Чернобыльский закон в последней редакции: основные положения

Закон о чернобыльцах с последними изменениями

Чтобы предоставить пострадавшим в аварии на Чернобыле людям помощь, государством был принят закон 1244-1. Благодаря этому закону люди, пострадавшие вследствие катастрофы могут получить выплаты, медицинскую и социальную помощь, определенные льготы, жилье в других районах и т. д.

Что представляет собой закон?

ФЗ о социальной защите чернобыльцев был принят Государственной Думой 15 мая 1991 года. Последние изменения в него были внесены 30 октября 2017 года. ФЗ о Чернобыле содержит 7 разделов и 49 статей. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, вследствие чего многие граждане были подвержены пагубному влиянию выброшенных радиоактивных веществ. Государством был принят закон, согласно которому граждане, подвергнутые такому влиянию имеют право защищать свои интересы и права, а также закон оказывает социальную защиту и поддержку гражданам и лицам, участвовавшим в ликвидации катастрофы.

ФЗ об опеке и попечительстве с последними изменениями смотрите тут:

Краткое содержание Федерального закона номер 1244-1 о соц. защите граждан, подвергшихся воздействию радиоактивных отходов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую влияет настоящий закон. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую область. Описаны права граждан на получение соц. защиты и меры по возмещению нанесенного им вреда. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Оформлена информация об экономической стороне этой сферы, о финансировании и бюджете. Описаны основные условия и нюансы проживания населения на территориях, пострадавших из-за катастрофы;
  • В разделе номер два описаны и перечислены режимы и меры по экологическому развитию на территориях и районах, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Оформлена зона загрязнения, зона, где проживает население со статусом соц. и экономических льгот, зона отчуждения, проживания с правами на переселение и отселение;
  • В разделе три описаны и перечислены категории и статусы граждан, подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения. Оформлены меры защиты граждан, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами, лиц, участвовавших и помогавших в ликвидации катастрофы, работающих в зонах отчуждения, эвакуированных или переселенных из опасных зон, проживающих и имеющих право на отселение, проживающих на территории Чернобыля и имеющих особый социально-экономический статус. Описаны меры защиты граждан и возмещения нанесенного вреда лицам, проживающим в зонах переселения, работающих в зонах отселения, самостоятельно выехавших с территории Чернобыля. Перечислены способы и меры по прохождению военной службы на описанных территориях. Оформлены способы организации медицинской помощи для лиц, подвергшихся радиационному излучению;
  • В р. четыре оформлена информация о получении гражданами, пострадавшими при катастрофе в Чернобыле, пенсии. Перечислены способы и процессы получения пенсии всеми категориями граждан. Лица, ставшие во время катастрофы или после нее инвалидами, их семьи, участвовавшие в ликвидации аварии, работающие в особых зонах, эвакуированные или переселенные, проживающие в районе Чернобыля, имеющие социальные и экономические льготы, право на отселение, работающие в зонах отселения и добровольно покинувшие зону;
  • В пятом р. описаны компенсации и выплаты лицам, подвергшимся влиянию вредной для здоровья среды Чернобыля. Описаны выплаты компенсаций всем категориям граждан, перечисленным выше;
  • В шестом оформлены права организаций, компаний, предприятий, объединений и учреждений после катастрофы в Чернобыле. Описаны права граждан и предприятий на доступ к информации о катастрофе и гарантии при осуществлении лицами защитных мер в загрязненных районах;
  • В седьмом дан список органов и гос. учреждений, контролирующих и регулирующих описанную сферу. Оформлена ответственность, преступления и наказания за них в настоящей области. Перечислены меры по поддержке и помощи иностранным лицам, пострадавшим после аварии.

Описываемая сфера регулируется не только Федеральным законом 1244-1, но некоторыми положениями актов Законодательства РФ.

О банках и банковской деятельности читайте здесь:

Вам будет интересно: Федеральный закон №181 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Общие положения закона о чернобыльцах

Закон о соцзащите чернобыльцев принят для помощи и поддержки граждан России, оказавшихся на территории Чернобыля во время или после аварии на АЭС. Он регулирует и регламентирует меры развития и оказания социальной защиты таким гражданам.

Согласно общим положениям настоящего закона, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение вреда и получение соц. поддержки, вследствие проживания и работы в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также вследствие нахождения на территории во время аварии или помощи в ее ликвидации. Гражданин имеет право выбрать только один вид возмещения и социальной поддержки.

