Статья 14 ФЗ Об ОСАГО и особенности регрессного возмещения

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Информация об изменениях:

Статья 14 изменена с 1 сентября 2014 г. – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

Информация об изменениях:

Подпункт “б” изменен с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу с 1 мая 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

Информация об изменениях:

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Информация об изменениях:

Подпункт “и” изменен с 8 июня 2022 г. – Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

Информация об изменениях:

Подпункт “к” изменен с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом “л” с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 июня 2022 г. – Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ

Пункт 2 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена пунктом 5 с 1 мая 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена пунктом 6 с 1 мая 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Статья 14 ФЗ Об ОСАГО и особенности регрессного возмещения

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14 закона об ОСАГО. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 14 закона об ОСАГО. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. – Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Читайте также:  Чья страховая платит при ДТП по законодательству РФ?

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об ОСАГО” в действующей редакции

Комментарии к статье 14 закона Об ОСАГО, судебная практика применения

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017:

В п. 9, 44, 45, 72, 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” содержатся следующие разъяснения:

Право регрессного требования страховщика в случае сообщения страхователем недостоверных сведений при заключении договора ОСАГО.

Сообщение страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений, которое привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Из системного толкования положений абзаца шестого пункта 7.2 статьи 15 и подпункта “к” пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО следует, что при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

Вместе с тем, если до наступления страхового случая со страхователя взысканы денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления им недостоверных сведений, у страховщика при наступлении страхового случая не возникает право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, поскольку страховая премия уплачена страхователем в полном объеме.

Отсутствие в полисе ОСАГО отметки о прицепе – не основание для отказа в страховой выплате, однако страховщик имеет право регресса к причинителю вреда

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт “д” пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан – владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

Следует принимать во внимание, что отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом, как того требует пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО, не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем применительно к подпункту “в” пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю – причинителю вреда.

Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения если лицо не имело права на управление ТС или лицо не включено в договор ОСАГО

По договору обязательного страхования застрахованным является риск наступления гражданской ответственности при эксплуатации конкретного транспортного средства, поэтому при наступлении страхового случая вследствие действий страхователя или иного лица, использующего транспортное средство, страховщик от выплаты страхового возмещения не освобождается (преамбула, пункт 2 статьи 6 и подпункты “в” и “д” пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО).

Презумпция причинения вреда лицом, находящимся в состоянии алкогольного опъянения

Если вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленной потерпевшему выплаты (подпункт “б” пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО). Презюмируется, что вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения, если такое лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Уважительные причины пропуска причинителем вреда 5-дневного срока для направления страховщику бланка извещения о ДТП

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии уважительными (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта “ж” пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

Статья 14 ФЗ об ОСАГО: содержание, изменения

Дорожное движение сопряжено с большой степенью ответственности и рисками. Поэтому договор обязательного страхования автогражданской ответственности (сокращенно ОСАГО) по закону подлежит оформлению всеми без исключения автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения и изменения

Полис страхования ОСАГО — документ, подтверждающий достигнутую между автовладельцем и страховой компанией договоренность. Суть соглашения состоит в обязательстве страховщика возместить ущерб пострадавшему в ДТП авто, нанесенный водителем, являющимся страхователем данной компании и признанным виновником произошедшей аварии.

Право регрессного требования страховщика к своему страхователю (клиенту), явившемуся виновником дорожной аварии, заключается в законной возможности требовать у того возмещения суммы ущерба, причиненного другому автовладельцу в результате ДТП. Соответствующие положения изложены в статье 14 ФЗ 40 об ОСАГО, а также ФЗ о страховании в РФ. Рассмотрим подробно.

