Мусорная реформа с 1 января 2022: как не платить?

Особенности закона о вывозе мусора

1 января 2019 года в России вступил в силу Федеральный закон о вывозе мусора и стартовала так называемая Мусорная реформа, в корне поменявшая процесс сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов. Законопроект был разработан ещё в 2014 году, однако ввести его в действие не получилось из-за слишком больших масштабов изменений, что потребовало проведения длительных подготовительных работ. В соответствии с новым законом, процессом сбора, хранения и утилизации ТБО могут заниматься только специально уполномоченные организации, поменялась система сбора платежей, введена процедура сортировки мусора. Цель Мусорной реформы — охрана окружающей среды путём снижения выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов.

Изменения в законодательстве с 1 января 2019 года

Закон о вывозе мусора с 2022 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

Структура бытовых и коммунальных отходов

Новый закон оперирует понятиями ТБО (твёрдые бытовые отходы) и ТКО (твёрдые коммунальные отходы).

1. ТБО — это отходы, образующиеся от повседневной жизнедеятельности человека:

  • Продукты питания, пришедшие в негодность.
  • Макулатура (бумага и картон)
  • Пластик и полимеры (упаковка, пришедшие в негодность бытовые вещи).
  • Стеклотара и стеклобой.
  • Металлолом.

2. ТКО — это отходы из жилых помещений, образующиеся в результате процесса потребления их жильцами:

  • Отходы от уборки или ремонта.
  • Пришедшая в негодность техника или мебель.
  • Растительные отходы (трава, листва, ветки деревьев).

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2022 года и вывоз мусора.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2022 году

БылоСтало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти.Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно.Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора.За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании.Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена.Установлена необходимость сортировки мусора.

Новые тарифы

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Порядок совершения платы за вывоз мусора.

Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.

Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:

  1. Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
  2. Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
  3. Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
  4. Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.

Льготные категории плательщиков

В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:

  1. Инвалиды.
  2. Ветераны труда.
  3. Участники ВОВ и родственники погибших.
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Жители блокадного Ленинграда.
  6. Принимавшие участие в боевых действиях.
  7. Незаконно репрессированные граждане.
  8. Многодетные семьи.
  9. Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.

Что включено в стоимость вывоза ТБО

Как было сказано выше, тариф на вывоз мусора устанавливается региональным оператором и согласовывается с местным органом власти.

В сумму, уплачиваемую за эту коммунальную услугу, входят следующие статьи расходов оператора:

  1. Транспортировка ТБО и ТКО — 61%.
  2. Обработка и утилизация мусора — 28%.
  3. Расходы на заключение договоров — 10%.
  4. Прочие сопутствующие расходы — 1%.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Какие изменения произошли для россиян

  1. Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.
  2. В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
  3. Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора. Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.
  4. Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.
  5. Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
  6. Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.
  7. Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Текущие итоги Мусорной реформы

С точки зрения рядовых граждан изменений практически не произошло, за исключением возросшей платы за вывоз мусора и расширения категорий плательщиков.

К сожалению, новые, высокотехнологичные мусоросжигательные заводы пока отсутствуют, а сжигание мусора по устаревшим технологиям, равно как и его захоронение, приводит к попаданию в воздух и грунтовые воды токсичных веществ в заметных концентрациях. Поэтому можно говорить, что полная реализация Мусорной реформы ещё далека от завершения.

За вывоз мусора стали платить больше в несколько раз: Почему проваливается очередная реформа

Новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), которая стартовала в России с 1 января 2019 года, дала конкретный сбой

Две трети юридических лиц не платят за вывоз мусора. Сборы с населения значительно лучше: неплатежи составляют до трети от требуемого объёма, но это тоже плохой результат.

При этом нужного количества перерабатывающих предприятий, куда должны, по замыслу разработчиков мусорной реформы, свозиться ТКО, по-прежнему нет. А создавать их как раз и планировалось с тех денег, которые будут платить за вывоз мусора.

Хотели вообще-то как лучше.

Идея была изначально очень неплохая: перетряхнуть всю отрасль, о коррумпированности и бесконтрольности в которой в прежние годы говорили все, кому не лень.

Предполагалось, что заниматься вывозом мусора будут не «карманные» муниципальные предприятия, нередко принадлежавшие через прослойки чиновникам, ответственным за ЖКХ в конкретном населённом пункте, отчего возникали всевозможные «неучтёнки», а региональные операторы, то есть специально уполномоченные структуры.

И если раньше отходы свозились на полигоны, переполнявшиеся год от года, или на нелегальные свалки, то сейчас их должны отправлять именно на территории специальных комплексов — с сортировкой и переработкой.

Фото: TAIRO LUTTER / Globallookpress

На выходе в итоге хотели получить именно систему: во-первых, люди платят только за то, что «произвели» и выбросили, во-вторых, ожидалось многократное уменьшение количества незаконных мест складирования: в лесополосах за городом, на заброшенных стройплощадках, а то и прямо во дворах многоквартирных домов.

Вот только не получилось качественно исполнить ни первого (прозрачности и справедливости), ни второго (улучшения экологической ситуации).

