрорайон; группа жилых домов; населенный пункт сельской направленности, который не является поселением; другие места проживания граждан.

    Под добровольным рассматривается общественное объединение, самоуправляемое некоммерческое формирование, основывающееся на желании граждан, которое объединилось на общественной основе интересов по реализации обеих задач, отмеченных в уставе общественного объединения. Конституция Российской Федерации составляет правовую основу, для участия общественности в контроле за земельным состоянием опираясь на Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

    Коренные народы малочисленного населения, а также их объединения являются особым субъектом общественного земельного контроля, который не указывает в ЗК Российской Федерации. Но как отмечает в подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», эти субъекты имеют полное право на осуществление контроля за землями разных категорий, которые необходимы народу.

    Результаты земельного контроля

    Общественный земельный контроль имеет свои результаты, которые отражаются в формате обращений, жалоб или других формах рассмотренных законодательством, а после представлены в государственные органы власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению. Из этого следует, что граждане имеют полное право направлять в местные органы обращение с предложениями по улучшению его работы. Лица при должности обязуются давать ответ в письменной форме гражданам по сути их обращения (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения гражданских обращений Российской Федерации») установленные сроки в течение месяца.

    На данный момент общественный земельный контроль со своей системой продолжает формироваться. Одной из самых перспективных сфер является создание дополнительных информационных возможностей для осуществления работы государственного муниципального и надзорного органа. Дублирование определенных функций публичного земельного контроля является задачей с небольшим эффектом. Но при этом, если взаимодействие налажено с контролем государственного характера и муниципальными надзорными органами гражданами имели бы возможность сообщать в оперативном темпе о земельных правонарушениях в квартале, микрорайоне или даже дворе.

    Земельный контроль производственного характера применяется спец.службой (отдельным работником) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на своем земельном участке и имеет основную задачу по проверке исполнения процессов хозяйственной, и другой деятельности законодательства в области использования, и охраны земель.

    Из статьи 73 пункта 1 ЗК Российской Федерации следует, что земельный контроль производственного характера может исполняться всеми субъектами вещных прав на землю, а также некоторых обязательственных прав. Конечно, просто нет смысла заниматься производственным земельным контролем на дачном земельном участке, размер которого 6 соток. Потому что речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей. Но это явление является неизбежным в силу статьи 4 пункта 2 Закона об обороте земель, который предполагает появление больших землевладений, размер которых примерно равен одной десятой от всей площади сельскохозяйственных угодий административно-территориального образования. Также очень актуальной является система земельного контроля юридическими лицами, которая пользуется специальными землями (например земли лесного фонда).

    Но все же до конца не ясно, почему основываясь на статье 73 пункта 2 ЗК Российской Федерации лицо, которое пользуется земельным участком, обязано представлять сведения об организации земельного контроля только в отдельный орган, уполномоченный государственным земельным контролем. В такой ситуации орган местного самоуправления не будет иметь нужную ему информацию о осуществлении производственного земельного контроля на своей территории, что едва ли обосновано.

    Производственный земельный контроль со своей системой наиболее детально разработан в экологическом законодательстве, которое часто применяется к экологическому контролю имеющему определенную специфику при обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов. Есть ряд случаев, когда сфера действия производственного экологического и земельного контроля совпадают. Что касается производственного контроля, то он обязан включать в себя постоянное наблюдение за окружающей средой, а именно за состоянием почвы. Поэтому почва контролируется по микробиологическим, химическим, радиологическим показателям, а задачей службы производственного контроля является наблюдение за состоянием земель.

    Земельный контроль органами местного самоуправления

    Гражданин Российской Федерации

    Результат исполнения функции

    1. Результатом исполнения государственной функции является проведение контрольных мероприятий, а также выявление и пресечение нарушений. 2. По результатам исполнения государственных функций составляются акты проверок, рапорты о результатах планового (рейдового) обследования территорий, акты о невозможности проведения соответствующей проверки. 3. В случае выявления нарушений осуществляется: – выдача предписаний (требований) об устранении выявленных нарушений; – привлечение к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”, при наличии фактов, указывающих на наличие состава административного правонарушения в области использования земель; – направление информации в органы прокуратуры и в государственные органы исполнительной власти о совершенных правонарушениях в случае выявления нарушений обязательных требований, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Госинспекции по недвижимости, для принятия мер.

    Для получения услуги необходимо авторизоваться как юридическое лицо

    Не установлен плагин КриптоПро. Перейти к установке?

    Для получения услуги необходимо авторизоваться как физическое лицо

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Госинспекции по недвижимости, а также должностных лиц Госинспекции по недвижимости

    1. Действия (бездействие) должностных лиц Госинспекции по недвижимости, а также принимаемые ими решения при исполнении государственных функций могут быть обжалованы в досудебном порядке.

    2. Лица, в отношении которых проведены (проводятся) мероприятия, связанные с исполнением государственных функций (далее – заинтересованные лица), могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Госинспекции по недвижимости, нарушении положений настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики в Госинспекцию по недвижимости по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, при личном приеме в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и Госинспекции по недвижимости.

    3. Ответ на жалобу (обращение) не дается в следующих случаях:

    – отсутствуют фамилия, имя, отчество заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

    – невозможно из-за неразборчивого почерка прочитать жалобу или почтовый адрес заявителя;

    – содержание вопроса, на который заинтересованному лицу неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами при условии, что в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства (по решению начальника Госинспекции по недвижимости или его заместителя о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу);

    – невозможна подготовка ответа без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, о чем лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

    – обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

    При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Госинспекции по недвижимости, а также членов его семьи, Госинспекция по недвижимости вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

    4. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа, жалобы (обращения) от заинтересованного лица в Госинспекцию по недвижимости.

    5. При рассмотрении жалобы (обращения) заинтересованные лица имеют право:

    – представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

    – знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

    – получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 5.3 Административного Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

    – обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством;

    – обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

    6. Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном (внесудебном) порядке с жалобой (обращением) в Госинспекцию по недвижимости, к начальнику Госинспекции по недвижимости или его заместителям.

    7. Жалоба, поступившая в Госинспекцию по недвижимости, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.

    8. Срок рассмотрения жалобы (обращения) может быть продлен, но не более чем на 30 дней, в случае принятия начальником Госинспекции по недвижимости или его заместителем решения о необходимости проведения по жалобе обследования объекта нежилого фонда или земельного участка, запроса дополнительной информации (документов, материалов) в других государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, необходимой для рассмотрения жалобы (обращения).

    9. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) уполномоченным должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), принимается одно из следующих решений:

    – о признании действий (бездействия), решений должностного лица Госинспекции по недвижимости незаконными, если они повлекли за собой нарушение требований законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы, с указанием способов устранения таких нарушений;

    – об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы и (или) законных прав заявителя.

    10. Постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Ссылка на основную публикацию