Все средства, тратящиеся на оказание помощи и поддержки граждан, побывавших на территории Чернобыля, являются расходными обязательствами государства. Такие обязательства и их денежная сумма определяется Правительством РФ.

Согласно ФЗ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, человек имеет право получить какие-либо выплаты, помощь, поддержку или использовать свои права только в случаях, когда:

  • Проживает или работает в зонах отселения более года;
  • Проживает в зонах льготно-экономического статуса более четырех лет;
  • Проживает в зонах переселения более трех лет.

Главным показателем для осуществления помощи лицам, находящимся на территории Чернобыля, является уровень и доза их облучения.

Какие положены льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации?

Согласно положениям ФЗ о ЧАЭС в последней редакции, размер и частота получения льгот, выплат или помощи зависит от того, где располагается гражданин.

После произошедшей в Чернобыле аварии АЭС, его территория была поделена на четыре части:

  • Зона отчуждения. Территория, находящаяся непосредственно вокруг пострадавшего АЭС. В этой зоне запрещено жить или работать;
  • Зона отселения. Зона, в которой проживают или работают граждане, которых необходимо переселить в более дальние районы, в связи с сильным ущербом здоровью. Люди, переселившиеся из зоны отселения, имеют право получить социальную поддержку государства;
  • Зона права на отселение. Определенная государством территория, на которой располагаются медицинские центры, проводящие осмотр населения и осуществляющие все необходимые меры для оздоровления граждан;
  • Гражданская зона. В гражданской зоне может жить и работать население, однако они обязаны часто проходить обследования. Граждане из этой зоны имеют право получать льготы и помощь.

Согласно настоящему закону гражданам предоставляются следующие льготы:

  • Улучшение качества условий проживания;
  • У несовершеннолетних есть льготы по поступлению в вузы России;
  • Оплачивать жилплощадь можно только в половину (50%) от всей суммы;
  • Также оплата коммунальных услуг сокращена на половину;
  • Пенсионерам предоставляются бесплатные места в домах престарелых;
  • Семьи, пострадавшие вследствие катастрофы АЭС, имеют право определить детей в детские сады, санатории, медицинские или лечебные центры, детские лагеря и т. д. вне очереди;
  • В случае сокращения на работе, граждане из Чернобыля имеют право не быть уволенными;
  • В аптеках или медицинских учреждениях они имеют право получить необходимые лекарства или мед. обслуживание вне очереди;
  • Часть земли для строительства жилого дома выделяется сначала лицам, пострадавшим из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

При официальном трудоустройстве, каждый гражданин, проживающий, работающий или живший и работавший ранее на территории Чернобыля, имеет право получить дополнительные 14 дней отпуска.

Выплаты

Согласно описываемому закону, государство обязано ежемесячно выплачивать, пострадавшим из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам денежные суммы.

Выплаты делятся на несколько категорий:

  • Компенсация в виде полной заработной платы в случае перевода лица из-за плохого состояния здоровья. Компенсация будет выплачиваться такому человеку до момента возврата на работу или до момента получения им официальной инвалидности;
  • Инвалидам каждый месяц выплачивается сумма, определенная группой инвалида. Инвалидам первой группы каждый месяц выделяются 18 425 рублей, инвалидам второй группы каждый месяц выделяются 9 213 рублей, инвалидам третьей группы каждый месяц выделяются 3 685 рублей;
  • Пострадавшим вследствие аварии в Чернобыле выплачивается компенсация в случае нетрудоспособности, которая составляет 100% от средней денежной суммы зарплат населения;
  • Детям пострадавших в катастрофе родителей тоже полагается определенная льгота. На продукты и обеды школьникам выделяется 84 рубля, а в детских садах — 433 рубля;
  • Каждый месяц государство выплачивает всем гражданам из Чернобыля сумму, определенную на продукты. Условием выплаты является наличие детей до 14 лет. Предоставляется 881 рубль.

Для того чтобы получить положенную сумму, лицо обязано предоставить написанное заявление, удостоверение чернобыльца, копия справки о наличии группы инвалидности, копии первой и последней страниц трудовой книжки.

Скачать текст закона 1244-1 с последними изменениями

Федеральный закон 1244-1 регламентирует процессы помощи и поддержки граждан, пострадавших после аварии на чернобыльской атомной электростанции.

Скачать Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» можно по ссылке.

ФЗ о запрете курения в общественных местах №15. Подробности читайте по ссылке:

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I
“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”

С изменениями и дополнениями от:

18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 4 июня, 11 июля, 16, 30 ноября 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 4 октября, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 30 октября 2017 г., 7 марта, 4 июня, 29 июля, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 2 декабря 2019 г.

