Ресурсоснабжающие организации: что это такое?

Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?

Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.

Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

–>

Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.

За чей счет производится замена электросчетчиков в квартире и на лестничной площадке? Ответ узнайте прямо сейчас.

Законодательство о порядке предоставления услуг

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

  • Жилищным кодексом;
  • постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
  • федеральным законом №176-ФЗ.

к содержанию ↑

Понятие ресурсоснабжающей организации

Что такое ресурсоснабжающая организация?

Ресурсоснабжающими организациями называются юридические лица и ИП, которые осуществляют предоставление, транспортировку и продажу коммунальных ресурсов.

К ресурсоснабжающим организациям относятся компании, предоставляющие следующие ресурсы:

  • электроэнергию;
  • водопроводную воду и водоотведение (канализацию);
  • природный газ;
  • тепловую энергию, в том числе и твердое топливо (в ситуациях с печным отоплением).

Кроме того, к РСО относятся компании, осуществляющие транспортировку и обслуживание вышеперечисленных ресурсов.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют услуги по:

  • уничтожению насекомых и грызунов;
  • вывозу мусора (твердых бытовых отходов);
  • доступу к коллективным телевизионным антеннам;
  • освещению дворовых территорий.

Таким образом, все ресурсы, предоставляемые гражданам, транспортируются и доводятся до жилого дома ресурсоснабжающими организациями.

Может ли быть управляющей компанией?

Управляющей компанией называется юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию, управление и содержание жилых домов на основании договора, подписанного между организацией и собственниками жилых помещений.

Строго говоря, УК — посредник, аккумулирующий средства собственников для оплаты услуг, предоставляемых РСО.

УК является исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком на основе договора, заключенного между УК и РСО.

Кроме того, УК обслуживает общее имущество, планирует и осуществляет ремонт и эксплуатацию зданий.

Исходя из этого, ресурсоснабжающие организации не могут быть управляющими компаниями, так как ограничены одним видом деятельности и не могут организовывать общее управление жилым зданием.

В то же время, могут осуществляться прямые расчеты между РСО и пользователями, кроме того, могут заключаться прямые договора на предоставление услуг.

В каких случаях РСО выполняет функции исполнителя коммунальных услуг? Управление жилым домом осуществляется следующими способами:

  1. С помощью управляющей компании.
  2. С помощью ТСЖ или иного кооперативного объединения.
  3. Непосредственным управлением собственниками.

В последней ситуации, когда от лица потребителей выступает один из собственников или их доверенное лицо, исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Другими случаями, в которых исполнителем коммунальных услуг назначается РСО, являются:

  1. Когда способ управления собственниками не выбран.
  2. В период между прекращением действия предыдущего способа управления до момента выбора нового способа управления жилым домом (ТСЖ или УК).

Случаи, когда РСО назначается исполнителем коммунальных услуг, строго ограничены правилами, установленными постановлением №354 правительства РФ.

Плюсы и минусы прямых расчетов с жителями

Прямые расчеты между пользователями и РСО имеют как преимущества, так и существенные недостатки.

К плюсам относятся:

  • снижение вероятности банкротства УК, так как расчеты между пользователями и РСО проходят напрямую;
  • отсутствие коллективной ответственности. В такой ситуации УК не будет компенсировать неплатежи соседей за коммунальные услуги средствами, выделенными на содержание дома и капитальный ремонт.

К существенным недостаткам прямых расчетов между пользователями и РСО относятся:

  • пользователям услуг придется оплачивать коммунальные платежи в различных местах в нескольких кассах;
  • могут возникать проблемы с перерасчетом коммунальных услуг.

к содержанию ↑

Возможно ли заключение прямых договоров?

В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:

  1. Если пользователем услуг выступает собственник частного жилья.
  2. В случаях, когда общим собранием жильцов выбирается способ непосредственного управления. Как правило, непосредственное управление осуществляется в малоквартирных домах (до 16 квартир).
  3. В случаях, когда пользователями являются владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
  4. В период между прекращением действия договоров, заключенных пользователями и исполнителем коммунальных услуг до момента вступления в силу нового договора.
  5. В случаях, когда УК или ТСЖ имеет задолженность перед РСО, размер которой превышает 3-месячную стоимость услуг.

В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.

В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

  1. Отсутствие расходов на содержание бюрократического аппарата управляющей компании.
  2. Отсутствие коллективной ответственности. Каждый собственник не страдает из-за соседей, которые не оплачивают коммунальные платежи либо оплачивают их не в полном объеме.
  3. Можно привлекать подрядные организации по обслуживанию жилья на краткосрочной основе, что позволяет значительно сэкономить из-за конкурентной среды.

