Мусорная реформа 2022: тарифы по регионам России

Тарифы на вывоз мусора 2019 по регионам России

С этого года в России начала действовать новая “мусорная реформа”. Вводится она с целью улучшения экологического состояния окружающей среды в нашей стране и уменьшения количества мусор. На данный момент на полигонах всей российской территории в совокупности насчитывается примерно 30 млрд. тонн, из которых перерабатывается только 10%. Данная реформа призвана сократить этот объем и увеличить переработку по всем субъектам РФ. В соответствии с ней картина распределения тарифных значений за эту коммунальную услугу по субъектам выглядит примерно следующим образом:

Внимание! Представленные ниже данные могут быть уточнены. Более точную информацию лучше запрашивать в администрации конкретного региона.

Таблица. Тарифы на вывоз мусора в 2019 году по регионам России (по состоянию на 1 января 2019 г.):

Название региона
Многоквартирный дом, с одного человека в рубляхЧастный дом, с одного человека в рублях
Чукотский Автономный Округ
Ненецкий Автономный Округ
Камчатский край106,08103,41
Магаданская область
Республика Саха (Якутия)131,13138,88
Ямало-Ненецкий Автономный Округ151,1150
Мурманская область133,56133,56
Сахалинская область7070
Ханты-Мансийский Автономный Округ (Югра)133,4200,11
Хабаровский край— (отложена на год, по старой схеме)— (отложена на год, по старой схеме)
Архангельская область66,4168,83
Республика Коми117,4651,22
Московская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)— (сохранилась плата за 1 кв. м.)
Приморский край
Еврейская Автономная Область
Тверская область116,81177,22
Республика Карелия93,8984,73
Вологодская область140113
Калининградская область72,35-85,1272,35-127,69
Ленинградская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)— (сохранилась плата за 1 кв. м.)
Новгородская область57,3939,86
Псковская область94,869,7
Республика Ингушетия60-7560-75
Кабардино-Балкарская Республика82,48-91,1488,74-98,06
Свердловская область117,7132,5
Тюменская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)— (сохранилась плата за 1 кв. м.)
Республика Бурятия110,36125,88
Республика Тыва67,6691,82
Красноярский край83,44131,13
Забайкальский край— (отложена на год, по старой схеме)— (отложена на год, по старой схеме)
Амурская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)— (сохранилась плата за 1 кв. м.)
Новосибирская область92,4292,42
Иркутская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)— (сохранилась плата за 1 кв. м.)
Чеченская Республика
Республика Дагестан16,5-4016,5-40
Смоленская область94,1194,11
Курганская область— (отложена, по старой схеме)— (отложена, по старой схеме)
Тульская область119,2137,34
Воронежская область165,02157,64
Липецкая область95,9595,95
Карачаево-Черкесская Республика79,53104,84
Курская область71,2671,26
Республика Алтай53,6861,73
Челябинская область67,5952,18
Томская область105,59103,56
Орловская область78,2497,8
Костромская область101,2978,2
Калужская область— (сохранилась плата за 1 кв. м.)66,23-103,5
Республика Хакасия55,82-277,755,82-277,7
Алтайский край37,59-111,4337,59-111,43
Краснодарский край121,69139,6
Волгоградская область114,92113,25
Республика Крым
Пермский край— (сохранилась плата за 1 кв. м.)71,70
Удмуртская Республика98,4895,2
Рязанская область
Ростовская область95,696,8
Омская область— (отложена до весны, по старой схеме)— (отложена до весны, по старой схеме)
Кировская область114,75114,75
Ульяновская область87,0588
Ивановская область85,0765,68
Владимирская область101,0177,98
Брянская область91,6570,76
Самарская область117,13140,07
Кемеровская область85,2885,28
Республика Башкортостан58,8835
Республика Татарстан70,9876,46
Республика Мордовия92,4100,14
Ярославская область75,285,22
Республика Адыгея91,21113,5
Ставропольский край143160,16
Нижегородская область143,98118,39
Республика Северная Осетия-Алания
Оренбургская область101,55118,08
Республика Марий Эл82,7385,86
Белгородская область111,23124,57
Саратовская область117,21146,52
Астраханская область96,4663,12
Чувашская Республика75,780,24
Пензенская область83,5673,73
Республика Калмыкия61,7866,92
Тамбовская область116,06133,47

Данные представлены на основании постановлений региональных правительств о предельном тарифе и нормативах накопления твердых коммунальных отходов в каждом конкретном регионе и на основании официальных данных, опубликованных администрациями регионов, и рассчитаны по формуле:

стоимость = предельный тариф * норматив накопления / 12, где

норматив накопления – это годовой объём мусора, который накапливается одним проживающим в многоквартирном или частном доме (измеряется куб. метрах);

предельный тариф – это сумма, в которую оценивается региональным оператором по согласованию с администрацией 1 куб. метр мусора в рублях (транспортировка, утилизация и так далее);

12 – это количество месяцев в году.

Обращаем ваше внимание, что в каждом конкретном регионе помимо основного регионального тарифа есть специальные тарифы для некоторых внутренних районов и поселений, поэтому информацию по ним лучше уточнять в управлении по тарифам или в департаменте ЖКХ вашего региона.