Мусороперерабатывающие комплексы должны были появиться ещё год назад

В настоящее время в России ежегодно, как говорил ранее в ходе своей большой пресс-конференции в декабре 2018-го президент Владимир Путин, образуется порядка 70 млн тонн мусора.

С развитием промышленности, в том числе товаров широкого потребления, количество мусора только увеличивается, — пояснил он. — Мы должны построить до 2024 года 200 перерабатывающих заводов. Я не знаю, хватит ли этого, но хотя бы двести мы должны сделать.

Он признал тогда, что в целом ситуация сложная.

«Мы никогда этим не занимались: десятилетиями с советских времён просто сбрасывали мусор в ямы. Никто не занимался никакой переработкой — только минимально, точечно», — резюмировал Путин.

В. Путин. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Проблема, однако, заключается в том, что к подготовительному этапу этой реформы должны были приступить ещё лет пять назад. Тогда регионы получили указание из федерального центра заняться поиском инвесторов, которые взялись за создание МЭОКов — межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов. И построить их следовало к концу 2018-го, чтобы уже с первого дня нового года можно было в полном объёме запустить саму новую систему.

Но сроки постоянно сдвигались: каждый такой МЭОК в среднем стоит порядка 1 млрд рублей, в большинстве регионов аналогов попросту нет совсем, и те самые потенциальные инвесторы, на которых так рассчитывали региональные власти, чтобы выполнить задание Москвы, включали «динамо»: таких денег, объясняли они, у нас нет.

Плюс им, конечно, хотелось бы размещать площадки под свои комплексы поближе к крупным городам, откуда, собственно, идёт основной мусорный «трафик», а то и непосредственно в самих населённых пунктах. Разумеется, это вызвало негативную реакцию со стороны жителей: зачем им под боком такое предприятие? И, кстати, именно этот момент стал основным козырем в регулярной отсрочке старта реформы.

«Негласно договорились, что после того, как все вопросы по размещению будут урегулированы, региональные операторы (как правило, их несколько на каждый субъект РФ, в зависимости от площадки и населения — прим. Царьград) начнут строительство, но уже с момента запуска новой системы, чтобы в обороте были средства на их создание», — рассказал Царьграду источник, знакомый с ситуацией.

Читайте также:  Услуги ЖКХ: что в квартире ремонтируют бесплатно и с какой периодичностью?

Ничего не изменилось

И вот тут-то, с 1 января 2019 года, и стали всплывать одна за другой проблемы уже конкретно с ходом реализации масштабной задумки.

Первое — это отсутствие мест, куда всё предстояло свозить. Поэтому и по сей день в тех местах, где нет перерабатывающих комплексов (таковых, ещё раз напомним, большинство), применяются два варианта. Либо местные власти правдами и неправдами выделяют своему регоператору земельные участки под новый «временный» полигон, и тот свозит всё туда — под гарантии, что после появления МЭОКа произведёт рекультивацию, либо переполняются уже давно с верхом забитые старые свалки.

Фото: Roland Mühlanger / Globallookpress

Второе — неурядицы и скандалы с начислениями платы.

В теории всё выглядит так: оплата за вывоз ТКО выделяется специальной строкой в платёжках за коммуналку для жителей многоквартирных домов или приходит отдельной квитанцией для тех, кто проживает в частном секторе. Из расчёта на каждого жильца, и нет разницы, ребёнок или взрослый: сумма единого (или для каждого муниципалитета, или по всему региону — каждый субъект принимает решение сам) тарифа умножается на норматив накопления и делится на 12 месяцев, а потом всё суммируется по числу прописанных жильцов.

Нормативы накопления при этом оказались совершенно разными по стране: где-то, как в Краснодарском крае, для жильца многоквартирного дома установлен размер в 3,71 кубометра в год, а где-то — в разы меньше: в Еврейской АО, например, 0,52 кубометра за те же 12 месяцев.

То же самое касается и частного сектора, откуда (в основном из сельской местности) возмущения слышатся регулярно: люди не понимают, как рассчитывали их «производство» отходов.

Бизнесу стали начислять оплату в несколько раз больше, чем прежде

Российский экологический оператор — госкомпания, созданная указом Владимира Путина в январе 2019 года, которая призвана координировать весь процесс по мусорной реформе, — существование проблем признаёт.

«Неплатежи со стороны населения — от 20 до 35 процентов, — сообщил глава РЭО Денис Буцаев. — Со стороны юридических лиц — 65-70%. В отношении физлиц мы видим улучшение ситуации. В отношении юрлиц ничего не меняется, и это нас серьёзно настораживает. За полгода ситуация в некоторых регионах ухудшилась».

Фото: Allexander Makarov / Globallookpress

Выход он видит в ужесточении ответственности и поиске «иных форм работы с юридическими лицами в плане заключения договоров».

Потому что бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Например, вы образовываете мусор, куда вы его дели — непонятно. Кто за это платит — как раз понятно: население. Значит, гибкость здесь невозможна,

Такое положение дел, как ранее говорил замруководителя РЭО Алексей Макрушин, может привести к банкротству десятой части всех регоператоров.

Впрочем, у бизнеса-то как раз-таки есть своя точка зрения на участие в мусорной реформе. И очень часто негативная.