ГАРАНТ:

О распространении действия настоящего Закона на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, см. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ

ГАРАНТ:

О распространении действия настоящего Закона на граждан из подразделений особого риска см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-I

ГАРАНТ:

О порядке выплаты денежных компенсаций в соответствии с настоящим Законом см. указание Минсоцзащиты РФ от 11 декабря 1992 г. N 1-107-У

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Председатель Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР

15 мая 1991 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ в примечание к статье 13 настоящего Закона внесены изменения

*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ в примечание к статье 23 настоящего Закона внесены изменения

***) К гражданам проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Определяется государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Устанавливаются социальные гарантии подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Действие Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км2. Введено разделение указанных территорий на 4 зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, а в части норм, относящихся к пенсионному обеспечению, а также статьи 23 – с 1 сентября 1991 г.

Текст Закона опубликован в “Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации” от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2018 г. N 11-П положение части четвертой статьи 14 настоящего Закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом – вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) – однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты

Читайте также:  Сколько сейчас платят на бирже труда: максимальное и минимальное пособие

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П положения части третьей статьи 5 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, а в части перехода на новый критерий индексации сумм возмещения вреда – пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ – не противоречащими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 535-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 509-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статьи 22, 23 и 28.1, часть первую статьи 29, статьи 30 – 37 и 41 настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу через месяц со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 1999 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 декабря 1996 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением норм, касающихся пенсионного обеспечения и возмещения вреда, которые вводятся по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Пункт 9 части первой статьи 18 (в части полномочий Совета народных депутатов), абзац первый пункта 3 части второй статьи 25 (в части полномочий Советов народных депутатов), часть третья статьи 44 (в части полномочий Президиума ВС РФ), статья 47 (в части полномочий ВС РФ и местных Советов народных депутатов) настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению

Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I

Изменения вводятся в действие с момента опубликования названного Закона

Закон о чернобыльцах

Лицам, которые проводили работу по устранению аварии в Чернобыле и их семьям, по законодательству Российской Федерации полагаются льготы. Кто их вправе получать и в каком размере — указывается в положениях Федерального Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Описание ФЗ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации

В апреле 1986 года произошла катастрофа на атомной электростанции в Чернобыле. При взрыве в окружающую среду было выброшено множество радиоактивных веществ, которые пагубно сказываются на здоровье людей. В связи с этим 15 мая 1991 года был создан Федеральный Закон № 1244-1.

Регламентирует закон права населения, которое принимало участие в ликвидации последствий катастрофы. Также закон содержит аспекты о положенных компенсациях лицам, имеющим отношение к Чернобыльской аварии. Описывает и процедуру проведения контроля за соблюдением норм настоящего закона.

Состоит Федеральный Закон № 1244-1 из 7 разделов и 49 статей:

  • 1-ый Раздел (состоит из статей 1 — 6) — указывает на общие положения закона — цели, задачи, как осуществляется финансирование, права лиц, которые пострадали из-за аварии;
  • 2-ой Раздел (статьи 7 — 12) — обуславливает меры, направленные на оздоровление территорий, которые пострадали в результате катастрофы;
  • 3-ий Раздел закона (статьи 13 — 28) — содержит положения о статусе граждан, которые были подвержены радиации;
  • 4-ый Раздел (статьи 28.1 — 38) — указывает на пенсионное обеспечение для пострадавших лиц от чернобыльской АЭС;
  • 5-ый Раздел (статьи 39 — 42) — содержит положения о полагающейся компенсации;
  • 6-ой Раздел закона (ст. 43- 46) — характеризует права и полномочия учреждений, организаций и общественных объединений в связи с катастрофой;
  • 7-ой Раздел (ст. 47 — 49) — обуславливает положения контролирования исполнения норм настоящего закона.

Краткое содержание и название закона целиком подверглись изменениям, дополнениям и внесению поправок 28 декабря 2016 года.

Основные положения закона о чернобыльцах

ФЗ о социальной защите чернобыльцев преследует цель — защитить права и интересы граждан, которые оказались в области влияниях вредных химикатов, возникших из-за случившейся катастрофы на АЭС, либо которые участвовали в ликвидации последствий от взрыва.