Стоит отметить также, что в некоторых регионах тарифы остались по-прежнему привязаны к квадратным метрам жилья, но в них была увеличена стоимость мусора с одного квадратного метра. В целом, для большинства регионов произошёл существенный рост тарифов. Если раньше люди платили, опираясь на площадь жилого помещения, то теперь они вынуждены платить за количество людей прописанных в ней. При этом для владельцев однокомнатных квартир, где прописан 1 человек или всего 1 собственник, тариф практически не изменился. Но, если в такой квартире прописано больше людей, то тариф вырастает почти пропорционально количеству прописанных человек.

Мусорная реформа с 1 января 2022 года в Московской области

Мусорная реформа с 1 января 2022 года действует в ряде областей России, включая Подмосковье. Это даже не новость, поэтому мы сделаем акцент на нюансах принятого закона и внесенных в него изменениях. Когда будут начинаться действительно серьезные проблемы? И кого это затронет? Вся правда о тарифах на вывоз и утилизацию мусора – в представленной статье. Читайте внимательно.

Закон о мусорной реформе 2022 года

Мы привыкли воспринимать этот коммунальный закон как нечто самостоятельное, но речь идет о поправках к акту 503-Ф3, вступивших в силу с января текущего года. “Мусорные договора” регламентируются четырьмя статьями Гражданского Кодекса (435-438). Суть происходящего сводится к нескольким пунктам:

  1. Вывоз и сортировка отходов превращаются в самостоятельную услугу.
  2. Обращение с ТКО (твердыми коммунальными отходами) отныне контролируется региональными руководящими структурами.
  3. Схемы сортировки ТКО тоже изменились.
  4. Тарифы формируются по новым принципам.
  5. Исполнителем выступает единый региональный оператор (это обязательно).

Теперь обращение с ТКО будет затрагивать всех россиян. За переработку мусора придется платить всем, причем форма собственности не играет принципиальной роли. С проблемой сталкиваются обитатели:

  • частного сектора;
  • многоквартирных зданий;
  • огороднических объединений;
  • садоводческих товариществ;
  • нежилых помещений.

В Москве 2022 года

Когда же будут стартовать эти “драконовские” правила? Не ждите, что мусорная реформа в России 2022 года обойдет стороной ваш город. Достанется всем, но некоторые области имеют право вводить новую схему постепенно. Исполнительная власть Москвы имеет право самостоятельно определять политику в отношении отходов, но это продлится максимум три года.

В Санкт-Петербурге

Аналогичными полномочиями наделены Севастополь и Санкт-Петербург. Это мегаполисы федерального значения, они могут вывозить и сортировать отходы по старым нормам. До 2022 года управляющие компании этих городов продолжат заниматься привычным делом. Другим федеральным центрам страны отсрочка не предоставлена.

Ростовская область

В этом регионе прошли массовые протесты против изменений в коммунальном законодательстве. Каждый жилец многоквартирного здания будет расплачиваться с государством по установленной формуле. Норматив накопления и сумма тарифа умножаются, а получившийся результат делится на 12. Единая тарификация меняется в зависимости от города. Для Ростова-на-Дону этот параметр равен примерно 447 руб/кубометр. Норматив накопления в частных домах – 3,12, в многоквартирных – 3,08 рублей с человека.

Башкортостан

Со всеми операторами заключены десятилетние договора, тарифы официально утверждены. И если мусорная реформа с 1 января 2022-го в Московской области отложена, то Башкирия уже платит. Весь регион чиновники разделили на зоны (стоимость услуги зависит от вашей локализации). Жители самой дорогой зоны выплачивают по 70 руб/чел (город) и по 35 в сельской местности. Схему зонирования мы изобразили на карте.

Последние изменения в мусорной реформе

Каковы последние корректировки, внесенные в ГК? Если заключен договор с определенным оператором, расторгнуть его не получится. Исключение лишь одно – судебное разбирательство. Старые полигоны подвергнутся модернизации, появятся высокотехнологичные объекты (инициаторы законопроекта подумали об окружающей среде). Есть и другие нововведения:

  1. Исчезнут свалки возле многоквартирных жилых комплексов.
  2. Локации, в которых хранились отходы, покроются зелеными насаждениями.
  3. Стоимость переработки и компания-оператор больше не выбираются управляющими структурами.
  4. Вывоз ТКО официально включен в жировки.
  5. Владельцам дач и загородных коттеджей тоже придется связывать себя договорными отношениями с единым оператором.

Кто отвечает за вывоз и утилизацию ТКО

Вывозом и последующей утилизацией ТКО будут заниматься единые операторы – их деятельность регулируется договорами, заключенными с собственниками жилья. Мусорная реформа с 1 января 2022 года предполагает конкурсный отбор для операторов – это мероприятие организуется властями субъектов РФ на местах. Называть компанию оператором чиновники смогут лишь после утверждения результатов отбора.

Если выбранная руководством субъекта организация перестала существовать, конкурс признается недействительным. В этом случае чиновники самостоятельно решают, с кем подписывать соглашение. Уполномоченная компания должна соответствовать федеральным требованиям, предъявляемым к операторской службе. Операторами могут быть ГУПы и МУПы.

