Экологический налог в 2022 году для физических лиц

Новые налоги в 2022 году в России

Ожидаются ли новые налоги в 2022 году в России? Этот вопрос волнует всех налогоплательщиков, и система налогообложения Российской Федерации действительно будет претерпевать некоторые изменения. Все подробности – в статье.

Какие нововведения уже внедрены?

Правительство российского государства проводит преобразование налогового законодательства не первый год. И уже были внедрены такие изменения:

  • Увеличение НДС. Налог на добавленную стоимость в 2019 году вырос на два процента и стал составлять 20% вместо 18.
  • Юридические лица при электронной регистрации освобождаются от оплаты государственных пошлин.
  • Внедрение онлайн-касс позволяет юр. лицам и ИП не сдавать налоговые декларации, ведь вся отчётность в ФНС будет направляться автоматически в ходе использования специальных систем.
  • Юридические лица больше не уплачивают налоги на движимые виды имущества.
  • Осуществлять уплату налогов теперь можно в многофункциональных центрах (в МФЦ).
  • Перечень при применении индивидуальными предпринимателями патентов расширен.
  • Для работников ИП действуют фиксированные страховые взносы.

Но в 2022-ом году российское население также ожидают некоторые изменения, причём не всегда положительные.

Особенности и анализ налоговой политики

Последние новости гласят, что налоговая политика, проводимая российским правительством, вызвала неоднозначное мнение у россиян. С одной стороны, упрощение системы налогообложения одобряется россиянами: отслеживать и платить налоги уже стало проще, а с 2022-го года процесс может стать ещё более прозрачным и быстрым.

С другой стороны, повышение ставок по некоторым налогооблагаемым областям, вызывает негодование: налоговое бремя мешает получать полноценный доход и реализовывать планы. И особенно заметно нововведения затронули предпринимателей. Планировалось, что новая политика повысит деловую активность представителей среднего и малого бизнеса, но произошло иначе: наметился и продолжает наблюдаться стойкий отток финансов из данных отраслей экономики. Новые и имеющие небольшой денежный оборот компании не выдерживают нагрузки и закрываются.

Председатель ЦБ России Эльвира Набиуллина предложила депутатам Государственной думы подходить к разработке и рассмотрению предложений по увеличению налоговых сборов более ответственно и обдуманно. Повышение ставок, по её словам, неизбежно сократит доходы населения и, соответственно, понизит покупательский спрос граждан, что, в свою очередь, вызовет экономический спад.

Раскритиковал проводимую в сфере налогообложения политику и являющийся председателем счётной палаты Алексей Кудрин. Он отметил, что увеличение НДС было ошибкой, которая в обозримом будущем может запустить процесс обнищания россиян. Политик утверждает, что налоговое бремя для простых россиян нужно снизить.

Какие доходы будут облагаться налогами

С 2022-ого года перечень подвергающихся налогообложению доходов расширяется. В него будут входить:

  • дивиденды;
  • использование зарегистрированных авторских прав;
  • выплаты и назначения стипендий;
  • выплаты по страховым полисам;
  • продажа и сдача в аренду собственности (движимой и недвижимой);
  • операции с ценными бумагами;
  • прибыль от выполнения трудовых обязанностей;
  • использование автомобилей, а также административные взыскания за простой ТС;
  • страховые выплаты правопреемникам умерших граждан;
  • эксплуатация трубопроводов, линий электропередач и даже компьютерных сетей.

Не облагаются налогами в 2022-ом: различные государственные пособия (по инвалидности, безработице, родам и беременности), установленные законодательно компенсации, платы за донорство, алименты, безвозмездное оказание услуг, гос. премии за достижения в различных областях, социальная помощь, прибыль с продаж находившейся в собственности менее трёх лет недвижимости, оплата ухода за лицами с инвалидностью, материальная помощь на устранение последствий стихийных бедствий или на лечение, вознаграждения за призовые места в соревнованиях и конкурсах (при размере призов мене 4 000 руб.), реализация продукции сельского хозяйства в течение пяти лет с даты регистрации фермерства.

Изменения, которые ожидают физических лиц

Правительство подготовило несколько изменений в налогообложении для физических лиц, и некоторые начнут действовать как раз в 2022-ом году. Далее рассматриваются все нововведения, актуальные для россиян.