К существенным недостаткам прямых договоров между пользователями и РСО относятся:

  1. Снижение эффективности управляемости многоквартирным домом. Для решения важных вопросов необходимы общие собрания, которые зачастую не приводят к выработке консенсуса.
  2. Нет возможности выполнить капитальный ремонт дома с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.

к содержанию ↑

Ответственность РСО за неправильный расчет

Федеральным законом № 176, которым вносятся изменения в ЖК РФ, устанавливается, что ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет исполнитель коммунальных услуг.

Штраф организации, нарушившей порядок начисления коммунальных платежей, составляет 50% от соответствующей суммы.

В тех случаях, когда исполнителем назначается РСО, штрафные санкции налагаются на эту организацию.

В таких случаях следует подать письменное обращение в компанию-исполнителя коммунальных услуг с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг, если ответа и соответствующих действий не последует, то можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на организацию, кроме того, можно подать письменное обращение в прокуратуру или обратиться в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных в России.

Многочисленные случаи банкротства управляющих компаний, рост неплатежей или предоставления некачественных или излишне дорогих услуг привели к тому, что правительством и парламентом РФ было принято решение о возможности заключения прямых договоров между пользователями и РСО.

Кроме того, законодательством РФ предусмотрен прямой порядок расчета потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.

Эти меры должны привести к повышению качества предлагаемых услуг и снизить непрозрачность расчетов между собственниками и данными организациями.

Однако, несмотря на это, вводимые меры не только имеют значительные плюсы, но и несколько усложняют потребителям условия расчета по коммунальным платежам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность

Сегодня за поставку на дом воды, света, газа и иных коммунальных ресурсов отвечают различные ресурсоснабжающие организации (РСО). Причем РСО заключает договор с отдельной управляющей компанией (УК) или переходит на прямые расчеты с жильцами многоквартирного дома, минуя УК. Что представляют собой ресурсоснабжающие организации и как с ними можно заключить прямой договор ресурсоснабжения, подробно рассказано ниже в статье.

Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование

Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:

Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.

Деятельность ресурсоснабжающей организации

Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.

Поставка услуг

В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление.

Транспортировка и обслуживание

РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:

  • избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
  • утилизация твердых и иных бытовых отходов;
  • установка телевизионных антенн;
  • обеспечение уличного освещения придомовых участков.

В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.

Может ли выступать исполнителем коммунальных услуг?

Согласно п. 17 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, РСО вправе быть и исполнителем коммунальных услуг в нижеприведенных ситуациях:

  • если многоквартирный дом находится на балансе УК (ТСЖ) — с даты принятия соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников до дня начала оказания различных коммунальных услуг ТСЖ или управляющей компанией;
  • если у МКД еще нет собственной управляющей организации (УК, ТСЖ) — со дня оформления договора о водо-, электро-, газо-, теплоснабжении и водоотведении;
  • в случае оформления с жильцами МКД прямых договоров на поставку воды, электричества, газа, отопления и света — со дня оформления такого документа;
  • если истек договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и УК (ТСЖ, ЖК) в части снабжения различными коммунальными ресурсами — на протяжении 30 дней со дня направления письменного уведомления (п. 3 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • после принятия протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ — с даты, указанной в этом документе.

Может ли УК выступать в роли ресурсоснабжающей организации?

Управляющая компания (УК) — это юрлицо, осуществляющее управление, эксплуатирование и содержание жилфонда на основании договора, оформленного между собственниками (пользователями) квартир и УК. В итоге, УК является посредником, высылающим квитанции на оплату различных коммунальных ресурсов, поставляемых РСО.

Поэтому, по общему правилу, УК не может выступать в роли РСО. Ведь эта организация сама не подводит различные коммунальные ресурсы к МКД.

Заключение договора

  1. Прямой договор ресурсоснабжения. Этот договор оформляется между жильцом МКД и РСО.
  2. Договор ресурсоснабжения, оформляемый с управляющей организацией (УК, ТСЖ).

Управляющая компания обязательно оформляет договор ресурсоснабжения с РСО. Ведь, согласно Письму Минстроя России № 35750-ОЛ/04 от 05 ноября 2015 года, оформление вышеуказанного документа является отдельным лицензионным требованием, предъявляемым к УК. Однако, помимо управляющей компании, такой договор с РСО могут оформить и сами жильцы многоквартирного дома.

С УК/ТСЖ

УК (ТСЖ) оформляет договор ресурсоснабжения с РСО в следующих ситуациях:

  • Для составления реестра показаний установленных индивидуальных приборов учета (газ, вода, свет), установленных в доме. При оформлении прямого договора с жильцами МКД эти сведения есть только у РСО.
  • В целях оценки качества различных услуг ЖКХ. Дело в том, что УК (ТСЖ) отвечает за качество тех коммунальных ресурсов, которые есть на территории квартир (вода, газ, свет, отопление). РСО же отвечает за качество услуг ЖКХ, предоставляемых до стены МКД и на придомовой территории.