Тариф на мусор в 2022 году

В квитанциях ЖКХ появится отдельная строчка, по которой вы и сможете отслеживать действующий тариф. В “Содержании и ремонте” эту информацию больше искать не нужно. Нормативы накопления отходов различаются в зависимости от региона. Пример с Башкирией мы уже приводили. Тариф, которым руководствуется единый оператор, устанавливают власти. Цифра может колебаться в зависимости от категории потребителя. Вот несколько примеров:

  • офисы;
  • административные учреждения;
  • учебные заведения;
  • кооперативы;
  • магазины;
  • дачные товарищества.

Особенности мусорной реформы

На реализацию запущенного проекта требуется 78 миллиардов рублей – без этого мусорная реформа в России 2022 года не приведет к желаемому результату. Из федерального бюджета выделено 30% упомянутой суммы, остаток покрывают субсидии. Есть ли шанс у обычного гражданина уклониться от оплаты услуги? На субсидирование могут рассчитывать малоимущие россияне. Выделено также несколько категорий льготников:

  • инвалиды;
  • многодетные семьи;
  • люди, чьи возможности по ряду причин ограничены;
  • ветераны.
Читайте также:  Норма температуры в квартире в отопительный сезон

Для частного дома

Обитателям сел тоже предстоит заключение договоров с операторами. Даже садовые участки и дачные товарищества не спасутся от ответственности. Единственное различие с горожанами – уровень оплаты. В частном секторе тарифы снижены, но разница не будет существенной.

В квартире

Начисления могут зависеть от количества проживающих в квартире жильцов либо общей площади вашего имущества. Основные претензии протестующих связаны с программными сбоями и ошибками в жилищных квитанциях. Расценки населению не нравятся, поскольку в большинстве случаев площадь квартиры “утяжеляет” жировки.

Возможные проблемы при утилизации мусора

Регионы РФ оказались технологически и законодательно неподготовленными к вступившим в силу изменениям. Сортировка отходов производится далеко не везде. Большинство площадок не оснащены раздельными баками для разновидностей ТКО. Тарификация вывоза и утилизации мусора проведена не во всех городах. Вот и получается, что мусорная реформа в России 2022 – один из самых противоречивых и резонансных законопроектов современности.

Есть сложности в Тюменской и Вологодской областях. В первом случае власти опираются при начислении тарифа на площадь помещений (получается дороже), во втором наблюдается неразбериха с двумя операторами. Хочется верить, что эти накладки будут устранены.

Власти пообещали изменение коммунальных тарифов: новшества мусорной реформы

Операторы вывоза твердых отходов могут ухудшить качество услуг

10.11.2019 в 17:18, просмотров: 19232

В России меняются правила расчета тарифов на вывоз мусора. Теперь региональные операторы не смогут перекладывать на потребителя расходы на уплату налога на прибыль и экологического сбора. Постановление с поправками, разработанными Федеральной антимонопольной службой, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. В ФАС ожидают, что изменения снизят тарифную нагрузку на потребителей. Вместе с тем оказывающие коммунальную услугу компании могут недосчитаться прибыли, которую они постараются компенсировать. Населению это не сулит ничего хорошего: либо найдутся лазейки для повышения тарифов, либо свои обязанности компании будут выполнять хуже.

Мусорная реформа, призванная избавить страну от несанкционированных свалок, стартовала в начале 2019 года. Регионы обязали обеспечить организованный вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Платить за это предложили россиянам: в платежках появилась новая коммунальная услуга. Как подсчитывали власти и независимые организации, в среднем каждый житель страны за вывоз мусора платит 1200 рублей в год, или 100 рублей в месяц. Однако для некоторых плательщиков суммы оказывались шокирующими, а причина тому — разные схемы расчета. Часть субъектов РФ высчитывает тариф по количеству проживающих в квартире людей, а другая часть — по квадратным метрам, что очень невыгодно для тех, кто владеет несколькими объектами недвижимости. Проще говоря, ценообразование велось так: расходы компании плюс маржа делились на количество плательщиков или метры жилья.

Новая строчка в платежках возмутила население, поэтому ФАС озаботилась качеством тарифного регулирования. Внесены также поправки в предыдущее постановление правительства под названием «О ценообразовании в области обращения с ТКО». По ним компании должны будут считать расходы на износ оборудования, исходя из срока его полезного использования. А для объектов, построенных за счет бюджета, амортизация активов и вовсе не должна учитываться «для целей тарифного регулирования».

С изменениями не согласились в Российском экологическом операторе, отвечающем за реализацию мусорной реформы. В РЭО считают, что новая схема расчета предпринимательской прибыли снизит рентабельность компаний в сфере обращения с отходами с 5 до 4%. Эти средства могли быть реинвестированы в отрасль, говорится в сообщении организации, поступившем в «МК». Ранее глава РЭО Денис Буцаев обращал внимание, что у компаний, работающих с ТКО, и так проблемы с собираемостью оплаты за их услуги: около 70% платежей от юрлиц и 20–35% от физлиц в России остаются непогашенными.