Ожидаются ли новые налоги

Какие налоги введут с 2022-го? Есть масса слухов о новых налогооблагаемых видах деятельности. Рассмотрим самые волнующие всех россиян и развеем все мифы:

  1. На скважины и колодцы. Многие владельцы коттеджей и частных домов, имеющие на собственных земельных территориях скважины, напряглись. Но они могут расслабиться, ведь на их источники водоснабжения налоги распространяться не будут. Зато с 1 января 2022 года предусматривается налог на скважины, используемые в коммерческих целях, вырабатывающие свыше ста кубометров в сутки, пробуренные до артезианского слоя и используемые для организации центрального водоснабжения. То есть нововведение распространится на товарищества садоводов и собственников недвижимости, и выплаты председатели наверняка будут собирать с членов обществ. Тарифы на 2022-ый год будут различаться по видам пользования водными ресурсами и географическим зонам.
  2. На пользование федеральными трассами. Услышав о таком изменении, практически все автовладельцы начали негодовать. Но собственников легковых машин такое нововведение не затронет. Этот налог распространяется на владельцев грузовиков, масса которых превышает 12 тонн. Если авто перемещается по дорогам, имеющим федеральное значение, то за каждый километр пути будет взиматься по 3,73 рубля. Эту сумму будет уплачивать владелец грузовика или водитель, если машина принадлежит иностранцу. Конечно, система под названием «Платон» существует уже несколько лет, но теперь с 2022-го года взимаемые ею сборы будут включаться в российский Налоговый кодекс.
  3. Налоги для самозанятых. Если гражданин ведёт маленький не зарегистрированный официально бизнес или же оказывает услуги в частном порядке, то в 2022-ом году его доходы планируется вывести из тени и обложить налогом. Если трудящийся россиянин не имеет ни работодателя, ни сотрудников в подчинении, но при этом осуществляет приносящую прибыль деятельность, он расценивается как самозанятый. Он должен будет зарегистрироваться в ФНС, подтвердив свой статус, и выплачивать налоги. Ставка составит 4%, если доход приносит сотрудничество с физ. лицами и 6%, если оплата поступает от юридических лиц. Пока закон, регламентирующий налогообложение для самозанятых, действует в пилотном режиме и всего в нескольких российских субъектах (в Татарстане, столице и Московской области, а также в Калужской области). Но с 2022-го года планируется расширить географию и, возможно, охватить всю Россию.

Какие налоги будут меняться?

Некоторые сферы налогообложения будут корректироваться, причём весьма существенно. Россиян ожидают повышенные тарифы, пересмотр системы расчётов ставок и прочие нововведения. Далее все грядущие изменения рассматриваются подробно.

Транспортные налоги

На данный момент ставка транспортного налога устанавливается местными муниципалитетами субъектов с учётом мощности автомобиля: чем больше лошадиных сил, тем больше платит автовладелец. Но с 2022-го система расчётов может сильно измениться.

С 2022-го года расчёт налога может осуществляться по пробегу авто: чем больше транспорт проехал, тем больше должен платить его владелец. И если данное нововведение будет утверждено правительством, то налоги будут взиматься с собственника прямо в момент покупки бензина, что весьма удобно, но исключит вероятность уклонения от обязательных налоговых платежей. И на новую машину формально будет начисляться меньше налогов.

К сведению! В Госдуме давно обсуждается возможность полной отмены транспортного налога. Но даже если подобный законопроект будет разработан и утверждён, это не означает, что автовладельцы полностью освободятся от уплаты. Транспортный налог в будущем, возможно, заменится экологическим сбором, который будут обязаны перечислять в российскую казну все собственники машин, загрязняющие окружающую среду. В дополнение таких платежей может быть внедрено платное использование автотрасс.

С 2022-го года могут внедряться повышающие коэффициенты. Первая группа затрагивает возраст машины. Чем она старше, тем выше будет ставка, ведь по мере эксплуатации увеличиваются объёмы выхлопов, возрастает уровень издаваемого шума. Вторая категория коэффициентов может распространиться на стоимость авто. Так, если машина стоит более 3-х млн. рублей и служит не дольше трёх лет, базовая ставка будет умножаться на 1,1. При стоимости автомобиля свыше 15 млн. и сроке службы до 20-и лет коэффициент составит 3.

Так как система налогообложения для транспорта регламентируется на местных уровнях муниципалитетами субъектов, базовые новые ставки устанавливаются для каждого региона отдельно. Также могут внедряться повышенные тарифы. Так, обсуждалась возможность увеличения ставки для второго и каждого последующего авто в одной семье.