Затем, УК (ТСЖ) нужно предъявить ресурсоснабжающей организации такие документы:

  • Оферту — на протяжении 7 дней после оформления с жильцами МКД договора управления (УК) или госрегистрации товарищества (ТСЖ) соответственно (п. 5 постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
  • Ксерокопии правоустанавливающих документов, заверенной руководителем УК (ТСЖ) — свидетельство о госрегистрации юрлица (ИП) и свидетельство ИНН (для ИП — личный паспорт). Управляющая компания также предоставляет соответствующую лицензию.
  • Протокол (решение) Общего собрания собственников, согласно которому жильцы МКД выбрали подходящую управляющую компанию или организовали ТСЖ.
  • Документы об установке и приемке соответствующих общедомовых приборов учета (при наличии).
  • Протокол (решение) Общего собрания собственников с указанием отдельного пункта о прямых расчетах с РСО (если есть).
  • Документация, подтверждающая факт подключения МКД к инженерной централизованной сети.

Договор ресурсоснабжения между РСО и УК (ТСЖ) вступает в юридическую силу с даты его подписания обеими сторонами.

В подобном документе может быть указан отдельный пункт о том, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до оформления такого документа, но не ранее образования управляющей компании или товарищества (ТСЖ).

Прямые договоры с жильцами МКД

Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года, прямой договор ресурсоснабжения заключается с каждым жильцом МКД в нижеприведенных случаях:

  • В случае принятия соответствующего официального протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с пп. 4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ.
  • После одностороннего отказа РСО от текущего исполнения договора, оформленного с УК (ТСЖ). Такое возможно только при наличии со стороны УК или ТСЖ двухмесячной задолженности (п. 7 ст. 157 ЖК РФ).
  • Если между РСО и жильцами МКД оформлен отдельный договор о сохранении порядка оказания и расчета услуг ЖКХ при смене УК или ТСЖ.
Читайте также:  Тарифы на электроэнергию в 2020 году для населения

Согласно п. 17(1) Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, договор ресурсоснабжения признается заключенным со дня оформления соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников. Ксерокопии протокола (решения) направляются в РСО на протяжении 10 дней со дня проведения такого организационного мероприятия.

В этот же срок оригиналы протокола предоставляются и в УК (ТСЖ). Затем, РСО направляет отдельное уведомление конкретному инициатору Общего собрания собственников. Таким образом, РСО официально уведомляет жильцов МКД о своем окончательном решении на протяжении 5 рабочих дней со дня получения ксерокопий протокола (решения) Общего собрания собственников.

Плюсы и минусы прямых соглашений

Прямые договоры с РСО считаются более выгодными по нескольким нижеприведенным причинам:

  1. Меньше посредников в виде УК (ТСЖ), то есть, более быстрое получение информации по коммунальным платежам.
  2. Снижается вероятность банкротства УК (ТСЖ) из-за долгов перед РСО. Ведь в результате банкротства управляющих организаций жильцы МКД в некоторых ситуациях сталкиваются с повышением тарифов и снижением качества коммунальных услуг.
  3. Расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ становятся более прозрачными. То есть, жильцы МКД смогут напрямую решать возникшие вопросы по коммунальным платежам с РСО, минуя УК.
  4. За УК сохраняется обязанность по осуществлению контроля за своевременной и качественной поставкой коммунальных ресурсов в дом. В итоге, собственники освобождаются от необходимости выяснять в РСО, почему нет той или иной услуги.

Ответственность

За качество поставляемых коммунальных ресурсов РСО несет различную административную ответственность. Если управляющая компания выявила факт нарушения качества определенных коммунальных ресурсов по вине РСО, то она должна предъявить суду существенные доказательства по такому делу, установленные ст. 55 ГПК РФ. Это могут быть:

За сервис ненадлежащего качества

За оказание услуг ненадлежащего качества РСО привлекают к различной административной ответственности. Так, за неисполнение ресурсоснабжающей организацией требований о направлении предложений об оснащении приборами учета используемых коммунальных ресурсов, установлена такая административная ответственность (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ):

  • штраф на соответствующих должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
  • начисление штрафа на юрлиц — 100 000-150 000 р.

Кроме того, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, за отказ или уклонение от установки различных общедомовых приборов учета РСО назначается такой штраф:

  • на должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
  • на ИП — 20 000-30 000 р.;
  • на юрлиц — 50 000-100 000 р.