Предприниматель из Екатеринбурга, например, рассказал Царьграду, что его плата выросла практически в десять раз: за 40 «квадратов», которые занимает его магазин, ему приходится сейчас платить больше шести тысяч рублей, поскольку посчитали, будто он выдаёт на-гора (здесь — в прямом смысле) порядка девяти кубометров мусора.

Фото: Ralph Kerpa / Globallookpress

Владелец автомастерской из Ростова-на-Дону утверждает, что платить приходится в шесть раз больше, хозяин ресторана из Казани зимой констатировал повышение платы в 2,5 раза, летом — в 4-5 раз.

Совершенно потрясающая история приключилась с одним учреждением дополнительного образования в Новошахтинске: в 2018-м он платил 47 тысяч рублей в год, а с началом преобразований ему выкатили счёт на. 65 тысяч рублей в месяц! Рост получился 17-кратным!

Как вариант — договариваться на вывоз мусора по конкретным объёмам из контейнеров, однако это требует дополнительных усилий. И не всегда происходит по-честному.

Жители Азова, допустим, с поличным поймали тех, кто начислял им оплату за вывоз мусора, когда установили камеру видеонаблюдения возле своих контейнеров. Им посчитали норматив накопления в размере 126 рублей с каждого жильца, что в итоге вылилось бы в 127 тысяч всего за три месяца, а расчёты по фактическому объёму показали, что реально вывезли отходов из баков только на 37 тысяч рублей.

По всей видимости, ситуация в ближайшее время не изменится. Или власти придётся вести прямое регулирование этого рынка, а также пойти на прямую господдержку либо самостоятельное возведение МЭОКов, или реформу может ожидать крах.

Фото: Bernd Settnik / Globallookpress

Хорошие примеры с мусоропереработкой есть. Но, увы, не у нас

Региональные операторы выпросили себе ещё время на создание МЭОКов, но они продолжают сталкиваться с сопротивлением населения. Причина, как полагают эксперты, заключаются в том, что нет, с одной стороны, конкретного диалога, с другой — уверенных обоснований, что такие предприятия не будут вредить экологии и вообще не затравят воздух вокруг.

Хотя интересные примеры в мире есть. Вот, скажем, мусороперерабатывающий завод в городе Исси-ле-Мулино во Франции, построенный в 2009-м, не только решает вопрос по утилизации 2,3 тонн твёрдых бытовых отходов в год, но ещё и обеспечивает централизованное отопление всего города (население более 65 тысяч). Дело в том, что, во-первых, предприятие большей частью находится под землёй, а во-вторых, там используются суперсовременные фильтры, прошедшие предварительно испытания, которые обеспечивают чистоту атмосферы.

То же самое касается аналогичного завода в Копенгагене (он не только предназначен для отопления 160 тысяч домов, но на нём ещё и сделали горнолыжный спуск) и завода в Вене, который стоит в самом центре столицы Австрии.

Доказал в суде, что не всегда обязан платить за вывоз мусора

Со стартом мусорной реформы граждан, имеющих в собственности квартиру и загородный дом, поставили перед фактом: нужно платить за вывоз отходов со всех объектов недвижимости. Житель Подмосковья доказал в суде, что имеет право не платить за мусор в те месяцы, когда не живет в загородном доме.

Не живёшь? Всё равно плати!

Виктор ПОЛОВИНКИН с мая по октябрь проводит выходные в дачном доме в посёлке Белоомут Луховицкого округа, а всю зиму живёт в квартире в Королёве. До недавнего времени никаких проблем с оплатой ЖКХ у него не было. В квартире он оплачивал все услуги, в дачном доме платил за свет по счётчику и за вывоз мусора, который в год обходился не более чем в 1 тыс руб.

Но в январе 2019 года мужчина получил квитанцию на 200 руб. за вывоз отходов с дачи площадью меньше 50 м². Виктор попытался выяснить у нового «мусороперевозчика» — Каширского регионального оператора, на каком основании выставили счёт, если зимой он не живёт на даче и мусора не производит. О дальнейших событиях он рассказал журналистам «Российской газеты».

Урезонить регоператора не удалось

Внятного ответа на первое обращение от регоператора Виктор не получил. Как и многие другие граждане, возмущённые новыми «мусорными» счетами. В феврале и марте аналогичные счета ему прислали снова.

К тому времени министр ЖКХ Московской области Евгений ХРОМУШИН (сейчас — зампред регионального правительства) выступил в «РГ» с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора. Он заявил, что согласно постановлению правительства РФ №354 вывоз мусора теперь — такая же коммунальная услуга, как водоснабжение или электроэнергия.

В пункте 184 (44) постановления указано: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Вооружившись этой информацией, Виктор Половинкин снова обратился к Каширскому регоператору за перерасчётом. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили ему на обращение.

Также регоператор не принял в расчёт постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где заявитель нашёл нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой не пользовался.

В мае Виктор открыл новый дачный сезон, на руках у него скопилось много писем от регионального оператора. В них было сказано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги на всех принадлежащих объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу. Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!», — отмечает мужчина.

Ещё несколько ответов оператора посвящены тому, что сделать перерасчёт не могут: «перерасчёт на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Без ссылок на какие-либо законы.