Свежая информация гласит, что льготы для транспортных налогов в 2022-ом году, скорее всего, сохранятся. Они будут действовать для:

  • находящихся в угоне авто;
  • занятых в сельском хозяйстве транспортных средств;
  • применяемых в промышленности и имеющих мощность до пяти лошадиных сил машин;
  • используемых в рамках соц. программ машин (при мощности ниже ста лошадиных сил);
  • родителей детей с инвалидностью;
  • опекунов сирот;
  • многодетных семей.

Последние три пункта могут входить в состав льгот по решению региональных властей.

Уплачиваемый с заработной платы НДФЛ сохранится для рядовых сотрудников, являющихся резидентами российского государства, на том же уровне. Ставка по-прежнему будет составлять 13%.

Для нерезидентов РФ будет действовать единая ставка, актуальная для граждан – 13%. Специальные показатели устанавливаются для:

  • процентов по облигациям – 9% (вероятно возрастание до 12%);
  • дивидендов, перечисляемых российскими компаниями нерезидентам – 15%;
  • выигрышей и процентов по рублёвым вкладам (с прибылью, превышающей максимальную, рассчитанную по ставке рефинансирования с прибавлением пяти пунктов) и по валютным (при процентных начислениях свыше девяти процентов) – 35%;
  • прочих доходов – 30%.

Полезная информация! Депутатами предлагалось ввести дифференцированные ставки для разных размеров доходов: до 100 тыс. за год – пять процентов, от ста тыс. до 3-х млн. – стандартные 13%, от трёх до десяти миллионов – 18%, а свыше 10 млн. – 25%. Но пока такое нововведение не было поддержано, хотя в будущем оно, возможно, будет реализовываться.

На недвижимость

Ранее налоги на недвижимость начислялись на инвентаризационные цены недвижимых объектов, но в 2022-ом году ставка рассчитывается по кадастровой стоимости, которая будет на порядок, а иногда и в разы выше инвентаризационной. Для физических лиц ставка составляет 0,1%, а для объектов со стоимостью свыше 300 млн. или относящихся к коммерческой категории – 2%.

Для пенсионеров

Для пенсионеров действуют льготы. Так, их пенсии не облагаются НДФЛ. А неработающие вышедшие на законный отдых граждане освобождаются от уплаты имущественного налога на жилплощадь (при площади до 50 квадратов и стоимости до 300 млн.), транспортного и земельного (льготные условия распространяются на один объект площадью до шести соток).

Нововведения, распространяющиеся на юридических лиц

Лиц, имеющих статус юридических, также ожидают некоторые нововведения. Одни неизбежно повысят налоговую нагрузку, другие же упростят отчётность и даже помогут сэкономить. Рассмотрим все грядущие в 2022-ом году изменения:

  1. Экологический налог, уплачиваемый предприятиями, загрязняющими окружающую среду. Такой сбор существует и сегодня, но он с 2022-ого года будет входить в Налоговый кодекс и обретёт фиксированную ставку.
  2. Увеличение предельной базы для страховых взносов – суммы заработка сотрудника, с которой могут выплачиваться налоги. Этот показатель будет увеличен на 10%.
  3. Пенсионные взносы будут составлять в 2022 году 22%. То есть льгота, действовавшая до 2019-го, продлится.
  4. Появится новый увеличенный ЕНВД, который с 2022-го будет уплачиваться с иных сумм. Размер фиксирован, но если учесть коэффициент инфляции, равный 2,009, то можно прийти к выводу, что прирост налога составит 5%.
  5. Для упрощенцев, то есть предприятий, работающих по упрощённой системе налогообложения, льготная ставка 20% прекратит действовать. То есть с 2022-го года показатель вырастет до стандартных 30 процентов.
  6. Для ИП повысятся налоги: взносы вырастут на 10%. Но вычисляться они будут с учётом всех текущих расходов, а не только по доходам, как было раньше.
Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи квартиры более 3 лет в собственности?

Прочие нововведения

Есть и новые правила, которые будут использоваться с 2022-го года:

  1. Единый налоговый платёж. Теперь граждане смогут сразу перечислять и имущественные налоги (транспортный, земельный), и НДФЛ.
  2. Информирование. В компетенцию Федеральной налоговой службы войдут регулярные оповещения граждан о начисленных налогах, долгах и недоимках. ФНС будет информировать налогоплательщиков по их письменным согласиям не чаще раза в квартал посредством электронных писем, СМС-сообщений или прочих способов связи.
  3. Взыскания задолженностей. В 46-ю статью Налогового кодекса внесены поправки, согласно которым решения о взысканиях задолженностей с граждан будут приниматься только при сумме долга, превышающей 3 000 руб. (или при меньшей сумме, не выплачиваемой в течение периода дольше трёх лет).
  4. Возврат переплат. С 2022-го года отменяется ограничение, согласно которому зачитаются (возвращаются) переплаты только по налогам той же категории.