Также, если по вине ресурсоснабжающей организации, например, надолго отключается электричество из-за проведения РСО профилактических работ, то жильцы МКД в подобной ситуации могут требовать проведения перерасчета или вправе отказаться от оплаты света в период проведения такой профилактики (п. 98 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года).

За неправильные расчеты

На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, за нарушение порядка расчета суммы коммунальных платежей, приведшее к необоснованному превышению такой суммы, РСО назначается соответствующий штраф. Сумма такого штрафа составляет 50% величины превышения начисленной суммы коммунальных платежей над размером той суммы, которая должна быть начислена по факту.

Согласно пп. 2 п. 155 Постановления Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, в случае неправильных расчетов различных коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация выплачивает штраф на протяжении 2 месяцев со дня получения обращения от потребителя услуг-жильца МКД. Таким образом, снижается размер ежемесячной платы за соответствующую услугу ЖКХ. Для проведения перерасчета необходимо направить письменное обращение в РСО.

По договору ресурсоснабжения РСО поставляет жильцам многоквартирного или частного дома различные коммунальные ресурсы. Причем такой договор с ресурсоснабжающей организацией вправе оформить как управляющая организация (УК, ТСЖ), так и сами жильцы многоквартирного дома. В случае некачественного оказания услуг или неверных расчетов РСО привлекается к различной административной ответственности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО. Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

К сведению

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Рисковые факторы

Распределение средств

Удобство оплаты

Дополнительные трудности

КритерийПреимуществаНедостатки
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямуюМожет снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцамиВозможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйствомПридется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачнымиВ процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Ресурсоснабжающие организации – что это такое

Что это означает и какая компания может ей стать?

Основной и наиболее распространенной формой организации управления и эксплуатации многоквартирных домов считаются управляющие компании или товарищества собственников жилья, ТСЖ.

В процессе деятельности по эксплуатации многоквартирных домов необходимы услуги по водоснабжению, теплоснабжению, канализации и удалению твердых бытовых отходов. Компании, основными функциями которых является оказание услуг по поставке коммунальных ресурсов, именуются ресурсоснабжающими организациями.

Ресурсоснабжающие компании являются юридическими лицами и практически всегда монополистами в городах, а тем более в сельской местности.

Тарифы на услуги населению для занимающих монопольное положение в сфере реализации бытовых услуг компаний подвергаются государственному регулированию. Государством установлен порядок установления и регулирования цен на коммунальные и бытовые услуги гражданам, правила начисления и порядок оплаты за услуги, оказанные поставщиками ресурсов.

УК для ресурсоснабжающих организаций выступают в роли заказчиков, а поставщики ресурсов для управляющих компаний выступают в роли подрядчиков, действующими на условиях заключенных договоров.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Организации, для которых основным видом деятельности является транспортировка и реализация определенных видов коммунальных ресурсов, называются ресурсоснабжающими организациями. К таким организациям относятся компании, оказывающие следующие услуги:

  1. Электроснабжающие сетевые и сбытовые компании.
  2. Водоснабжающие организации, водоканалы и фирмы, осуществляющие отвод сточных вод.
  3. Поставщики газа.
  4. Теплоснабжающие организации и поставщики угля для бытовых нужд.

Также, к поставщикам коммунальных ресурсов относятся и сетевые компании, обеспечивающие доставку определенного ресурса и эксплуатацию сетевого хозяйства.

Помимо основной деятельности по реализации того или иного ресурса, организации могут оказывать и другие, не противоречащие законодательству, услуги:

  1. Проводить профилактические работы по уничтожению различных насекомых и грызунов.
  2. Вывозить мусор и другие бытовые отходы.
  3. Обеспечивать доступ жильцов к антеннам общего пользования.
  4. Обеспечивать освещение дворовых площадок и подъездов.

Поставщики ресурсов обеспечивают транспортировку ресурсов непосредственно до узла приема ресурса, находящегося на границе разграничения балансовой принадлежности, ответственность за дальнейшую судьбу ресурса несут собственники жилья в лице УК или ТСЖ.

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Компания по управлению многоквартирными домами обеспечивает сохранность и нормальное функционирование инфраструктуры дома, выполняет посреднические функции между владельцами квартир и поставщиками материалов и услуг, обеспечивает начисление и сбор средств с жильцов и оплату поставщикам за приобретенные материалы и оказанные услуги.

Для жильцов и владельцев собственности в доме УК служит поставщиком услуг, а для поставщиков коммунальных услуг заказчиком, обеспечивающим оплату за оказанные услуги и поставленные материалы. Организация по управлению домом обеспечивает сохранность общедомового имущества, его эксплуатацию, обеспечивает планирование и организацию его ремонта.