В части 1 статьи 14 федерального закона N 40-ФЗ об ОСАГО прописаны обстоятельства совершения ДТП, при которых у страховщика возникает право регрессивного требования в отношении страхователя:

  • В результате аварии был причинен вред здоровью или жизни потерпевшего вследствие злого умысла виновника;
  • Водитель, находившийся за рулем в момент аварии, не имел права на управление транспортным средством, также может оказаться вынужден оплатить ущерб из своего кармана;
  • Автомобиль попал в аварию в период, когда согласно договору ОСАГО он использоваться не должен, либо за рулем находился водитель, имя которого не включено в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным автомобилем (в случае, если договор ОСАГО предусматривает такое ограничение);
  • В случае оформления документов о произошедшей автоаварии без участия сотрудников полиции, виновное лицо должно уведомить своего страхового агента о произошедшем ДТП, направив заполненный совместно с потерпевшим экземпляр документов в течение пяти рабочих дней с момента происшествия. Если страховая компания узнает об аварии от другой стороны или ее страховщика, возместив ущерб пострадавшему, она будет вправе требовать возврата уплаченных денежных средств у своего клиента;
  • Право регрессного требования у страховой компании возникает в том случае, если ее клиент, будучи виновником ДТП, скрылся с места происшествия;
  • Страховщик также может требовать возмещения ущерба, причиненного пострадавшему, у своего страхователя в случае, если на день ДТП срок действия диагностической карты его автомобиля истек. Не стоит экономить на техосмотре автомобиля;
  • Ущерб был причинен лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, засвидетельствованном сотрудниками полиции. Денежные средства могут быть взысканы с виновника ДТП после того, как ущерб будет возмещен страховой компанией пострадавшему. Стоит ли напоминать, что это не единственное возможное последствие пьяной езды и что садиться за руль в таком состоянии категорически не следует?
  • Последнее правило может оказаться для многих настоящей неожиданностью: гражданин, виновный в ДТП, в течение 15 календарных дней ни в коем случае не должен приступать к ремонту или утилизации автомобиля, который участвовал в аварии, если в оформлении протокола не принимали участие сотрудники полиции.
Читайте также:  Куда сдавать права после лишения или по решению суда?

Зачастую изложенная в настоящей статье информация дублируется правилами, прописанными в договоре ОСАГО.

Внимательно изучайте положения законов и содержание страховых документов!

Часть вторая статьи 14 ФЗ 40 об обязательном страховании гласит, что право регрессивного требования может возникнуть также в отношении оператора технического осмотра, выдавшего диагностическую карту, согласно которой автомобиль соответствует обязательным требованиям безопасности в том случае, если причиной дорожно-транспортного происшествия послужила неисправность, не выявленная или по какой-то причине не отраженная оператором в документе о техосмотре.

Запрашиваемая по праву регрессивного требования сумма должна соответствовать размеру осуществленного страхового возмещения. В отдельном порядке страховщик вправе требовать от клиента, виновного в аварии, или оператора техосмотра, указавшего в диагностической карте, неполные сведения о состоянии автомобиля, возмещения расходов, которые он понес в процессе рассмотрения страхового случая (ч. 3 статьи 14 закона ФЗ 40).

Рассмотрим также поправки, внесенные в закон об ОСАГО за последнее время.

Начиная с сентября 2017 года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет 12 месяцев (статья 10 ФЗ 40). Были также утверждены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховой компании. Раньше на проведение экспертизы повреждений, законом отводилось 5 дней с момента передачи транспортного средства. Теперь страховая организация обязана провести оценку нанесенного ущерба в течение 10 дней с момента получения заявления о произошедшем ДТП от своего страхователя (согласно ч. 10 статьи 12 ФЗ 40).

Срок, предоставленный страховым компаниям для рассмотрения претензий владельцев транспортных средств, также увеличился с пяти до десяти дней.

В закон был введен запрет на привлечение к оценке ущерба независимой экспертизы, поскольку данная процедура часто проводилась в пользу автовладельца-заказчика. Результаты такой экспертизы больше не имеют законной силы в суде. Но страховщик в процессе оценки нанесенного ущерба имеет право привлекать независимых экспертов.

Весной 2017 года в законную силу вступило положение, которое кардинально изменило ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть его состоит в замене прямых денежных компенсаций, которые выплачивали ранее пострадавшей стороне, на ремонт ТС. Теперь страховая компания имеет возможность направить пострадавший в ДТП автомобиль на станцию технического обслуживания, с которой у нее заключен соответствующий договор. Список сервисов и ремонтных мастерских, с которыми у страховщика заключено соглашение, согласно закону, должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации.