«Возмущение граждан по поводу высоких тарифов за вывоз ТКО не осталось незамеченным. Сейчас в стране идет кампания по урегулированию размеров платежей. Новые меры ФАС, скорее всего, приведут к снижению тарифов, но для потребителей экономия может обернуться ухудшением качества коммунальной услуги», — предупреждает директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

По ее словам, большие вопросы есть к расчетам тарифов в целом. «Сейчас даже в пределах одного региона размер платежей может отличаться в разы. Например, на Алтае у одного оператора тариф 200 рублей с человека, а у другого — 40 рублей, при том, что второй работает в сельской местности и обслуживает большие территории, — рассуждает наша собеседница. — Кто-то за минимальный тариф еще обустраивает новые полигоны, перерабатывает мусор, рассчитывая в будущем окупить затраты за счет продажи переработанной продукции. Кто-то же только вывозит мусор, хотя тариф устанавливает высокий. Кроме того, есть вопросы к схеме расчета платежа для граждан. Если вывоз ТКО — это коммунальная услуга, то справедливее платить так: сколько мусора потребил, столько и заплатил. А сейчас у нас какой-то квазиналог получается».

Заголовок в газете: Мусору назначили цену
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28122 от 11 ноября 2019 Тэги: Налоги, Власть, ЖКХ, Поезд, Недвижимость Персоны: Дмитрий Медведев Организации: Правительство РФ ЖКХ Места: Россия, Крым

Мусорная реформа в 2022 году: закон

Мусорная реформа в России в 2022 году продолжит осуществляться в российских регионах, и она должна охватить всю территорию государства. Пока далеко не всем ясна суть нововведений, и основные важные моменты будут рассмотрены далее в статье.

Необходимость и цели мусорной реформы

Ежегодно в России создается 50 млн. тонн твердых коммунальных отходов при общей мощности утилизирующих их предприятий менее 60 тыс. тонн. В результате перерабатывается всего 10 % общего объема ТБО, и на территории страны уже скопилось больше 30 млрд. тонн мусора.

Появилось много особенно вредных для окружающей среды и здоровья населения видов отходов – пластика, полимеров, электроприборов, содержащих ядовитые вещества.

Каждый год площадь мусорных свалок увеличивается на 500 тыс. га. Территория, занятая в нашей стране только несанкционированными свалками, равна площади Швейцарии.

Единственной альтернативой свалкам, по мнению авторов мусорной реформы, являются современные полигоны с перерабатывающими и сжигающими мусор предприятиями.

Старые полигоны подлежат рекультивации собственниками земли или организациями, отвечающими за все работы с твердыми коммунальными отходами в регионе.

Все регионы имеют целевые показатели по национальному проекту «Экология», включая показатели по рекультивации незаконных мусорных свалок и полигонов. Проект имеет миллиардное финансирование. В настоящее время регионы разрабатывают свои программы и проекты и защищают их в правительстве в целях получения денег на осуществление работ по рекультивации.

Несанкционированные свалки должны быть ликвидированы собственниками земельных участков, на территории которых эти свалки расположены.

В соответствии с Указом Президента все несанкционированные свалки должны быть ликвидированы до 2024 года.

В Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года В.В. Путин сообщил, что к концу 2022 г. должно быть ликвидировано 30 самых больших свалок в городах, а в последующие 6 лет – все оставшиеся.

Должны быть убраны все свалки мусора вблизи от многоквартирных домов, а освободившаяся территория очищена и засажена деревьями.

Все существующие полигоны должны пройти процедуру лицензирования. Не получившие лицензию свалки не должны более использоваться.

В то время как к концу 2018 г. доля сжигаемого мусора не превышала 4-5 %, в результате проведения реформы к 2024 г. она должна повыситься до 60%, а к 2030 г. – до 95%. Должно быть построено 130 перерабатывающих мусор комплексов.

К целям реформы относится также декриминализация мусорной сферы, которая сегодня является одной из наиболее проблемных. Реформа должна сделать процесс обращения с отходами прозрачным, что позволит устранить злоупотребления в данной сфере.

Как определяются тарифы для населения

Размер тарифов устанавливается органами власти субъектов РФ исходя из условия экономической выгодности для оператора при одновременной доступности для населения.

На тариф оказывают влияние многие факторы – дальность перевозок мусора, цена на автомобильное топливо в определенном месте, сложность климатических условий и др.

На размер тарифа влияет величина площади региона, плотность населения, длина и качество дорог.

В тарифе учитываются расходы регионального оператора на услуги по сбору и транспортировке отходов, заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, административные расходы, заработная плата работников и прочее.

Тариф определяется в расчете на один кубометр отходов. Рассчитывается тариф путем перемножения установленного в регионе норматива накопления мусора на одного жителя и расценок регионального оператора с последующим делением полученного результата пополам.
Нормативы накопления ТКО внутри региона могут различаться.

Нормативы накопления отходов определяются отдельно для разных категорий населения, магазинов, офисов, учебных заведений и др.Тарифы для жителей дифференцированы по типам жилья – квартиры, коттеджи (дачи), загородные дома.

Аналогично тарифам на коммунальные услуги (электроснабжение, отопление, водоснабжение) тарифы на вывоз мусора будут индексироваться два раза в год – в январе и июле.По прогнозам некоторых специалистов, ежегодный темп прироста размера платежей за вывоз ТКО может составить около 12%. В среднем по России ежемесячное увеличение тарифа при этом будет равно 30 рублям.