Основной функцией ресурсоснабжающих компаний является поставка потребителям в соответствии и на условиях заключенных договоров определенного коммунального ресурса, исполнять обязанности управляющей компании не является их функцией.

Однако, по желанию владельцев жилья они могут оказывать услуги по поставке ресурсов по договорам, заключенным непосредственно с жильцами и получать оплату непосредственно от потребителей коммунального ресурса.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг

Имеется следующие формы обслуживания жилого дома:

  1. Привлечение компании для управления домом.
  2. Создание товарищества собственников.
  3. Управление домом собственниками без создания юридического лица.

Поставщики коммунальных ресурсов могут являться исполнителями коммунальной услуги, если дом управляется владельцами собственности и в случае, когда собственники дома не определились с формой его управления.

Правительством в постановлении о правилах предоставления коммунальных услуг определено, при каких обстоятельствах РСО может исполнять коммунальные услуги без участия посредников в лице УК и ТСЖ.

Виды договоров с РСО

Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование жилых домов, их инфраструктуры, обеспечить надлежащее состояние площадок и прилегающей к домам территории, необходимы различные услуги от РСО, чем и объясняется многообразие форм договоров.

Основными видами являются, конечно, договора поставки ресурсов, которые для компаний являются основным видом деятельности, примерами здесь служат договора на поставку холодной воды и отвод сточных вод, теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Договора поставки ресурсов имеют стандартную структуру, где изложены все существенные условия, перечень прав и обязанностей сторон, цены и тарифы, объемы и сроки поставки, формы и сроки платежей.

Ресурсоснабжающая организация – исполнитель коммунальных услуг?

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

– производят или приобретают коммунальный ресурс;

– отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;

– предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

– ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;

– а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное. Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правиламипредоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование названной нормы, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО Правилам предоставления коммунальных услуг в части:

– прав и обязанностей сторон договора;

– порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– ответственности сторон договора;

– оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Основная цель расширительного толкования – не допустить нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договорами. Необходимо отметить, что в тексте самих Правилпредоставления коммунальных услуг содержатся противоречия, которые не позволяют распространять их действие исключительно на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Например, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Однако данный пункт входит в противоречие со всей концепцией рассматриваемого документа. Так, исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги. В этих целях РСО осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). РСО не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности РСО, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом. Представляется, что это положение должно найти отражение в действующем законодательстве.

Еще один пример – разд. X Правил предоставления коммунальных услуг регулирует приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг. При этом в п. 82 впервые упоминается о приостановлении (либо ограничении) подачикоммунальных ресурсов. В пунктах 80, 81 речь идет только о коммунальных услугах.

Приведенные примеры показывают, что положения Правил предоставления коммунальных услуг относятся как к коммунальным услугам и, соответственно, связаны с деятельностью исполнителя, так и к деятельности РСО по подаче коммунальных ресурсов. В связи с этим позиция Минрегиона РФ по расширительному толкованию п. 8 рассматриваемого документа представляется целесообразной.

Нет никаких сомнений и в справедливости данного мнения. Дело в том, что какими правами и обязанностями не наделяли бы Правилапредоставления коммунальных услуг исполнителей, реальное осуществление этих прав и обязанностей напрямую зависит от РСО. На практике ТСЖ и управляющие организации всего лишь посредники между гражданами и РСО. И, как обоснованно отмечает Минрегион РФ в Письме от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07, исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Представляется, что собственники, напрямую выстраивающие отношения с РСО (при непосредственной форме управления), тем более имеют право требовать выполнения обязанностей исполнителя со стороны РСО.

Тем не менее приходится констатировать, что на практике разъяснения Минрегиона РФ не всегда воплощаются в жизнь. Этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести зависимость РСО от энергетического законодательства (например, порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии, установленный Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики[1], не соответствует порядку, предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг). Субъективизм проявляется в применении действующего законодательства судебными органами.

Обращаемся к арбитрам

Обобщение судебной практики приводит к выводу, что собственники помещений в многоквартирных домах вовсе не обращаются за судебной защитой и не просят возложить на РСО обязанности исполнителя коммунальных услуг. Они просто исправно оплачивают счета, выставляемые им этими организациями.