Страховые выплаты по ОСАГО были увеличены, размер максимально возможной компенсации составил 100 тысяч рублей. Средства сверх указанной суммы уплачиваются автовладельцем из собственного кармана. Если счет, выставленный СТО за ремонт автомобиля, превысит сумму в 400 тыс. руб., может быть выплачена дополнительная денежная компенсация.

Согласно изменениям в законе об ОСАГО, денежное возмещение возможно также в случае просрочки ремонта автомобиля (законом отведено 30 дней) или отсутствия возможности восстановить транспортное средство, находящееся в аварийном состоянии (в дополнительных страховых соглашениях могут быть установлены иные условия).

Скачать текст последней редакции закона об ОСАГО

Каждому автовладельцу в России необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы быть в курсе положенных ему по закону прав, возложенных обязанностей и грозящей ответственности.

Ознакомьтесь с последней редакцией Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

Ст. 14 Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 29 октября 2019 года.

! Статья имеет новую редакцию, вступающую в силу 8 июня 2022 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

  • а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;
  • в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
  • г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
  • д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
  • е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
  • ж) утратил силу. – Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;
  • з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
  • и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
  • к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
  • л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причинённого имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учётом особенностей, установленных статьёй 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причинённого транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Отмена пункта “Ж” ст 14 закона об ОСАГО, как обжаловать решение суда

Здравствуйте Было ДТП в декабре 2017г. Я виновник. в 2018г. они написали претензию возместить ущерб в порядке регресса, я отказался. в январе 2019г. они подали иск по ст 14 пункт “ж” и выиграли дело в июне 2019г., подавал на апелляцию не помогло, хоть я реально принес и оставил свою копию извещения, а надо было оказывается забрать с отметкой. видимо потеряли или специально на этом сыграли, но уже не суть 1.05.2019 пункт “Ж” отменен, могу ли я оспорить или обжаловать судебный приказ и отменить исполнительный лист?

Ответили поверхностно,не вникая в суть вопроса, даже ни одну практику в пример не привели.

02 Октября 2019 06:18

Ответы юристов ( 1 )

Читайте также:  ДТП во время движения задним ходом: какой штраф и кто виноват?

  • 9,5 рейтинг
  • 9810 отзывов

но уже не суть 1.05.2019 пункт «Ж» отменен, могу ли я оспорить или обжаловать судебный приказ и отменить исполнительный лист?

Тут дело не в том, чтобы отменить судебный приказ — если Вы его не получали ранее и только об этом узнали, то отменить его можно лишь подав возражение, что несогласны с суммой.

Однако, это не решает основную проблему — в данном случае взыскание в порядке регресс с Вас обосновано — поскольку ДТП имело место до отмены указанного п.п. ж п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО».

Отменивший его закон — не имеет обратной силу и не применяется к отношениям, возникшим до его принятия.

В силу ст. 4 ГК РФ

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

который как раз и отменил п.п. ж п. 1 ст. 14 — не содержит оговорки о том, что применяется к отношениям возникшим до его принятия — таким образом требования по регрессу, основания по которому (не сданный своевременно европротокол) возникшие до 1 мая 2019 г. — не подлежат отмене.

А как же пунктом 2 ст. 54 Конституции РФ?

А как же пунктом 2 ст. 54 Конституции РФ?

А данная статья здесь не применима

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В данном случае речь не идет об ответственности с точки зрения административного или уголовного законодательства.

Регресс — не является мерой ответственности, поэтому в данном случае ссылка на указанную норму не даст никаких результатов.

Да и более того, в разъяснении представленном в

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

2. По общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В момент заключения с Вами договора (не говоря уже о моменте ДТП) п.п. ж п. 1 ст. 14 — действовал — поэтому он и подлежит применению.

Суд, увы, ваши доводы не примет во внимание.

Какой срок исполнения производства с момента судебного приказа?

Какой срок исполнения производства с момента судебного приказа?

Срок предъявления судебного приказа (исполнительного листа) — три года.

Судебные приставы, в силу закона должны исполнить его в течение 2 месяцев (но срок не является пресекательным) и в случае не возможности исполнения — лист возвращается обратно взыскателю, который вправе предъявить его к исполнению повторно.

При этом срок предъявления будет исчисляться заново.