Настоящий закон определяет государственную политику в сфере предоставления социальной поддержки людям, которые пострадали из-за взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

Пострадавшие граждане вправе рассчитывать на:

  • возмещение вреда, который был причинен здоровью вследствие взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • возмещение вреда, который был нанесен имуществу;
  • возмещение вреда за полученный риск для здоровья, вследствие проживания и проведения работ на радиоактивной территории;
  • предоставление государственной социальной поддержки.

По закону о чернобыльской катастрофе, социальная поддержка заключается в предоставлении ежемесячных мер, способствующих улучшению благосостояния граждан и их семей. Подробно все меры описывает 4 статья настоящего ФЗ.

Льготы чернобыльцам

По закону, размер и периодичность льготных выплат напрямую зависит от того, на какой чернобыльской территории находился человек. Чтобы понять, какую помощь может предоставить государство, следует знать в какой зараженной зоне находился человек. После происшествия катастрофы на чернобыльской АЭС, территория была разделена на 4 зоны:

Чернобыльская зона отчуждения — подразумевает часть радиационной территории, которая окружает чернобыльскую АЭС. Законом запрещается на данной местности устанавливать поселения и использовать природные ресурсы.

Чернобыльская зона отселения. Переселение лиц, которые проживали в данной местности. Переселение проводится в другие области. Это необходимо для максимального снижения ущерба от радиации. Те граждане, которые согласились покинуть место заражения, вправе рассчитывать на соц. помощь.

Чернобыльская зона права на отселение. Часть местности, на которой специалисты периодически проводят медицинский осмотр жителей, а также проводят меры, направленные на оздоровление населения. Согласно закону, люди, которые выезжают на ПМЖ в другую область, вправе рассчитывать на компенсации и льготы от государства.

Чернобыльская зона граждан, подразумевает категорию людей, которые вправе получать социальные выплаты и льготы.

ФЗ о ЧАЭС в последней редакции регламентирует категорию лиц, которые вправе получать льготы:

  • граждане, у которых есть лучевая болезнь или иной диагноз, связанный с катастрофой на чернобыльской АЭС;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь или иное заболевание, если заболевание произошло из-за чернобыльской аварии или из-за последствий ее устранения;
  • люди, ставшие инвалидами из-за аварии на чернобыльской АЭС или из-за проведения работ по ее устранению;
  • вдовам чернобыльцев.
Читайте также:  Кому положена субсидия на квартиру от государства?

Закон о соцзащите чернобыльцев предоставляет льготы гражданам, пострадавшим от катастрофы на чернобыльской АЭС:

  • повышение качества жилищных условий;
  • 50% скидки на оплату жилплощади;
  • 50% скидки на внесение платы за коммунальные услуги;
  • право не быть сокращенным, при условии официального трудоустройства;
  • выделение части земли вне очереди для строительства жилья;
  • внеочередное право на получение медицинского обслуживания;
  • обслуживание вне очереди в аптеках;
  • пострадавшие граждане от чернобыльской аварии и члены их семей вправе вне очереди устроить детей в санатории, лечебные центры, и в детские сады;
  • им предоставляются места в домах для престарелых;
  • при подаче документов в ВУЗ, по закону, у детей чернобыльцев есть привилегии.

По Федеральному Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», гражданам положены льготные отпуска. Предоставляется отпуск только пострадавшим гражданам вследствие происшествия на Чернобыльской атомной электростанции, либо устранявшим последствия катастрофы. Они вправе рассчитывать на предоставляемый очередной отпуск, который, согласно закону, работодатель обязан оплачивать. Привилегией считается, что гражданин вправе самостоятельно выбрать дату предполагаемого отдыха.

Помимо очередного оплачиваемого отпуска, пострадавшим вследствие чернобыльской аварии полагается дополнительный отдых на 14 календарных дня. Люди, находившиеся на местности с правом переселения и родившиеся не позднее 1 апреля 1987 года, вправе рассчитывать на дополнительный оплачиваемый отпуск на 7-14 календарных дня.

Согласно закону, члены семьи пострадавшего человека от радиации чернобыльской атомной станции, имеют право на получение пенсии в связи с потерей кормильца.

Члены семьи, которые вправе получать денежную помощь:

  • несовершеннолетние дети;
  • муж или жена, являющиеся опекунами ребенка погибшего человека в возрасте 14 лет;
  • супруг или супруга погибшего в возрасте 55 (50) лет, или до наступления инвалидности;
  • родители погибшего, являющиеся нетрудоспособными;
  • дедушка и бабушка, достигшие возраста пенсии (60 и 55 лет) или получившие статус инвалида. (О том, как получить такой статус в ФЗ о социальной защите инвалидов).

Выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации

Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривает пострадавшим гражданам ежемесячные выплаты. Список предоставляемых выплат следующий:

  1. Компенсация до прежней зарплаты, в случае, когда гражданин из-за неблагоприятного состояния здоровья был переведен. По закону, компенсация выплачивается либо до присвоения статуса инвалида, либо до возвращения полной трудоспособности;
  2. Компенсация в связи с нетрудоспособностью. Подобные выплаты составляют 100% от средней заработной платы гражданина;
  3. Ежемесячно государство платит пособие чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма пособия равна 881,25 руб. По закону, эти денежные средства должны расходоваться на продукты питания;
  4. По закону, детям пострадавших граждан положены льготы на питание: в школе — 84,21 руб., в детском саду — 433,06 руб.;
  5. Государство производит ежемесячные выплаты инвалидам за полученный ущерб на чернобыльской АЭС:
  • инвалидам 1-ой группы положены ежемесячные выплаты в размере 18 425,94 руб.;
  • инвалидам 2-ой группы полагается 9 212,98 руб.;
  • инвалидам 3-ей группы выплачивается 3 685, 17 руб.

Согласно закону № 1244-1, выплаты и компенсации полагаются лицам, которые вынуждены были переехать на ПМЖ с радиоактивной чернобыльской местности. Выплачиваются денежные средства за имущество, также возмещаются расходы, связанные с переселением:

  • жилье и дачный участок, которые на момент 1 января 1994 года были собственностью гражданина;
  • жилое имущество, которое было в зоне поражения радиоактивными веществами;
  • домашний скот, который был подвержен радиации вследствие взрыва на чернобыльской АЭС;
  • утраченный посев.

Что необходимо для получения выплат?

Получение выплат гражданам, пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, подлежит оформлению в любое время, т.к. срок давности не предусмотрен. Для получения ежемесячной финансовой помощи, следует обратиться в службу социальной поддержки. При обращении в учреждение, необходимо предоставить пакет документов:

  • заявление на предоставление компенсации;
  • копия удостоверения чернобыльца;
  • копии страниц трудовой книжки (нужны: первая стр. и стр. о последнем месте работы);
  • копия справки о присуждении статуса инвалида.

Скачать образец заявления по ссылке.

Скачать закон 1244-1

ФЗ о Чернобыле направлен на улучшение качества жизни лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также пострадавшим при чернобыльской АЭС. Чтобы понять, какая категория населения вправе рассчитывать на социальную помощь и какой будет размер компенсаций, необходимо изучить закон о чернобыльцах.

Скачать Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», можно по ссылке.

А узнать больше про Закон о гражданской обороне можете по ссылке:

Чернобыльский закон в последней редакции — основные положения

Чтобы предоставить пострадавшим в аварии на Чернобыле людям помощь, государством был принят закон 1244-1. Благодаря этому закону люди, пострадавшие вследствие катастрофы могут получить выплаты, медицинскую и социальную помощь, определенные льготы, жилье в других районах и т. д.

Программа переселения

В соответствии с Федеральным законом социальная помощь оказывается гражданам, которые проживают или постоянно работают на территории, радиоактивное излучение на которой превышает 1 миллизиверт. Показания ниже этого уровня считаются допустимыми. Замер производится аккредитованной организацией и является достоверным.

Граждане, которые подверглись негативным последствиям аварии, должны быть переселены.

Для этого была разработана Единая государственная программа. Она регламентирует минимальное расстояние от зараженной территории. Важно, что пострадавшие имеют право выбора нового места жительства.

Выход на пенсию по новому закону: таблица по годам рождения.

Как получить от государства материальную помощь на приобретение квартиры, читайте тут.

Категории чернобыльцев

Закон наделяет особым статусом чернобыльца несколько категорий граждан:

  • первая – получившие самый серьезный вред. Это граждане, которые стали инвалидами или получили лучевую болезнь вследствие нахождения в месте аварии,
  • вторая – граждане, которые принимали участие в ликвидации последствий в зоне отчуждения: до 1 июля (любой период пребывания), 1 июля – года (более пяти суток), в 1987 году (более двух недель), эвакуированные из зоны отчуждения и выселения. Также под статус попадают еще не родившиеся в тот момент дети, которые официально стали чернобыльцами после совершеннолетия,
  • третья – ликвидаторы последствий, которые присутствовали в области отчуждения в период 1 июля – года (менее пяти суток), в 1987 году (до двух недель), 1988-1990 гг. (более одного месяца). Также к этой категории относятся граждане, которые работали на пунктах санитарной обработки в 1986 году (более двух недель) и жители зон переселения, которые не попали во вторую категорию,
  • четвертая – люди, которые до 1993 года прожили более трех лет на территории постоянного радиологического контроля.