Налоги и сборы в России в 2022-ом году будут рассчитываться по-новому, но далеко не все. И теперь вам известны все особенности налогообложения.

Налог новый, экологический. С 2022 года

С 1 января 2022 года Налоговый кодекс пополнится новым налогом — экологическим. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков сохранится на прежнем уровне. Но жизнь показывает — он повысится. В этой статье разберемся, к чему готовиться уже сейчас, и как не стать налогоплательщиком экологического налога с негативными последствиями.

Новый законопроект практически дублирует существующую ст. 16 ФЗ закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): остаются неизменными налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки и коэффициенты, налоговый период. Откуда же берется рост налоговой нагрузки?

По данным Коллегии Счетной палаты за 2017 год исполнение доходов федерального бюджета, администрируемых Росприродназором, составило 3,8 млрд рублей, или 44,2% от первоначального прогноза.

Было признано, что Росприроднадзор собирает деньги в бюджет плохо. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2022 и 2022 годов», администрирование ФНС страховых взносов привело к росту их поступления на 7,2% (или 455,7 млрд рублей) по сравнению с 2016 годом, при этом темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы. Таким образом, выбор сборщика платежа предопределен — ФНС, демонстрирующая постоянный рост поступлений денег в бюджет. В Росприроднадзоре, правда, попытались заметить, что если экологический налог будет собирать ФНС, то уж на природу он точно не пойдет, но аппаратный вес Росприроднадзора даже близко не стоит с налоговиками.

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 27-28 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Теперь необходимо обратиться к теории, что важно для дальнейшего понимания проблемы. Ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» подразделяет объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: 1 — значительное, 2 — умеренное, 3 — незначительное и 4 — минимальное. Категории определяются на основании Постановления Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, в частности для отнесения к 4 категории требуется наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды. Если их нет — нет и платы за НВОС, об этом, в частности, говорится в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354: «Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС».

Указанная позиция верна, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается) — Письмо Росприроднадзора от 20.03.2017 N ВС-06-02-29/5525 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

П. 1 ст.1 главы «Экологический налог» определяет налогоплательщиков как организации и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии критериев объекта НВОС, организации и ИП налогоплательщиками не являются (например, грузовые транспортные средства не являются стационарными источниками выбросов и не являются объектами НВОС). П.2 этой же статьи указывает, что не являются налогоплательщиками организации и ИП, осуществляющими деятельность на объектах 4 категории при условии подтверждения соответствующим свидетельством о постановке на учет.

Отсюда возникает несколько проблем:

1. Необходимо определить является ли объект оказывающим НВОС.

2. Если да, получить свидетельство о постановке на учет объекта 4 категории.

По данным полученным через портал Росприроднадзора «ПТО УОНВОС», в настоящее время в федеральном реестре объектов НВОС зарегистрировано 91 223 объектов, в региональном — 158 805, итого 250 028 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 134 807 объектов были поданы, но отклонены Росприроднадзором, как не соответствующие критериям НВОС.

Ответственность за не постановку объекта НВОС предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ (от 30 до 100 тысяч рублей). С 2022 года ответственность будет наступать уже по п.2 ст.116 НК РФ: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям. Санкция — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Много ли объектов не поставлено на учет сказать сложно, но, например, в декабре 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 37 дел по ст. 8.46 КоАП РФ. Все решения вынесены в пользу Росприроднадзора (в подавляющем большинстве это штраф 30 тысяч рублей). Отметим, что если Росприроднадзор вел учет объектов НВОС, то налоговики будут вести учет налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Это же положение содержится в ст.1 главы Экологический налог.

П. 2 ст. 3.1. главы «Экологический налог» определяет налоговую базу, как объем или массу фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

В судебной практике и сейчас встречаются споры по определению объема отходов и их превышения установленным лимитам: например, АС Республики Татарстан 01.08.2018 вынесено решение по делу № А65-41566/2017, которое интересно своей типичностью. Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд с заявлением к ООО о взыскании 1 911 520 руб. 04 коп. платы за НВОС за 2014 г. В ходе проверки был выявлен факт размещения обществом на полигонах отходов в большем объеме, чем указано организацией в отчете за спорный период. Ответчик пытался возразить, что Росприроднадзор не доказал наличие у общества отходов в указанном объеме, к тому же общество не является собственником отходов и, как следствие, лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как передало отход специализированной организации для размещения на полигоне.