В ответах есть и такая версия, что перерасчёт получился бы, если бы плату за вывоз мусора рассчитывали исходя из зарегистрированных в доме. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме полгода или целый год, метраж ведь от этого не меняется. И перерасчёта не будет.

А в какой-то момент оператор вовсе уведомил Половинкина: «Принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Суд: «Делайте перерасчёт»

После этого Виктор решил судиться. В мировом суде у него дважды не приняли иск — судья решил, что такое сложное дело не подпадает под его юрисдикцию. Мужчина обратился в Королёвский городской суд. В заявлении он просил обязать Каширского регоператора сделать перерасчёт и выплатить 33 тыс руб. в виде компенсации за понесённые издержки и моральный вред.

Истец сослался на уже вынесенное по аналогичному делу решение суда — жительница Ярославля выиграла дело против своего регионального оператора. Однако ответчики тоже подготовились, они сослались на такое же дело в Талдоме, где гражданин проиграл.

Суд принял решение в пользу Виктора Половинкина. Правда, сумму иска уменьшили, но обязали регионального оператора сделать перерасчёт за все те месяцы, которые истец не жил в своём дачном доме.

Суд принял решение в пользу гражданина

Ещё не конец

Виктор готовится к дальнейшим судебным тяжбам. Предстоит апелляция. Как видно, судебная практика пока противоречива. По одному вопросу мусорной реформы на одно выигранное дело приходится несколько проигранных.

«Читайте законы и не бойтесь отстаивать свои права», — даёт напутствие Виктор попавшим в аналогичную ситуацию. Тем более что региональные операторы ужесточают работу — вводят пени за неуплату.

Мусорная реформа «буксует». И оставляет вопросы

Старт мусорной реформы в Московской области был объявлен 1 января 2019 года. Регион поделили на семь кластеров, в каждом из которых работает региональный оператор. Одинцовский район получил самый высокий тариф — 9 руб. с квадратного метра. В качестве обоснования инициаторы реформы назвали отсутствие в муниципалитете мусороперерабатывающих заводов и мусорных полигонов.

Постановление федерального правительства №354 предполагает два варианта расчёта: с количества зарегистрированных проживающих или же с площади помещения. Подмосковное правительство выбрало второй вариант. Жители и общественники неоднократно называли новый расчёт несправедливым, направляя обращения в различные инстанции.

Ещё в феврале в Подмосковье предложили рассчитывать плату за вывоз отходов по количеству прописанных в жилом помещении, а не с квадратного метра. Но судьба предложения осталась неизвестной.

Вызывает много вопросов так называемая «инвестиционная составляющая тарифа», когда население по факту оплачивают создание инфраструктуры для региональных операторов, не являясь ни кредитором, ни инвестором. Ранее стало известно, что вывоз мусора для жителей Московской области обходится дороже, чем для жителей остальных регионов.

Власти не обращают внимание на требования приостановить мусорную реформу, чтобы разобраться со всеми этими проблемами. Более того, в июне подмосковный министр экологии Дмитрий КУРАКИН допустил повышение тарифа на вывоз мусора, назвав существующий недостаточно высоким для создания «высокотехнологичной отрасли по переработке».

Со старта реформы прошёл почти год, но жалобы на несвоевременный вывоз отходов остаются одними из самых частых. Мусорная реформа продолжает «буксовать». На фоне этого правительство Московской области согласилось в ближайшие десять лет принять почти 39 млн тонн отходов из Москвы.

Читайте также:  Перерасчет ЖКХ при отсутствии потребителя в жилом помещении: образцы заявлений

Если не платить за вывозу мусора — что меня ждет?! Отвечаем.

Если не платить за вывоз мусора, то вас ждут конечно же штрафные санкции — это факт, с которым надо смириться с введение нового закона (и это даже не смотря на то, что вы можете быть не согласны с цифрами в квитанции). Особенно часто такое противоречие — платить или нет — возникает в том случае, если по адресу никто не прописан.

Изменения на 2022 год

В начале 2019 года граждане отдельных регионов России заметили, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ появилась новая графа под названием «Обращение с ТКО». Она расшифровывается, как обращение с твердыми коммунальными отходами.

Под словом обращение подразумевается сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение) бытового мусора. Также, вы можете ознакомиться с отличиями в понятиях ТКО и ТБО — одно сменило другое на юридическом уровне.

Появление новой графы главным образом связано с проведением в стране масштабной мусорной реформы. Так, если ранее вывоз бытовых отходов относился к разделу «содержание и ремонт» общего имущества МКД (многоквартирного дома), то в настоящее время это самостоятельный вид коммунальной услуги. Подтверждением этому является п. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Почему мы не довольны ситуацией с оплатой

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда собственник помещения по тем или иным причинам недоволен содержанием графы «Обращение с ТКО».