Очередь на улучшение жилищных условий.

Закон о чернобыльцах с последними изменениями

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую влияет настоящий закон. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую область. Описаны права граждан на получение соц. защиты и меры по возмещению нанесенного им вреда. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Оформлена информация об экономической стороне этой сферы, о финансировании и бюджете. Описаны основные условия и нюансы проживания населения на территориях, пострадавших из-за катастрофы;
  • В разделе номер два описаны и перечислены режимы и меры по экологическому развитию на территориях и районах, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Оформлена зона загрязнения, зона, где проживает население со статусом соц. и экономических льгот, зона отчуждения, проживания с правами на переселение и отселение;
  • В разделе три описаны и перечислены категории и статусы граждан, подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения. Оформлены меры защиты граждан, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами, лиц, участвовавших и помогавших в ликвидации катастрофы, работающих в зонах отчуждения, эвакуированных или переселенных из опасных зон, проживающих и имеющих право на отселение, проживающих на территории Чернобыля и имеющих особый социально-экономический статус. Описаны меры защиты граждан и возмещения нанесенного вреда лицам, проживающим в зонах переселения, работающих в зонах отселения, самостоятельно выехавших с территории Чернобыля. Перечислены способы и меры по прохождению военной службы на описанных территориях. Оформлены способы организации медицинской помощи для лиц, подвергшихся радиационному излучению;
  • В р. четыре оформлена информация о получении гражданами, пострадавшими при катастрофе в Чернобыле, пенсии. Перечислены способы и процессы получения пенсии всеми категориями граждан. Лица, ставшие во время катастрофы или после нее инвалидами, их семьи, участвовавшие в ликвидации аварии, работающие в особых зонах, эвакуированные или переселенные, проживающие в районе Чернобыля, имеющие социальные и экономические льготы, право на отселение, работающие в зонах отселения и добровольно покинувшие зону;
  • В пятом р. описаны компенсации и выплаты лицам, подвергшимся влиянию вредной для здоровья среды Чернобыля. Описаны выплаты компенсаций всем категориям граждан, перечисленным выше;
  • В шестом оформлены права организаций, компаний, предприятий, объединений и учреждений после катастрофы в Чернобыле. Описаны права граждан и предприятий на доступ к информации о катастрофе и гарантии при осуществлении лицами защитных мер в загрязненных районах;
  • В седьмом дан список органов и гос. учреждений, контролирующих и регулирующих описанную сферу. Оформлена ответственность, преступления и наказания за них в настоящей области. Перечислены меры по поддержке и помощи иностранным лицам, пострадавшим после аварии.

Закон РФ от г

3) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы:

Какие льготы положены чернобыльцам в 2019 году

  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.

Предоставление дополнительного отпуска

Определенные категории чернобыльцев имеют право на дополнительный отпуск. Также могут сами определять дату очередного отпуска, не взирая на ежегодный график.

Срок дополнительного оплачиваемого отпуска составляет четырнадцать дней, оплачивается он из средств федерального бюджета.

То есть начисление отпускных происходит не в обычном порядке работодателем, а после обращения в орган социальной защиты населения.

Чтобы отпуск оплатили, необходимо предоставить:

  • паспорт,
  • удостоверение чернобыльца,
  • справку о среднем заработке,
  • номер счета для перечисления средств.

Важно! Дети, которые родились до года и находились в утробе матери в зоне с правом на отселение, имеют право на отпуск до четырнадцати дней.

Льготы для родственников

Вдовы и другие родственники чернобыльцев имеют право претендовать на оплату половины площади в домах и квартирах. Вместе с этим они имеют скидку 50% на коммунальные услуги и топливо.

Если чернобылец-инвалид умер, а у него осталась нетрудоспособная вдова и другие родственники, находившиеся на иждивении, последние будут получать ежемесячную компенсацию. Сумма вариативна, зависит от группы инвалидности чернобыльца, количества нетрудоспособных родственников.

Также члены семьи чернобыльца имеют право на улучшение жилищных условий, оставление на рабочем месте при сокращении в преимущественном порядке, обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях вне очереди, места в домах престарелых.