Интересны выводы суда, которые несложно переложить и на налоговые споры после 2022 года: факт несоответствия количества строительного материала, приобретенного обществом, и количества размещенных в последующем отходов не опровергает достоверность актов передачи отходов третьему лицу. Для целей Закона не имеет определяющего значения количество имевшихся строительных материалов равно как установление причинно-следственной связи между количеством построенных обществом объектов и массой образовавшегося в результате такого строительства отходов. Ключевое значение придается количеству размещенных отходов, которое в рассматриваемом случае подтверждается актами самого общества, составленными в рамках договорных отношений с третьим лицом.

К тому же специализированной организации отходы были переданы по договору оказание услуг по сбору отходов в целях их дальнейшего размещения. Условия о передаче отходов в собственность третьего лица названный договор не содержит. В связи с этим прием отходов третьим лицом для их дальнейшей транспортировки и передачи для размещения не влечет за собой переход к третьему лицу права собственности на них, а значит плату за НВОС должен осуществлять их собственник.

Правда, Росприроднадзор не смог доказать, что образовавшаяся разница отходов представляет собой бой бетонных изделий и расчет платы по наиболее высокой плотности отходов оказался необоснованным и неверным. С организации взыскали 594 тыс. рублей.

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Вообще, глава Экологический налог усеяна отсылочными нормами к природоохранному законодательству, что дает возможность государству в будущем, не меняя положения НК РФ и «не повышая» налоговой нагрузки, вносить изменения в природоохранное законодательство (на уровне Постановлений Правительства), ужесточая требования к НВОС, производственному экологическому контролю, перечню загрязняющих веществ и т.д. Открытым остается и вопрос квалификации сотрудников ФНС при проверке правильности исчисления экологического налога, имплантации экологического налога в автоматизированные системы контроля ФНС и т.д.

Конечно, природу необходимо беречь, а негативный эффект от экологического налога даже близко не приблизиться к эффекту от роста НДС до 20%, но в совокупности со снижением покупательской способности населения и ростом инфляции, помноженном на усиление фискальной функции ФНС — бизнес (прежде всего производство и стройка) получат дополнительный рост налоговой нагрузки.

Об экологическом налоге, НДС 20%, а также легальных способах оптимизации налогообложения мы подробно говорим на расширенном закрытом семинаре 27-28 сентября 2018 года в Москве. Приходите!

Новые налоги с 1 января 2022 года

Содержание:

Порядок налогообложения меняется ежегодно. С 1 января вводятся новые налоги, увеличиваются или отменяются (это бывает реже) старые платежи, корректируются способы отчетности. Не будет исключением и 1 января 2022 года. В новом отчетном периоде организациям придется платить целый ряд обновленных налогов и отчитываться по измененным правилам. Для граждан также начнут действовать новые нормы и правила.

С января 2022 года по всей стране введут абсолютно новый налог — налог на профессиональный доход. Он же налог на самозанятых лиц. Раньше налог на самозанятых использовался как пилотный проект и взимался только в четырех регионах России. Теперь его будут платить все субъекты РФ.

Читайте также:  Что делать, если не пришло налоговое уведомление?

При этом сами работающие граждане пока не очень хорошо понимают, что это за система и могут ли они перейти на самозанятость. Если вы хотите платить не 13% подоходного налога, а от 4% до 6% налога на самозанятых, оформляйте такую трудовую форму — и вперед, начинайте экономить! Помогут в этом профессиональные юристы. Юридическая поддержка в этом вопросе крайне важна, так как это новый вид занятости, и сами налоговики не всегда готовы ответить на вопросы о возможности оформления льготного режима. Профильный специалист же поможет не только в подборе вида деятельности, но и в оформлении самозанятости.

Нет времени читать статью?

Новое в налогообложении — юридические лица и индивидуальные предприниматели

Каждый новый рабочий год начинается с налоговых нововведений. Бухгалтеры, экономисты и расчетчики выходят на работу после новогодних праздников и занимаются тем, что читают краткие обзоры и подробные аналитические статьи обо всех изменениях в сфере налогообложения. В этом году ничего не изменится — нет, не в налогах, а в первом рабочем дне финансовых специалистов. С 1 января 2022 года вступит в силу целый ряд существенных обновлений налоговой системы.