По расчетам экспертов, средняя стоимость услуги по утилизации мусора для населения составляет от 180 до 350 рублей с одного человека. Однако в некоторых регионах говорили о тарифах в 500 – 800 рублей. В республике Коми оператором и региональными властями предполагалось установить тариф в 740 рублей с человека, однако после массовых протестов населения определили его размер в 166 руб. В Иркутской области предлагался тариф в 500 руб. для южной части территории и 800 – для северной. Но общественники его опротестовали. В Московской области 7 региональных операторов, каждый из которых имеет свою стоимость услуг. Тарифы колеблются в диапазоне от 616,59 до 949,56 руб. за кубометр мусора.

Читайте также:  Образцы заявлений в ЖКХ и способы их подачи

Самый большой в России тариф – 2600 руб. с человека – предлагалось ввести в Кежемском районе Красноярского края.

Законодательная база и вступившие в силу правила

«Мусорная реформа» – это не официальное, а данное народом название изменений, затронувших существовавшее законодательство, регламентирующее переработку мусора. Такие нововведения обусловливаются поправками, предусмотренными в принятом в декабре 2017-го года федеральном законе под номером 503. Этот законодательный акт призван внести коррективы в ФЗ-89, утверждённый в далёком 98-ом году прошлого века. В стране 503 закон вступил в свою силу только с 1-го января 2019-го года, но пока он соблюдается не во всех регионах, поэтому в 2022-ом реформа продолжится.

Поправок в законодательстве, регламентирующем нормы отходов потребления и производства, а также их переработку, было немало. Так, новый закон затронул полномочия местных органов самоуправления в муниципальных районах, городских и сельских поселениях, а также в прочих территориальных единицах и субъектах РФ. На данный момент в обязанности данных структур входят:

  • организация и содержание отдельных мест накопления твёрдых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО);
  • разработка схем расположения накопительных площадок;
  • ведение единого реестра (учёта) мест скопления ТКО;
  • осуществление воспитания местного населения и привитие экологической культуры в сфере обращения с отходами.

Схема обращения со всеми отходами должна разрабатываться и внедряться на территориальном уровне. Она сначала формируется, потом активно обсуждается местными исполнительными управляющими органами, далее утверждается и по необходимости корректируется по установленным российским правительством правилам.

Значительно изменились после вступления в силу нового закона и требования, которые предъявляются к площадкам, предназначенным для накоплений мусора. Они должны полностью соответствовать законным нормам, в ином случае места скоплений и переработки отходов с выявленными нарушениями ликвидируются.

В каких регионах реформа осуществляется

Мусорная реформа должна распространиться на все 85 российских субъектов. Но с начала её действия только 70 территориальных объектов начали выполнять предписания правительства. Шесть регионов выполняли процедуры в течение первого квартала 2019-го года. А девятью субъектами была взята отсрочка до начала 2022-го. В их число вошли Владимирская, Курганская, Еврейская автономная и Омская области, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Республика Марий Эл и Ненецкий автономный округ. Но муниципалитеты Марий Эл и Омска заявляли, что требуемые процедуры уже начали проводить.

Неготовность отстающих регионов объясняется недоступностью подходящих расположенных поблизости полигонов, несостоятельностью правовой существующей документальной базы, необходимостью возведения новых отраслевых объектов, расторжением заключенных с региональными операторами контрактов.

Также вступившим в силу законом предполагается отсрочка, предоставляемая субъектам федерального значения, к которым отнесены Москва и Московская область, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, а также Севастополь. Они могут решать касающиеся обращения с отходами вопросы в течение 2022-го и 2022-го годов, то есть до начала 2022-го года.

Кроме того, начать реализацию мусорной реформы с 2022-го года получают право регионы, которые:

  • не успели выбрать на конкурсной основе подходящего регионального оператора;
  • провели конкурс, впоследствии признанный незаконным или недействительным;
  • заключили контракт с оператором, который в дальнейшем был признан банкротом.

Полезная информация! Если выбранный и используемый для размещения ТБО объект не располагает всеми нужными официальными документами, но был законно введён в эксплуатацию, то он может продолжать своё функционирование во время переходного периода, то есть до января 2023-го года.

Разделение мусора

Раздельный сбор всех отходов – ещё одно важное нововведение, осуществляемое в рамках проводимой мусорной реформы. Теперь захоронение твёрдого мусора без его предварительного сортирования запрещается законодательством.

Перед отправкой в утилизационные пункты мусор на сортировочном предприятии делится на однородные компоненты. Из общих объёмов нужно выделять элементы, являющиеся пригодными для вторичной переработки: к таковым относятся бумага, пластмассы, стекло.

Для оптимизации и упрощения сортировочных процессов местные муниципалитеты будут стимулировать население к самостоятельному разделению. В некоторых регионах уже установлены контейнеры для разных типов отходов, и в 2022-ом году данная практика будет продолжаться. Вывозиться поделенный таким образом мусор должен только специально оборудованным транспортом, исключающим вероятность перемешивания во время транспортировки. Отходы пищевого вида будут направляться на специализированные полигоны, а остальные элементы мусора – на предприятия, ответственные за сортировку.

Переход на систему раздельного сбора планируется осуществлять постепенно, и в 2022-ом году будет продолжаться создание всех необходимых для этого условий. Например, в Москве до конца 2019 года уже повсеместно устанавливаются отдельные ёмкости рядом с социальными учреждениями и жилыми многоквартирными домами. Мэрия приняла соответствующее постановление летом, и постепенно президиум планирует подключать к разделению отходов также организации из сфер услуг и торговли. По мнению столичного мэра, это должно расширить вторичное применение мусора, а также уменьшить объёмы его захоронений.