Посмотрите видео. Пособия семьям погибших чернобыльцев:

Законодательная база Российской Федерации

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Действующая редакция Статья 15

1) бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), а также получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации со специальной базовой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на федеральный бюджет;

Закон о льготах чернобыльцам № 122 в последней редакции

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт в редакции Федерального закона от года N 179-ФЗ — см. предыдущую редакцию) .

Какие льготы положены гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

— ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ в зависимости от времени проживания, работы:

  1. https://russianjurist.ru/trudovoe-pravo/zakon-o-lgotah-chernobyltsam-122-v-poslednej-redaktsii: использовано 7 блоков из 16, кол-во символов 5481 (59%)
  2. https://novocom.org/zakon/zakon-o-chernobyltsah: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 3500 (37%)
  3. https://lawlinks.ru/chernobylskij-zakon-v-poslednej-redakcii/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 386 (4%)

Закон о ветеринарии 4979-1 в последней редакции 2019 — разбираем внимательно

Закон о Глонасс на легковые автомобили — основные положения

Сдача квартир в аренду: основные положения законодательства о сдаче жилого помещения

Что дает временная регистрация согласно закону в 2019 году?

Когда заканчивается дачная амнистия по закону в РФ?

Дачная амнистия: что это такое? правда о дачной амнистии

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 144-ФЗ “О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС””

Принят Государственной Думой 24 мая 2018 года

Одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года

Внести в статью 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N48, ст. 4561; 2004, N 35, ст. 3607; 2016, N 1, ст. 8; 2017, N 1, ст. 50) следующие изменения:

1) абзац первый части второй изложить в следующей редакции:

“Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:”;

2) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

“Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в 2022 году: кто имеет право, как оформить документы, как рассчитать?

1) в зоне отселения – не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение – не менее 3 лет.”;

3) часть третью считать частью четвертой и изложить ее в следующей редакции:

“Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27 1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7-9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

1) в зоне отселения – не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.”;

4) части четвертую – шестую считать соответственно частями пятой – седьмой.

1. Действие положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.

2. При этом меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частями второй и третьей статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не могут быть снижены.

Президент Российской Федерации В. Путин

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

С момента принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в него 39 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно, данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Неподъемность закона была отмечена даже в Верховном суде, так судья Верховного Суда кандидат юридических наук Зырянов А.И., отмечал:

«Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» (из Статьи: Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Зырянов А.И., «Российский судья», 2005, N 4), КонсультантПлюс).

И действительно за годы существования закона, по данным базы КонсультантПлюс (данные 2015 г.):

Количество нормативных документов, непосредственно посвященных чернобыльской тематике превысило 2000;

из них 45 законодательных актов – 19 федеральных;

675 федеральных нормативных актов, из них 180 нормативных актов Правительства РФ;

5 Постановлений Пленума ВС РФ;

11 Постановлений КС РФ, 264 Определения КС РФ;

Для статистики нормативные документы, с упоминанием о Чернобыльской АЭС составляют:

20449 нормативных актов;

из них 1259 законодательных акта – 198 федеральных;

2915 федеральных нормативных актов;

39 Постановлений ВС РФ;

154 решения ВС РФ об оспаривании нормативных актов из них – 24 по здравоохранению;

20 Постановлений КС РФ, 446 Определения КС РФ;

Не безынтересно мнение, касающееся и политики замены льгот денежными выплатами, еще одного специалиста в области укрепления законности и правопорядка, Красинского В.В, научного сотрудника НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

«…пример связан с проводимой руководством страны политикой т.н. «непопулярных решений», в основе которой лежит сокращение государственного финансирования социальной сферы за счет переноса на население соответствующих расходов. С этой целью рассмотрим историю появления законодательства о замене льгот на денежные выплаты.

12 апреля 2000 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Законопроект предусматривал отмену или приостановление действия ряда льгот, установленных для ветеранов, пенсионеров, инвалидов вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и общего заболевания лиц, подвергшихся воздействию радиации, жертв политических репрессий, граждан, работающих и проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лиц, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и иных граждан.