Связано это может быть со следующими мотивами:

  1. Неверный расчет стоимости коммунальной услуги – зная действующие тарифы и норматив потребления (объем мусора в куб.м., который генерируется человеком в течение года), владелец помещения может самостоятельно произвести необходимые расчеты и сверить с суммой, указанной в квитанции. При наличии расхождений он вправе предъявлять претензии.
  2. Собственник недвижимости проживает в другом месте – в данном случае он вправе требовать проведение перерасчета платы за обращение с ТКО. Об этом написано п. 148 (44) раздела XV (1) Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 года № 232. При этом период отсутствия в квартире должен быть не менее 5 полных дней подряд.
  3. В разделе квитанции «Количество потребителей» учтены лица, которые не зарегистрированы в конкретном помещении – расчет платы за обращение с бытовым мусором осуществляется исходя из численности прописанных. Таким образом, применение завышенного количества зарегистрированных приводит к необоснованному повышению стоимости данной коммунальной услуги. В случае выявления такого факта, плательщик имеет полное право предъявить соответствующие претензии.
  4. Наличие сомнений относительно правильности тарифа, использованного при расчете – как известно, тарифы на данный вид коммунальной услуги в каждом отдельном субъекте РФ устанавливаются местными органами государственной власти (например, для жителей Москвы они прописаны в Постановлении Правительства Московской области от 02.10.2018 года № 690/34). Таким образом, если в нормативных документах конкретного региона указан один тариф, а в квитанции отражен другой, то это является веским основанием для выдвижения претензии к исполнителю.

Если я НЕ буду платить за вывоз мусора

Как и для иных видов коммунальных платежей, в случае неуплаты услуги по обращению с ТКО в отношении неплательщика может быть назначен штраф.

Так, согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.

В случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени. Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Данная пеня исчисляется от суммы долга за каждый день просрочки. Такое правило прописано в п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Кроме того, собственники помещений должны помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора, исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.

Как рассчитаются тарифы

В соответствии с п. 2 ст. 24.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходам производится по ценам, определенным в соглашении между исполнителем и потребителем. При этом должны быть учтены предельные тарифы, установленные органами власти субъектов РФ.

В целом стоимость такой коммунальной услуги рассчитывается по следующей общей формуле:

Приведённая формула имеет следующую расшифровку:

  • П – плата за обращение с ТКО,
  • Т – тариф, установленный в конкретном регионе РФ,
  • Н – норматив потребления. Данный показатель отражает количество кубических метров мусора, которые генерируются одним человеком в течение года,
  • Х – количество лиц, прописанных в помещении.

Кто отвечает за стоимость и кому жаловаться

По общему правилу главным лицом, ответственным за оказание услуги по обращению с ТКО, является региональный оператор. Данные организации избираются на конкурсной основе.

В случае, если собственник помещения обнаружил, что стоимость такой услуги рассчитана неверно, то он может предъявить соответствующую претензию в одну из следующих организаций:

  1. Отправить свою жалобу напрямую региональному оператору – такой вариант актуален для владельцев частных домов, которые заключили прямой договор с поставщиком услуги по вывозу и обработке бытового мусора.
  2. Обратиться в управляющую компанию – такой способ подходит для владельцев помещений в многоквартирных домах. Обычно в этом случае управляющая компания (ТСЖ, ЖК) самостоятельно заключает договор с региональным оператором. При этом она является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Дополнительно стоит отметить, что в случае бездействия ответственного лица, собственник помещения также может пожаловаться в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию, прокуратуру или подать иск в суд.

Скандал неизбежен: петербургские дачники накопили многомиллионные долги

Массовые неплатежи за вывоз и утилизацию мусора стали серьезной финансовой проблемой Управляющей компании по обращению с отходами в Ленобласти (УКООЛО). По данным на середину декабря (итоги 2018 года появятся только в январе 2019-го), средний процент оплаты услуг регоператора жителями частного сектора составил 19%, юридическими лицами — менее 48%, собственниками помещений многоквартирных домов — 81,7%. Это привело к нарастающему увеличению дебиторской задолженности, которая к концу октября (более свежих данных пока нет) составляла порядка 130 млн руб.

В добавление ко всем нынешним проблемам регоператора ждет еще одна — накапливаются неплатежи сотен тысяч петербургских дачников, которые в начале осени выехали со своих дач в город и, как обычно, перестали оплачивать коммунальные услуги на даче, полагая, что если они не живут, услугами не пользуются, то и платить не надо. Однако регоператор ежемесячно присылает им счета, утверждая, что по законам мусорной реформы все собственники помещений должны теперь платить за вывоз ТКО вне зависимости от проживания — в формате «бремени содержания имущества», упоминаемом в Жилищном и Гражданском кодексах РФ.

Плата за воздух

Экспресс-опрос, проведенный РБК Петербург, показал, что никто из опрошенных петербургских дачников счета регоператора не оплачивает и оплачивать не собирается — вплоть до выезда на дачи примерно в мае 2022 года. На недоуменные вопросы дачников регоператор на своем сайте заявил: «По Жилищному кодексу, такие случаи рассматриваются просто как неиспользование помещений, то есть, не служат основанием не платить за коммунальную услугу. Таким образом, если вы живёте в Петербурге, но владеете домом, который не входит в состав садоводства (СНТ) в Ленобласти, платить надо будет и в городе, и области (речь идёт о так называемом «бремя содержания имущества»)».

В п.11 статьи 155 ЖК РФ действительно говорится: «Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются правительством РФ».

В Управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами РБК Петербург пояснили, что раньше, когда вывоз мусора считался жилищной услугой, была опция «сезонное проживание» для дачников. С вступлением в свои права регоператора вывоз мусор стал коммунальной услугой, никакого «сезонного проживания» теперь нет, а не платить можно только за период «временного отсутствия», причем, по «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением правительства.

Можно отбиться

Между тем, опрошенные РБК Петербург эксперты не считают эти аргументы достаточно убедительными. Можно не платить, считают они, если «сезонное проживание» трактовать как «временное отсутствие», которое правила четко не определяют, срок отсутствия не ограничивают и не содержат исчерпывающего перечня документов, которые нужно предоставить для перерасчета. В упомянутых правилах лишь указываются документы, которые «могут прилагаться» для подтверждения продолжительности временного отсутствия.

По мнению экспертов, все это делает весьма сомнительным успех регоператора при его попытках добиться от петербургских дачников погашения задолженности даже через суд, по крайней мере, в нынешний «междачный» период, когда начисления частному сектору вообще остановлены распоряжением губернатора. Однако, судя по позиции регоператора, изложенной в его публикациях, он всерьез намерен бороться. Так что скандал в следующем году неизбежен, отмечают собеседники РБК Петербург.

Масштаб проблемы

Между тем, масштаб проблемы представляется серьезным. Количество домов петербургских дачников не смогли назвать даже приблизительно ни регоператор, ни Управление Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами. Более того, в управлении заявили, что таких данных не существует в принципе. Даже Росреестр не знает, живет собственник в своем объекте недвижимости круглый год или только летом. Посчитать дачников, например, по числу абонентов «Ленэнерго» (дочерних компаний, работающих в области), не потребляющих зимой электричество, тоже по разным причинам очень сложно, утверждают в управлении. В Санкт-Петербургском отделении «Союза садоводов России», объединяющем полмиллиона петербургских дачников, входящих в различные СНТ, заявили, что их дачники пока никаких проблем не испытывают: «У всех, практически, наших СНТ есть контейнерные площадки и мы как вывозили, так и вывозим мусор по фактическому объему. Поскольку зимой мусора нет, то никто от нас плату не требует».

Остаются только те дачи, которые петербуржцы выкупили или построили в поселках Ленобласти. Их количество можно оценить только очень приблизительно. По данным муниципалитетов, летом население, например, в поселках Карельского перешейка увеличивается за счет петербургских дачников в 4-7 раз (например, по данным СМИ, в Токсово население в 5,6 тыс. человек летом увеличивается до 40 тыс., примерно то же самое происходит в Сосново Приозерского района и др.). В пересчете на количество домов, только на Карельском перешейке петербургских дач окажется более 100 тыс., а в масштабе всей Ленобласти — несколько сотен тысяч. В Управлении Ленобласти по отходам сказали, что сосчитать число неплательщиков в индивидуальных домах можно будет позже, когда начисления возобновятся, разделив объем дебиторской задолженности, например, за месяц, на единый тариф, который в 2019 году составляет 375,4 руб. в месяц.

Платить по объему

«Я считаю, что платить надо за фактически образуемый объем мусора. Тогда подобных проблем не будет, — уверен член Экологического совета при губернаторе Ленобласти Роман Казаков. — Механизм платы за фактический объем существует — и не только в других регионах России, но и в Петербурге, и в Ленобласти. Людям продают брендированные мешки, в которые они складывают свой мусор. Стоимость такого мешка и является платой за обращение ТКО». Ранее РБК Петербург сообщал о подобном опыте.

С этим согласен и генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков, который считает, что федеральное законодательство в сфере обращения коммунальных отходов нуждается в корректировке с учетом вновь выявленных проблем. Прежде всего, уверен он, необходимо при расчете платы отказаться от использования нормативов как для населения, так и для предпринимательского сообщества. «Давно назрела и необходимость ввести само понятие «раздельный сбор». Как этот ни покажется странным, но оно отсутствует в российском законодательстве, — говорит эксперт. — Такая система позволит корректно начислять плату за обращение с ТКО».

Читайте также:  Обслуживание газового оборудования в частном доме и в квартире

Минприроды предложило правительству рассмотреть вариант перехода на систему учета мусора по фактическому объему, при котором можно уменьшить размер платы, в том числе за счет раздельного сбора «сухих» и «мокрых» отходов.

Впрочем, дальше слов дело у федеральных властей не пошло. Однако отдельные регионы проявляют инициативу. Так мэрия Москвы официально объявила, что с 1 января 2022 года в столице запускается программа по раздельному сбору мусора. Правда, разделять будут только «сухие» и «мокрые» ТКО, причем, исключительно на добровольной основе — для жителей, не разделяющих ТКО, не предусмотрены ни штрафы, ни поощрения в виде снижения платы.

В Ленобласти и в Петербурге пока не сделано даже этого. Сразу после сообщения президента России Владимира Путина на ежегодной пресс-конференции 19 декабря, что мусорная реформа в Санкт-Петербурге и Москве возможно начнется раньше, чем планировалось, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил: «Уже в 2022 году Петербург поэтапно начнёт «мусорную реформу». Это раньше планируемого срока». Однако в каком формате будет происходить реформирование, он не сообщил. Эксперты считают, что если формат будет тот же, что и в Ленобласти, то и проблемы будут те же.