Выявленные нарушения

Была проведена масштабная проверка исполнения закона, затронувшая все крупные российские субъекты, такие как Самара и Самарская область, Тверь, Карелия, Тюмень и прочие регионы.

Генеральная прокуратура государства выявила свыше пятидесяти тысяч нарушений разного плана. К ответственности привлечено больше 11-и тысяч лиц, в суды подано более 3700 исков, создано около 2,6 тысяч протестов.

Самым часто выявляемым нарушением признан несвоевременный и недостаточно грамотно организованный вывоз мусора: в Карелии, Тюмени и Твери такая услуга не оказывалась во многих населённых пунктах. Двадцать шесть субъектов были замечены в эксплуатации полигонов, не соответствующих полностью санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормативам (например, с отсутствующими очистительными сооружениями и пожарными резервуарами, без изоляции отходов и весового контролирования).

В 33-х субъектах связанная с обращением с мусором деятельность осуществлялась без соответствующих обязательных лицензий. И на 2019-ый год многими региональными муниципалитетами пока не выделяются или же расходуются с нарушениями финансы на проведение реформы. Территориальные схемы подвергались повсеместным прокурорским вмешательствам. Обнаружено и недостаточное количество оборудованных площадок.

Министерство природы не принимает ряд нормативных актов. Росприроднадзор в девяти российских субъектах не принял мер по ликвидации выявленных нарушений. В 12-и субъектах этот орган не контролировал должным образом лицензирование. Счётная палата посчитала, что главные показатели системы обращения с мусором и самой реформы сформулированы неэффективно.

К сведению! В течение 2022-го года все нарушения будут устраняться, и за их ликвидацией проследит российское правительство, причём во всех регионах.

Кому доступны льготы

В 2022-ом году некоторым группам населения будут предоставляться льготы при оплате вывоза отходов. Но уклониться от внесения средств не получится: услуга стала обязательной, коммунальной и платной, причём расходы покрывают непосредственно собственники жилых объектов.

  • ветеранам войн;
  • инвалидам всех групп;
  • многодетным семьям;
  • недееспособным гражданам;
  • малоимущим россиянам (они вправе рассчитывать на субсидии, как и при оплате прочих коммунальных услуг, расходы на которые превысили 22% доходов).

За льготами нужно обращаться либо в территориальный отдел социальной защиты населения, либо в работающий с гражданами многофункциональный центр (МФЦ).

Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы

Последние новости гласят, что в ходе реализации мусорной реформы возникает немало проблем, решать которые предстоит в 2022-ом году. Это, прежде всего, законодательная и техническая неготовность большинства регионов. Так, закон предусматривает возможность дополнений, но пока они не используются. Во многих субъектах отсутствуют оснащение и оборудование, необходимые для организации процессов рационального обращения с мусором.

Не везде установлены окончательные тарифы, и в 2022-ом году они могут меняться. В некоторых городах реформа пока не реализуется, из-за чего отходы по-прежнему утилизируются не по правилам, и ситуация продолжает усугубляться. Есть и субъекты, в которых организация полигонов не приветствуется населением, так как планируется рядом с жилыми районами или в природоохранных зонах. Многие не соглашаются с чрезмерно завышенными ценами. Кроме того, в сельских местностях услуги становятся ненужными и навязываемыми принудительно, так как жители утилизируют отходы самостоятельно.

В 2019-ом прошло немало митингов и пикетов против введения реформы. Вероятно, протесты продолжатся и в 2022-ом году, если регулирование и регламентирование обращения с бытовыми отходами не усовершенствуются и не изменятся с учётом потребностей россиян.

Мусорная реформа продолжится в 2022-ом году и, вероятно, приведёт к переменам к лучшему. Но для рационального обращения с мусором федеральным и региональным властям придётся приложить немало усилий.

Мусорная реформа в 2022 году, какие будут тарифы с 1 января

В 2022 году в России продолжается мусорная реформа. Она охватывает все большее количество регионов, становясь по-настоящему общенациональной.

Для чего проводится мусорная реформа

Реформирование всей системы обращения с мусором в России — вещь обоснованная, она необходима по множеству причин:

  • огромный объем отходов, которые образуются в быту,
  • низкая мощность предприятий по переработке мусора, которые перестали справляться со своими задачами,
  • низкий процент переработки бытовых отходов — всего 10% общего объема,
  • скопившиеся объему непереработанного мусора в стране,
  • новые разновидности отходов, которые вредят экологии: пластик, полимеры, электроприборы,
  • увеличение площадей под хранение отходов на 500 тысяч га ежегодно,
  • несоответствие устаревших заводов по переработке мусора современным требованиям,
  • стихийные свалки, которые появляются повсеместно и ухудшают качество жизни, а также вредят экологии.

Каждый год промедления с мусорной реформой означает, что все перечисленные проблемы будут только усугубляться.

Основные цели реформы

Вступивший в силу в 2019 году закон подразумевает, что вся система переработки мусора в стране должна быть пересмотрена. Закон предусматривает реформирование системы на всех уровнях — начиная с производства отходов (частными лицами и организациями), заканчивая теми организациями, которые занимаются сбором, хранением, переработкой, обезвреживанием и утилизацией мусора. Новый закон в том числе корректирует юридические и финансовые отношения, которые возникают в процессе оборота мусорных отходов в России.