В своем обращении от 30 июня 2000 г. к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил: «. полагаю, что изыскание Правительством Российской Федерации дополнительных средств путем сокращения определенных льгот и социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, указанным категориям граждан (преимущественно из мало- и среднеобеспеченных слоев общества) и тем самым разрешить финансово-экономические проблемы за счет отказа от предоставления льгот этим гражданам недопустимо. Затрагивая основополагающие правовые гарантии в социальной сфере, данный законопроект существенно ущемляет и ухудшает социально-экономические права граждан и тем самым противоречит статье 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

Очередная попытка была предпринята в 2001 – 2002 гг. Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот” были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, отменяющие льготы, предоставленные военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» (из статьи: Качество российских законов (Красинский В.В.) (“Право и политика”, 2005, N 5), КонсультантПлюс)).
И еще: «Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В связи с изложенным у автора есть предложение: раз уж прослеживается стремление государства максимально освободиться от социальных расходов, то зачем лицемерить: давайте исключим из Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия является социальным государством» (из статьи: Качество российских законов, Красинский В.В., “Право и политика”, 2005, N 5, КонсультантПлюс).

Значительным изменениям подверглись положения статьи (ст. 24) указанного закона, «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате изъятия из нее положений: о бесплатном обязательном медицинском страховании со специальной базовой программой, содержание статьи носит характер пустой декларации, поскольку и так все граждане Российской федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

А изъятие понятия «либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами» противоречащее многочисленным оценкам медицинских специалистов (в частности: Ростовского государственного медицинского университета; Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Росздрава и др.), практически полностью исключает необходимость присутствия данной статьи в законе,

В результате всех изменений и делегирования большей части своих функций другим законодательным и нормативным актам, бывший Закон прямого действия, выхолощен и, в настоящее время, в основном, стал носить декларативный характер.

И понятно, что нельзя серьезно воспринимать в качестве существенных мер социальной поддержки нижеуказанные рудименты времен СССР, оставленные в законе вероятно для количества при разгроме статьи 14 чернобыльского закона, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ:

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы;

внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы);

внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства;

внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении (дети уже выросли);

преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов. (Это в комментариях не нуждается).

Изменения внесенные в закон можно разделить на три группы.

1. Нормы отмененные различными Федеральными законами;

2. Нормы изъятые из закона и частично воспроизведенные в других законодательных актах;

3. Отсылочные нормы – делегирующие реализацию прав граждан другим нормативным документам

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

А отдельные искусственно созданные нормы, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, вводят различия в правовом статусе, как лиц, принадлежащих к разным социальным группам, инвалидов ЧАЭС и трудувечников различных отраслей промышленности по реализации права на возмещение вреда здоровью, так и внутри социальной группы инвалидов ЧАЭС, тех же прав, по временному признаку.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», создавался в основном, как специальный закон прямого действия, направленный на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Нормы указанного специального закона были защищены своей статьей 2: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними».

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал: «В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы». В Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П он уточнил свою позицию, отметив, что «в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posteriori derogat lex priori» («последующий закон отменяет действие предыдущего»), означающее следующее. Даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений».

Как видно из вышесказанного, никакой другой закон не смог бы наложить запрет на реализацию норм, регламентируемых чернобыльским законом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда значительная часть функций чернобыльского закона или отменена или частично воспроизведена в других законодательных актах, однако нет ни какой гарантии, что делегированные нормы при наличии коллизии, будут реализованы. Кроме того возможна свобода усмотрения заинтересованных лиц в данной отрасли права о нецелесообразности той или иной бывшей нормы чернобыльского закона. А чернобыльский закон ни контролировать, ни влиять на эти процессы не сможет.

Примером такого делегирования, является изъятие из чернобыльского закона и делегирование Налоговому кодексу налоговых льгот, куда они попали почему-то в усеченном виде, после чего появились многочисленные разъяснения структур Минфина, что новым правовым регулированием ряд льгот не предусмотрен.

Если отдельные нормы закона с помощью изъятий и отсылочных норм можно было загнать в различные другие законы, в том числе и в иные отрасли права и благополучно там похоронить (что и было сделано), то реализация норм в возмещение вреда могла быть делегирована только к главе 59 ГК РФ или Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, что было финансово-затратно для бюджета. В связи, с чем был изобретен закон – фантом (Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ), которым, достаточно оригинальным способом, а именно фиксированными выплатами, была закрыта проблема реализации права на возмещение вреда указанной категории граждан.

И так, в результате многочисленных изъятий и делегирования значительного количества норм в различные законодательные акты и отрасли права, чернобыльский закон лишен функций закона прямого действия. За законом остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что неоднократно подтверждалось при попытках граждан защитить свои права в гражданско-правовом поле. В дружной системе правоприменения, имеет место своего рода законодательная резервация, с запретом выхода за пределы правового поля данного закона.

Ссылка на основную публикацию