Мусорная реформа: почему можно будет не платить за вывоз отходов?

С нового года твердые коммунальные отходы будут собирать и утилизировать по-новому, в области начнет работать региональный оператор, а услуга перейдет в разряд коммунальных. Одна из проблем — вывоз мусора из дальних населенных пунктов, куда зимой и в межсезонье не проехать. Придется ли местным жителям с нового года платить за услугу, которую им пока не оказывают? И каким будет тариф?

Заседание по вопросам перехода на новую систему обращения с отходами состоялось в областном правительстве под председательством регионального министра ЖКХ и энергетики Дениса Архипова. Представители муниципальных образований задавали вопросы и предлагали решения в режиме видео-конференц-связи.

Когда контейнеров не хватает

Нововведения в системе обращения с отходами предусмотрены изменениями федерального законодательства, регулирующего отрасль, вступающими в силу с 1 января 2019 года, напомнил Денис Архипов. Таким образом, времени на разворот системы — месяц с небольшим. Готова ли область к грядущим переменам?

По предварительным данным, в муниципальных образованиях насчитывается 11 тысяч площадок для сбора мусора. 17 тысяч контейнеров расположены в районах, 23 тысячи — в городских округах. Именно с контейнерными площадками связана одна из самых острых проблем.
— На территории муниципальных районов требуется установить 51 тысячу контейнеров, на территории городских округов — 327 штук, — пояснила Наталья Аббасова, начальник отдела водоснабжения и благо­устройства управления коммунального комплекса и энергетики министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области. — Цифра неокончательная, потому что город Новосибирск пока не дал информации. На установку потребуются затраты. По предварительным подсчетам, баснословные цифры: на контейнеры — около 306 миллионов рублей. А еще нужны площадки накопления.

Эксперт предложила обсудить, как уменьшить затраты, связанные с установкой контейнеров. Вариант номер один — организовать кольцевой вывоз. В удаленных районах насчитывается около 750 малонаселенных пунктов, где стабильное круглогодичное транспортное наземное сообщение отсутствует и куда мусоровозы 1 января вряд ли смогут добраться.

Есть и такие деревни, где проживают несколько десятков человек. Количество отходов там минимальное. Задача регионального оператора — предоставлять людям услугу, выполнять обязательства, но тратить на транспортировку ТКО как можно меньше. Для этого разработана дорожная карта, на ней помечены все графики и маршруты, по которым пойдут мусоровозы.

Тариф вырастет. Почему?

Расчеты будут представлены в департамент по тарифам, чтобы получить ответ на самый главный вопрос потребителей: сколько будет стоить услуга?

Тариф на вывоз мусора в качестве коммунальной услуги будет установлен впервые, и с 1 января 2019 года начнет действовать ограничитель его роста, пояснила Лариса Анисимова, гендиректор ООО «Экология-Новосибирск», регионального оператора. Одними из составляющих тарифа на вывоз мусора станут налог на добавленную стоимость (НДС) и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

— Увеличение произойдет, — сказала Лариса Анисимова. — В том числе потому, что при переходе услуги из жилищной в коммунальную появляется НДС, которого ранее, когда услуга была в содержании жилья, не было. Помимо этого в затратах на захоронение появляется плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ранее этот платеж вносили юридические лица, которые имели установленные нормативы на размещение отходов, население и управляющие организации от этого платежа были освобождены.

Денис Архипов акцентировал внимание на том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с федеральными решениями станет дополнительным источником средств для установки сортировочных линий.

— До регионов планируется доводить средства федеральной субсидии, которая формируется из источника «плата за негативное воздействие на окружающую среду». В целом при принятии тарифа будут рассматриваться максимально сбалансированные и эффективные для всех участников рынка решения, подразумевающие исключение всех возможных излишних затрат, — пообещал министр.

Как освободить от платежей тех, кому услуга не оказывается?

У регионального оператора мощностей достаточно, чтобы охватить услугой все муниципальные округа и райцентры уже в январе, но с отдаленными территориями сложнее.

— Совместно с муниципальными образованиями будем вести мониторинг, оценивать объемы отходов, — сказала Лариса Анисимова. — Целесообразно ли оказывать эту услугу людям по такой цене? Может быть, поставить вопрос о дифференцированном тарифе, о снижении периодичности вывоза, в том числе путем строительства площадок временного накопления.

Гендиректор регионального оператора подчеркнула:
— В тех населенных пунктах, где услуга до определенного периода не оказывается, производить начисления ни в коем случае нельзя.

На что Вадим Агеенко, зампредседателя комитета Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заметил, что «по закону обязанность оплачивать услугу появляется с 1 января 2019 года — с момента появления тарифа». Как будет выглядеть с юридической точки зрения освобождение от платежей жителей деревень, где пока не будут вывозить мусор?

— Скорее всего, мы не справимся, не сможем охватить всю область, — заявил депутат. — Коллапса, конечно, не будет, но обязанность по начислению возникает, а раз плату за коммунальную услугу начисляют и услугу не предоставляют, сразу — жалоба в прокуратуру. Можем ли мы это регулировать?