Главная цель реформы будет достигнута, когда система переработки отходов будет полностью оптимизирована, систематизирована и рационализирована, а устаревшие схемы обращения с мусором будут кардинально пересмотрены.

Вот главные нововведения, которые введены с 2019 года и будут актуальны в 2022 году:

  1. Каждый регион должен выбрать на конкурсе единого регионального оператора — компанию, которая будет отвечать за сбор и переработку мусора на всех этапах этого процесса.
  2. У местных муниципалитетов появляются полномочия по организации мест, где будет храниться, сортироваться, перерабатываться и уничтожаться мусор.
  3. Услуга по вывозу и утилизации мусора перестала быть жилищной, перейдя в разряд коммунальных. Это в том числе означает то, что стоимость услуги регулируется правительством, а не управляющей компанией или ТСЖ.
  4. Оплачивать вывоз мусора обязаны все собственники любого жилья и нежилой недвижимости: квартир, домов, гаражей, офисных центров и т.п.
  5. Тарифы на вывоз мусора определяются правительством, и они могут отличаться для владельцев разного типа недвижимости, а также для разных регионов страны.
  6. У всех собственников недвижимости должен быть договор на вывоз мусора.
  7. Переход к раздельному сбору мусора — перед этапом переработки мусор должен сортироваться.
Читайте также:  Как проводится очно-заочное голосование собственников жилья

Регионы проведения реформы

К концу 2019 года в реформе принимает участие 76 российских регионов из 85. Оставшиеся девять должны будут вступить в нее в 2022 году. Речь о Владимирской, Курганской, Еврейской автономной и Омской областях, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Республике Марий Эл и Ненецком автономном округе.

Такая задержка перечисленных регионов связана с такими объективными факторами, как недоступность подходящих полигонов для мусора, несостоятельная правовая база, потребность в новых отраслевых объектах, а также необходимость расторгать контракты с региональными операторами.

О региональных операторах

В 2022 году, так же как и в 2019, в каждом регионе должны быть выбраны региональные операторы. Такой оператор может быть один, а может быть и несколько организаций. Все они должны иметь лицензии и специализироваться на обороте мусора как основном виде своей деятельности. Выбираются региональные операторы в рамках конкурсной процедуры.

В 2019 году многие региональные операторы были выбраны на продолжительный срок — 10 лет и более. Но это не означает, что замена операторов не понадобится. Кто-то из них может нарушить требования договора, и с ним расторгнут контракт. Кто-то может прекратить деятельность из-за банкротства и т.д. В таких случаях будет проводиться новый конкурс.

На региональных операторов возложено огромное количество функций:

  • вывоз мусора с площадок для его сбора,
  • уборка мусора с площадки, если он образовался при погрузке или несвоевременном вывозе,
  • транспортировка мусора до места его переработки,
  • сортировка мусора на различные категории,
  • переработка отходов, утилизация или обезвреживание (если они представляют опасность),
  • размещение отходов согласно классу опасности,
  • формирование и развитие инфраструктуры, которая нужна для современного обращения с мусором,
  • ликвидирование стихийных свалок,
  • возведение комплексов для оборота отходов,
  • взимание платы за свои услуги с организаций и частных лиц.

Операторы имеют право не заниматься транспортировкой мусора самостоятельно, а заключать договоры со сторонними компаниями. Но на каждом грузовике для отслеживания маршрута движения должен устанавливаться датчик ГЛОНАСС.

Оплата переработки мусора

Стоимость всей мусорной реформы оценивает примерно в 78 миллиардов рублей. Государство содействует в проведении реформы частично — примерно на 30%. Все остальное ложится на плечи самих производителей отходов — то есть граждан и организации.

У каждого собственника недвижимости должен быть договор с региональным оператором. В случае с собственниками квартир подобный договор от лица жильцов может заключить управляющая компания. Оплачиваются услуги так же, как любые другие коммунальные платежи.

Как формируются тарифы

Тарифы формируют местные органы власти с учетом возникающих затрат, доступности услуги для населения и выгоды для регионального оператора.

Тариф зависит от огромного количества факторов — климатических условий в регионе, качества и протяженности автомобильных дорог, площади населенного пункта, плотности населения в нем, стоимости топлива, дальности транспортировки мусора. В тариф закладываются расходы, которые несет оператор, включая зарплату сотрудников.

При расчете также учитывают норму накопления отходов. Это объем мусора, который производит один человек или организация. Каждый регион устанавливает свою норму. В среднем по России каждый житель платит от 180 до 350 рублей в месяц за вывоз ТБО.

Раздельный сбор мусора

Разделение мусора является одной из важнейших новинок, которая реализуется в ходе мусорной реформы. Закон прямо запретил захоронение мусора, если предварительно не произошла его сортировка.

Из общего объема мусора выделяются те элементы, которое можно отправить на вторичную переработку. Прежде всего речь о бумаге, стекле и пластмассе.

Участвовать в разделении мусора предлагают в том числе самим жителям. Для этого устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. А при транспортировке мусора из таких контейнеров должен использоваться транспорт, в котором смешивание отходов исключено.