Тем не менее позицию арбитров относительно рассматриваемой проблемы можно проследить по спорам между РСО и Роспотребнадзором. Подобные дела – это как раз тот случай, когда государственный орган (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обратиться в суд за защитой неопределенного круга лиц (жителей конкретного дома). Особую актуальность это приобретает именно при непосредственной форме управления домом, когда другого представителя у собственников нет. Кроме того, нередко Роспотребнадзор выступает ответчиком в суде по искам РСО, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Так, Постановлением от 04.10.2007 № Ф08-6502/2007[2] ФАС СКО поддержал орган местного самоуправления и управление Роспотребнадзора, отказавших организации ВКХ согласовать режим подачи воды по графику. Ввести график подачи воды вправе организации водопроводно‑канализационного хозяйства на основании п. 85 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ[3]. Однако, как указали арбитры, в силу п. 3 указанного документа его нормы не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, положения п. 8 Правил предоставления коммунальных услугнаправлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемых ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг, а при отсутствии исполнителя – собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления домом) или собственниками жилых домов. В связи с этим предприятие, являющееся РСО, в отношениях водоснабжения граждан обязано соблюдать Правила предоставления коммунальных услуг.

Еще один пример, который хотелось бы привести, – Постановление ФАС СЗО от 05.11.2008 № А66-2701/2008[4]. В нем суд подтвердил обоснованность привлечения РСО к административной ответственности по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение достоверной информации об услуге, исполнителе. Арбитры выяснили, что компания по своим тепловым сетям поставляла в многоквартирные дома тепловую энергию и от своего имени выставляла квитанции на оплату оказанных услуг. Поэтому именно она является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Для целей применения ст. 8, 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» именно РСО является исполнителем, следовательно, признается субъектом ответственности.

Итак, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и РСО – исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном РСО не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг. Сомнения, возникающие на практике, могут быть объяснены в первую очередь несовершенством законодательной базы. Разрешение существующей проблемы видится во внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Не исключается и издание принципиально новых актов, способных урегулировать отношения с РСО.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

[2] В передаче в Президиум ВАС отказано (Определение от 08.02.2008 № 55/08).

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.

[4] Оснований для пересмотра дела в порядке надзора не имеется (Определение ВАС РФ от 10.02.2009 № 57/09).

Что такое ресурсоснабжающие организации и зачем они нужны?

Коммунальные блага, которые делают комфортным быт жителей многоквартирных домов, — свет, вода, тепло — предоставляют ресурсоснабжающие организации.

Что это такое, как и с кем происходит взаимодействие с ними, кто посредник, а кто исполнитель, порядок заключения договоров, в том числе напрямую, границы ответственности, особенности начисления платежей на общедомовые нужды в 2020 году — ответы на эти и другие популярные вопросы, связанные с деятельностью ресурсоснабжающих организаций, или РСО, можно узнать в этой статье.

Основные определения и понятия

Ресурсоснабжающая организация — это юридическое лицо, деятельность которого связана с оказанием, доставкой и продажей коммунальных ресурсов.

Взаимодействие между РСО и потребителями происходит по правилам, регламентированным в правовом поле Российской Федерации.

Ведение хозяйственных дел в многоквартирных жилых домах (МКД) является прерогативой управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но для полноценной организации быта жильцов подобным объединениям требуется помощь поставщиков коммунальных услуг. Они обеспечивают поставку ресурсов — воды, газа, электричества, тепла — к жилому помещению потребителей.

При этом договора на предоставление коммунальных услуг заключают представители жильцов МКД — УК и ТСЖ. Поэтому ресурсоснабжающие организации по отношению к потребителям являются подрядчиками, или контрагентами.

Зона ответственности ресурсоснабжающих организаций

РСО отвечают за предоставление гражданам следующих ресурсов:

  • электрической энергии;
  • водоснабжение;
  • обслуживание канализации;
  • тепловой энергии;
  • газоснабжения.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют твердое топливо, отвечают за транспортировку и обслуживание обозначенных ресурсов.

Дополнительно могут быть оказаны следующие виды услуг:

  • дезинсекция насекомых и грызунов;
  • вывоз мусора и твердых бытовых отходов;
  • предоставление доступа к коллективным телевизионным антеннам;
  • организация освещения придомовых площадок МКД.

Каждый из обозначенных ресурсов транспортируется и поставляется непосредственно к жилому помещению, всему дому.

Законодательное регулирование

Правовая оценка деятельности РСО заключается в том, что, являясь, по сути, юридическим лицом, но за счет многочисленного потребительского охвата, они становятся монополистами на рынке предоставления коммунальных услуг.

Правила, по которым производится предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом № 176 от 29 июня 2015 года;
  • постановлениями правительства РФ №№ 124, 307, 354 и 1498.

Правительство на государственном уровне регулирует деятельность ресурсоснабжающих организаций:

  • определяет порядок утверждения цен за коммунальные услуги;
  • рассчитывает тарифы на ни, приводит экономическое обоснование своим решениям;
  • устанавливает правила начисления денежных средств за потребленные ресурсы.

Кто может быть исполнителем коммунальных услуг

Может ли быть РСО и УК в одном лице

Как юридическое лицо управляющая компания отвечает за эксплуатацию, содержание и управление многоквартирными жилыми домами на основании соглашений, подписанных с жильцами.