Денис Архипов подтвердил, что тему, которую затронул парламентарий, можно назвать «крае­угольным камнем». Одна из норм Жилищного кодекса РФ гласит, что с 1 января 2019 года каждый собственник помещения обязан участвовать в системе обращения с отходами путем заключения договора с региональным оператором. Как это понять? Должен ли региональный оператор производить начисления всем, и в том числе тем, кому услуга не предоставляется?

— Мы с юристами прорабатываем этот вопрос, — подчеркнул министр.

В районах беда с мусорными полигонами

Одна из проблем, волнующих сегодня жителей глубинки, — заполнение свалок.

На связь с областным правительством вышли представители Краснозерского района и рассказали, что их полигон был построен в 2014 году и является собственностью райадминистрации, причем по условиям расходования бюджетных денег на строительство он должен отработать двадцать лет. Что будет, если на полигон повезут отходы сразу из нескольких районов и он переполнится за пару лет? Расширять его нельзя — по периметру чужие земли…

Региональный министр ЖКХ и энергетики Денис Архипов обнадежил краснозерцев сообщением, что процесс укрупнения объектов размещения отходов запущен, и в обозначенной дилемме «вываливать мусор на нелегальной помойке, за огородами, или использовать большой легитимный объект» уверенно порекомендовал второе. По его словам, в области должны быть созданы объекты межрайонного значения — легальные, современные полигоны с защитой почвы от негативного воздействия.

Полигон в Краснозерском районе строился за счет областных средств, поэтому им могут пользоваться жители всего региона. А для того чтобы уменьшить объем отходов-захоронений, на объекте установят линию сортировки. Ее оплатит федеральный центр, соответствующая сумма сейчас закладывается в проект бюджета.

Из Тогучинского района поступил вопрос, касающийся полигона рабочего поселка Горный. Он рассчитан на 11–12 тысяч кубов отходов, а по договору ему придется принимать 159 тысяч кубов. Местные власти бьют тревогу: что делать? Необходима техника, бульдозер, иначе — коллапс.

Лариса Анисимова сообщила, что сейчас в минэкономразвития региона рассматривается частная инициатива строительства в Тогучине нового полигона. На те два года, пока он будет строиться, резервов горненского полигона должно хватить. Затем площадку закроют и рекультивируют. Что же касается техники, то здесь нужно учитывать экономику процесса: чем больше мусора привезут на полигон, тем больше средств поступит на счета компаний, этот объект обслуживающих, и тем проще будет найти деньги, чтобы нанять бульдозер.

В поисках компромисса

О новых правилах обращения с твердыми отходами шла речь и на информационном часе регионального правительства, который состоялся 22 ноября в ходе 35-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области.

— В селе Орехов Лог Краснозерского района территориальная схема предполагает три места, где будет стоять по два контейнера всего лишь на 70 литров. При этом протяженность улиц в селе — около 12 километров. Возникает технический вопрос: как пожилые люди понесут эти пакеты? Это не будет работать, — отметил депутат Денис Субботин и выразил надежду, что еще есть время схему пересмотреть.

В своем выступлении на информационном часе депутат рассказал, как вывозят мусор в райцентре Краснозерское, где живет он сам.

— Там стоит около 500 частных контейнеров, и у моего дома тоже. Я плачу краснозерской фирме 200 рублей, и они два раза в месяц мусор вывозят. Многие жители частных домов на своем транспорте, за свой счет вывозят отходы на краснозерский полигон, а небольшая часть поселка охвачена кольцевым развозом. Если я сейчас избирателям Краснозерки скажу, что вы сами будете вывозить мусор, как раньше, и еще платить региональному оператору, я думаю, люди не поймут.

— Там, где услуга не будет оказываться, население не будет ее оплачивать, — заверил Денис Архипов и добавил, что размер тарифа, единого для всей территории Новосибирской области, будет понятен 15 декабря, в настоящее время департамент по тарифам занимается расчетами.

Денис Субботин попросил выполнить эту работу как можно быстрее, ведь от размера тарифа зависят компенсации малоимущим гражданам.

Глава Законодательного собрания Андрей Шимкив предложил вернуться к вопросу о ТКО на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, «чтобы не войти в тупик с начала года».

КОММЕНТАРИИ

Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:

— Допустим, деревня находится в 50–60 километрах от райцентра, а полигоны, скорее всего, будут располагаться неподалеку от районных центров. Кто будет возить эти отходы, за какие деньги? Нужно понять правила игры, ознакомиться с видением областного правительства и найти какой-то компромисс, который устроит всех.

Денис АРХИПОВ, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области:

— В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве в Новосибирской области создается новая система обращения с отходами, которая позволит ликвидировать несанкционированные свалки, повысить качество обслуживания потребителей и качество жизни граждан в целом, улучшить экологический фон. Для этого начал работу региональный оператор по обращению с отходами, который регулирует взаимоотношения между всеми участниками отрасли, аккумулирует ресурсы и регулирует объемы отходов. Кроме того, с целью повышения экологической безопасности система меняется и технологически — создаются современные объекты размещения, линии сортировки мусора. Все эти меры направлены на исключение из системы самой возможности несанкционированного размещения отходов.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №48 от 28 ноября 2018 года

Ссылка на основную публикацию