Переход к полному разделению мусора повсеместно будет происходить несколько лет. И в 2022 году этот процесс продолжится. Контейнеров для раздельного сбора будет появляться все больше.

Льготы на мусорные тарифы

Некоторым льготным категориям россиян в 2022 году будут доступны льготы на вывоз мусора. Правда, поскольку услуга стала коммунальной, полностью избежать ее оплаты невозможно. Но компенсация части расходов для некоторых категорий положена. К ним относятся:

  • ветераны войн,
  • инвалиды любой из групп,
  • многодетные семьи,
  • недееспособные граждане,
  • малоимущие россияне.

Для получения льгот нужно обращаться либо в органы соцподдержки, либо в один из МФЦ.

Проблемы мусорной реформы

Мусорная реформа не везде идет без проблем.Большинство регионов не готово к реформе ни законодательно, ни технически. Оборудования и оснащения для современного обращения с мусором, пока недостаточно.

Региональный тариф не всюду окончателен, в 2022 году возможны корректировки стоимости этой услуги. Довольно часто утилизация отходов производится вопреки новым правилам, из-за чего проблемы только усугубляются. А там, где планируется строить полигоны вблизи от населенных пунктов, возникают протестные настроения.

Пикеты и митинги против мусорной реформы проходили в 2019 году, наверняка продолжатся они и в 2022. Поэтому власти и бизнесу, который зарабатывает на обороте мусора, нужно будет искать способы нахождения компромиссов.

“Мусорная реформа” на пороге: как изменится жизнь уссурийцев с 1 января 2022 года

Приморье воспользовалось отсрочкой “мусорной реформы” до 2022 года, однако он уже на носу, и перемены тихими шагами приближаются. В администрации Уссурийска прошла встреча юрлиц с представителями регионального оператора, в рамках которой горожанам рассказали, кто будет подрядчик, сколько придется платить и что нужно сделать, чтобы заключить договор с региональным оператором. Эти и другие вопросы, в материале корр. ИА UssurMedia.

Встречу уссурийцев с представителями регионального оператора провел начальник управления жизнеобеспечения администрации УГО Денис Трофимов.

— Напомним, в декабре 2018 года в России был принят Федеральный закон № 483 “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления””. Согласно нему все регионы России должны были перейти на работу с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с 1 января 2019 года. Чуть позже в данный закон были внесены новые поправки, позволяющие регионам отложить “мусорную реформу” до 2022 года. Приморский край, в отличие от других регионов, воспользовался последней поправкой в федеральный закон и отложил “мусорную реформу” до следующего года, — сделал вступление Денис Трофимов.

В Приморье был проведен конкурс по выбору оператора, который будет заниматься обращением с ТКО. Победу в конкурсе одержало КГУП “Приморский экологический оператор”, который до этого перешел в собственность края и получил новую лицензию. Ранее предприятие было известно под другим название “Спецзавод № 1”.

В администрации прошла встреча юрлиц с региональным оператором и подрядчиком по транспортировке твердых коммунальных отходов. Фото: ИА UssurMedia

Таким решением краевые власти решили для себя важный вопрос — получили рычаги контроля над региональным оператором.

— С 1 января все юридические лица должны разорвать свои взаимоотношения по вывозу твердых отходов с иными компаниями и заключить прямой договор с региональным оператором. Это касается исключительно твердых коммунальных отходов (ТКО). Чтобы понять, что относится к ТКО для юридических лиц, нужно обратиться к федеральному классификационному каталогу отходов (код 731), — отметили представители регионального оператора.

Сразу после объявления в регионе оператора по обращению с ТКО у местных жителей возник логический вопрос: а какие теперь им выставят тарифы, и сколько при этом придется платить.

— Что касается стоимости услуг, то в регионе пока еще не утвердили единый тариф по сбору ТКО. Его обещают утвердить уже в конце этого года, чтобы с 1 января 2022 региональный оператор смог выполнять свою деятельность. Уже на этой неделе планируется утверждение единого тарифа на всю территорию Приморского края. Предельный тариф на сегодня составляет 4,63 тысяч рублей за одну тонну, впоследствии он может быть ниже, но не выше, — заверили специалисты.

На данный момент в администрации Приморского края идет процесс защиты тарифа и его утверждение в департаменте по тарифу.

Отмечается, что в тариф будут включены все расходы, в том числе замена баков и подведение баков, НГОС (негативного воздействия на окружающую среду и т.д.

Что касается некоммунальных отходов, например, строительного мусора, промышленных отходов, то юрлица вправе заключать отношения с лицензированными организаторами или при наличии собственной лицензии самим возить его на полигон, здесь будет действовать нерегулируемый тариф, то есть так, как было раньше.

Подрядчиком, который будет производить транспортировку и отвоз ТКО на полигон, стал “Чистый сервис НСК”. Компания выиграла на открытых торгах аукциона.

— Мы уже заготовили своих 900 баков, пластиковые с крышками на колесах, объем контейнера будет больше, чем раньше, также на объекты выйдет современная техника. Мы заходим на уборку контейнеров с 1 января, и с этого времени сотрудники будут готовы выслушать каждого едва ли не круглосуточно. С этого момента можно будет звонить по телефону офис-менеджеру: 8-914-340-17-62, — рассказали в компании “Чистый сервис НСК”.

Ссылка на основную публикацию