Управляющая компания является посредником между жильцами и РСО. Она собирает денежные средства за оплату коммунальных услуг, которые предоставляет РСО.

По отношению к потребителям управляющая компания является исполнителем услуг и подрядчиком, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком, предоставляющим услуги на основании договора, подписанного с УК. Управляющая компания несет ответственность за эксплуатацию, планирование и проведение ремонтов в здании.

РСО самостоятельно не могут быть одновременно управляющими компаниями, так как их сфера деятельности ограничена предоставлением конкретного ресурса. Взять на себя функцию УК они не вправе.

Однако у потребителей есть право выбора, кому оплачивать расходы за потребленные ресурсы — напрямую в РСО или через посредника — УК. Для этого потребуется заключения прямого договора потребителя с РСО.

Особенности выполнения функции исполнителя коммунальных услуг РСО

Управление многоквартирным домом можно производить следующими способами:

  • управлением домом владельцами помещения МКД;
  • посредством создания ТСЖ или другого объединения;
  • с отдельным привлечением управляющей компании.

Управлением домом владельцами помещения МКД предполагает, что интересы потребителей будут представлять один из собственников квартиры. Решение об этом принимается на общем собрании жильцов. Лицо может действовать по доверенности.

Ресурсоснабжающая организация выбирается исполнителем услуг при следующих обстоятельствах:

  • в период смены способа управления;
  • если собственники еще не определились со способом управления МКД.

Постановлением правительства РФ № 354 установлены правила, которые определяют исчерпывающий перечень ситуаций, при которых РСО может быть исполнителем коммунальных услуг.

Порядок заключения договоров с РСО

Российским законодательством определено множество разновидностей договоров. Гражданское законодательство провозглашает свободу договора. Но в сфере предоставления коммунальных услуг есть свои нюансы.

Соглашение на поставку коммунального ресурса являются разновидностью договора купли-продажи. Обязанность УК заключать договора с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ.

А в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и постановлением правительства № 124 от 14 февраля 2012 года утверждены правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Управляющая компания по договору является ответственной за содержание общего имущества и предоставления собственникам жилых помещений коммунальных услуг. Для этого УК обращается в РСО с офертой на заключение договора о поставке определенного ресурса.

Это делается не позднее 7 дней после вступления в законную силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 дней с момента принятия решения о выборе УК.

К заявке прилагаются оригиналы и копии учредительных документов. Но даже если они будут предоставлены не в полном объеме или неправильно оформлены, РСО не вправе отказать в заключении договора.

О недочетах следует сообщить исполнителю в течение 5 дней после получения документов. На исправление дается 30 дней. Если к этому времени документы не будут исправлены и предоставлены новые, без ошибок, рассмотрение заявки может быть прекращено.

Нередко происходят ситуации, когда в РСО обращаются сразу несколько компаний по обслуживанию одного и того же дома. Заявка не будут рассматриваться до тех пор, пока региональный орган государственного жилищного надзора не выяснит, кто из обратившихся организаций действует правомерно.

Исполнитель может дать отказ от договора ресурсоснабжения, если у него имеется соглашение на поставку этого ресурса от другой организации.

Отказаться от заключения договора можно и в случае отсутствия технической возможности поставки ресурса в дом, так как объект не подключен к инженерно-коммуникационным сетям. Ответ с отказом направляется в РСО в течение 30 дней.

Ресурсоснабжающая организация имеет право отказать в заключение договоров на оказание услуг в следующих случаях:

  • отсутствие лицензии у УК на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом;
  • дом не подключен к инженерным сетям;
  • договор заключен с другой РСО.

Об отказе и обосновании причин должно быть уведомлено в письменном виде в течение 5 дней.

Предмет и содержание договора

Договор ресурсоснабжения вступает со дня подписания всеми сторонами. Датой начала работы считается дата начала поставки ресурса.

В соответствии с пунктом 17 постановления правительства № 124 от 14 февраля 2012 года к существенным условиям договора относятся:

  • предмет соглашения — вид ресурса, который будет поставляться в МКД;
  • дата начала поставки ресурса;
  • порядок определения объемов ресурса;
  • показатели качества коммунального ресурса;
  • суть определения цены с учетом тарифов;
  • порядок оплаты коммунальных платежей за ресурс, исходя из расчетного периода (обычно — один календарный месяц);
  • другие условия, определенные нормативно-правовыми актами в обрасти ресурсоснабжения.
  • В договоре обозначаются условия разграничения ответственности сторон за качество ресурса. Определяется порядок взаимодействия, если потребитель будет жаловаться на качество или объем.