Вот один из примеров применения данной нормы после ее отмены

Апелляционное определение Московского городского судаот 26.08.2019 по делу N 33-37709/2019

Пунктом «ж» части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(в редакции Федерального закона N 473-ФЗ от 18 декабря 2018 года) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В судебном заседании установлено, что20 ноября 2018 г. произошло ДТП с участием автомобиля марки CARNIVALKia, государственный регистрационный знак… регион под управлением ответчика, гражданская ответственность которого на момент ДТП была застрахована в «СК „Согласие“, и автомобиля марки TOYOTA, государственный регистрационный знак… регион, под управлением. что подтверждается копией извещения о ДТП (л.д. 6).

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.

Проверив материалы дела, выслушав ответчик и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Данное апелляционное определение вынесено уже после отмены спорной нормы — но суд это во внимание не принял и рассмотрел дело на основании закона, действующего на момент ДТП.

Нетривиальный регресс по ОСАГО

Опции темы
Поиск по теме

На ДТП с 01.05.19 право регрессного требования не распространяется

Потому. что вам так захотелось?

Нет же. Просто вы зануда.

Изменения ст.14 ФЗ об ОСАГО касающиеся п. «ж»:

п. «ж» ст. 14 ФЗ об ОСАГО предоставлявшей страховщику право регрессного требования к причинителю вреда в случае не направления экземпляра заполненного извещения о ДТП в течение 5 рабочих дней со дня ДТП исключен.
Данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования ФЗ от 01.05.2019 № 88-ФЗ. Таким образом, заявление регрессных исков по данному основанию не возможно по ДТП, произошедшим с 01.05.2019.

А захотелось не мне, но вы продолжайте.

Конечно. Это неотъемлемое качество юриста, ибо дьявол кроется в деталях.

Изменения ст.14 ФЗ об ОСАГО касающиеся п. «ж»:

п. «ж» ст. 14 ФЗ об ОСАГО предоставлявшей страховщику право регрессного требования к причинителю вреда в случае не направления экземпляра заполненного извещения о ДТП в течение 5 рабочих дней со дня ДТП исключен.
Данные изменения вступают в силу со дня официального опубликования ФЗ от 01.05.2019 № 88-ФЗ.

А вот это с чего вы взяли? Почему именно с 01.05.2019? Если ДТП произошло 30.04.2019, по нему, по-вашему, возможен регресс?

Конечно. Это неотъемлемое качество юриста, ибо дьявол кроется в деталях.

А вот это с чего вы взяли? Почему именно с 01.05.2019? Если ДТП произошло 30.04.2019, по нему, по-вашему, возможен регресс?

Почему не возможен, поясните?

Забавно. Вы меня называете занудой, но просите помочь разобраться 🙂

Если ДТП произошло 30.04.19, то срок, в течение которого нужно направить бланк извещения, истекает после 01.05.19, то есть после вступления в силу закона. Какое, по-вашему, юридическое основание возникновения права на регресс после 01.05.19? Норма-то, по которой право могло возникнуть, уже утратила силу.

Забавно. Вы меня называете занудой, но просите помочь разобраться 🙂

Если ДТП произошло 30.04.19, то срок, в течение которого нужно направить бланк извещения, истекает после 01.05.19, то есть после вступления в силу закона. Какое, по-вашему, юридическое основание возникновения права на регресс после 01.05.19? Норма-то, по которой право могло возникнуть, уже утратила силу.

Возможно, именно по 30.04.19 и получится, но я не уверен, общался и с некоторыми судьями у себя в регионе поэтому вопросу, во всяком случае все, что до 01.05.19 они намерены взыскивать.

На основании п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (в редакции действующей на момент ДТП и до принятия Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ) страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Несмотря на то, что ФЗ от 01.05.2019 пункт «ж» ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОСАГО признан утратившим силу, данным законом не предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие.
В рассматриваемом случае, с учетом положений абзаца 2 пункта 1 статьи 4 ГК РФ, истец не утратил права регрессного требования к ответчику по указанному основанию, поскольку на момент ДТП, закон об ОСАГО предусматривал возникновение у страховщика регрессного требования в случае, когда виновник происшествия (ответчик), не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП.

Ссылка на основную публикацию