    Прописываются условия обслуживания внутридомовых и централизованных сетей — кто за что отвечает. Обозначается порядок снятия и предоставления показаний приборов учета. Прописывается порядок действий и порядок расчетов, если счетчик неисправен.

    Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждены пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ.

    Особенности оформления прямых договоров с РСО

    В данный момент решается вопрос о предоставлении возможности перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Пользователи коммунальных услуг вправе оформлять подобные соглашения в следующих случаях:

  • если они являются владельцами частных жилых помещений;
  • если жильцами МКД на собрании был избран конкретный способ управления имуществом (такое решение обычно принимается в домах с небольшим количеством квартир, например, до 16);
  • услуг являются собственники нежилых помещений;
  • до вступления в силу нового договора;
  • есть значительная сумма задолженности перед РСО (более 3-х месяцев).
  • В рамках этих условий собственники квартир могут подписывать прямые договора и производить прямые расчеты с РСО. В этом есть и свои положительные моменты:

    • можно привлекать подрядчиков для заключения краткосрочных соглашений — это позволяет экономить средства при оплате коммунальных услуг;
    • отсутствует механизм коллективной ответственности — собственники жилья не страдают от неразумных действий соседей, должников;
    • пользователи не несут затраты на содержание штата УК;
    • снижается вероятность банкротства УК, т.к. на счета РСО средства поступают напрямую от пользователей.

    Существует и некоторые недостатки в переходе на прямые договора с РСО:

  • низкая эффективность при управлении многоквартирным домом;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.
  • для решения важных вопросов необходимо проводить частые собрания, на которых сложно бывает достичь консенсуса;
  • нет возможности проведения капитального ремонта МКД с привлечением финансовых средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • оплата за коммунальные услуги осуществляется потребителями в разных кассах и в различных местах.
  • Ответственность РСО за неправильный расчет

    Юридически границы ответственности с ресурсоснабжающими организациями обозначены в федеральном законе № 176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ», в котором обозначено, что ответственность за неверное начисление коммунальных платежей возлагается на исполнителя. При нарушении порядка начислений ответственность выражается в выплате 50 % от суммы финансовых недочетов.

    Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то на нее и выписывается штраф. Потребители должны направить обращение в письменном виде компании-исполнителю, в котором потребовать произвести перерасчет стоимости фактически предоставленных услуг.

    Если реакции на заявление не последует, необходимо жаловаться в Роспотребнадзор. Разбирательство можно также инициировать путем обращения в прокуратуру или в суд.

    Сфера ЖКХ по-прежнему остается самой проблемной в России. Управляющие компании часто банкротятся, увеличивается число просроченных платежей, услуги постоянно растут в цене, становясь необоснованно высокими, качество сервиса, наоборот, оставляет желать лучшего.

    Все эти проблемы и стали основанием для внедрения практики прямых расчетов. Правительство полагает таким образом повысить качество предоставляемых услуг и прозрачность расчетов.

    Порядок оплаты общедомовых нужд

    Чаще всего потребителей интересует, имеет ли право ресурсоснабжающая организация начислять ОДН (плата за общедомовые нужды).

    С 1 января 2017 года в платежных квитанциях исчезла строчка затрат на ОДН. С этого времени общедомовые нужды включаются в строку «За содержание общего имущества».

    Раньше к общедомовым нуждам относился перерасход по ресурсам (энергии, воды, газа, тепла). Теперь эти траты включены в состав оплаты за содержание жилого помещения.

    Изменилась и схема начисления общедомовых нужд. Ранее величина суммы определялась как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, которая распределялась пропорционально между всеми жильцами МКД. В 2020 году у начислений появились границы.

    Общая сумма не должна превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН. Затраты сверх соответствующего норматива возлагаются на УК и ТСЖ.

    Чтобы включить расходы за ОДН в платеж по содержанию жилого помещения, не нужно принимать решение на общем собрании жильцов МКД.

    При этом нововведения никак не отразятся на МКД с конкретным способом управления и домов, в которых собственники не определили способ управления. В этом случае прежняя схема расчетов за ОДН сохраняется.

    Заключение

    Сфера жилищно-коммунального хозяйства не стоит на месте: она меняется, совершенствуется. Одним из таких изменений стал выбор формы управления домом и исполнителя — поставщика коммунальных услуг.

    Жильцы вправе выбирать между управляющими компаниями, товариществами собственников жилья или прямым сотрудничеством с ресурсоснабжающими организациями.

    Главное — чтобы дома и квартиры были постоянно обеспечены поставкой ресурсов и качественными коммунальными услугами. Переход на прямое сотрудничество делает сферу расчетов более открытой и прозрачной.

    Ссылка на основную публикацию