Новое ожидается не только в порядке расчета и подачи отчетности, но и в самих налогах. Это довольно редкое явление, ведь обычно ФНС меняет ставки, налоговые формы и инструкции. В этом же году все будет иначе — налоговики ввели новые отчеты, упразднили старые и даже изменили правила начисления НДФЛ. Вот все новые правила и важные изменения в налогах с 1 января 2022 года, которые коснутся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Увеличение МРОТ. Минимальный размер на федеральном уровне вырастет до 12 130 рублей. Региональные власти вправе устанавливать свой МРОТ, но не ниже федерального. Что это значит для работодателей? Что ниже этого значения зарплату платить нельзя. А повышение зарплаты — это повышение налогов. Влияет МРОТ и на величину пособий по нетрудоспособности. Кстати, увеличивается и предельная база по страховым взносам — на 10%. Готовьтесь к повышению страховых отчислений.
  2. Пожалуй, самое кардинальное изменение — приравнивание нерезидентов к резидентам в части взыскания подоходного налога. Теперь с доходов нерезидентов взимают не 30% НДФЛ, а 13% подоходного налога — так же, как и у граждан России.
  3. Фиксация пенсионных взносов (сборы на обязательное страхование) на уровне 22%. Страховые взносы теперь относятся к юрисдикции Федеральной налоговой службы (ФНС), так что их изменение напрямую влияет на величину сборов.
  4. Рост акцизных налогов на 10%. Все подакцизные товары подорожают (особенно алкоголь и сигареты), так как производителям и реализаторам придется платить акцизов на 10%. Также увеличится акцизный налог на топливо.
  5. Единый налог на вмененную деятельность (ЕНВД, вмененка) вырастет на 5%. В ближайшее время законодатели и налоговики откажутся от вмененного налога полностью и уже принимают меры для перехода бизнеса на другие режимы. С 01.01.2022 нельзя будет реализовывать маркированные товары и платить ЕНВД.
  6. Изменится и патентный налог. Теперь можно получать патент в течение всего отчетного периода и на любое количество дней. Патент ежегодно обновляется — его нельзя продлить на новый год, следующий за отчетным. И с 01.01.2022 ограничат виды деятельности для ПНС. Нельзя оформить патентную систему, если вы реализуете маркированную продукцию: лекарственные средства, меховые изделия, одежду и прочие категории, подлежащие обязательной маркировке.
  7. Увеличивается и налог для упрощенной системы налогообложения (УСН). Вместо 20% упрощенцы будут платить 30%. В 2022 планируют ввести новый льготный режим УСН-онлайн.
  8. Индивидуальные предприниматели будут платить на 10% больше налогов за себя. Теперь взносы рассчитываются с учетом расходов: по схеме «доходы минус расходы».
  9. Всеобщее применение налога на самозанятых лиц. Единый налог на профессиональную деятельность (страховые взносы перечислять не нужно) будут платить все, кто перейдет на такой режим. Размеры взносов таковы: 4%, если доход поступает от физического лица и 6% — если от организации. Главное — соблюдайте ограничения по доходу и видам разрешенной деятельности. Совокупный годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей.
  10. Налог на движимое имущество больше платить не нужно (325-ФЗ от 29.09.2019). Его упразднили. Однако взамен вводится новое правило — все налогоплательщики обязаны перечислять налог на имущество по кадастровой стоимости с недвижимых объектов. Работает это так: если у компании есть любая недвижимость, оцененная по кадастру, платится имущественный сбор. Это касается и льготников — для них также станут обязательными имущественные взносы по кадастровой стоимости. Правда, для упрощенцев действует пониженная ставка — 0,5% вместо 2%. Налог на недвижимое имущество по инвентаризационной стоимости организации на специальных режимах не платят.
  11. Изменились сроки уплаты земельного и транспортного налога — заплатите их до 1 марта. Это же, кстати, касается и физических лиц.
  12. С 01.01.2022 не нужно сдавать декларации по земельному и транспортному налогу, а также расчет аванса по имущественному взносу. Оплату аванса по имуществу никто не отменял. Теперь ФНС присылает уведомление о сумме сбора, а налогоплательщик перечисляет ее в бюджет. Если уведомление не пришло, вам нужно самостоятельно уведомить налоговую службу о наличии налогооблагаемых объектов.
  13. Вступят в силу новые налоги: экологический, за пользование автомобильными дорогами федерального назначения, и на операторов сети связи общего пользования. Экологический сбор ранее взимал Росприроднадзор, теперь взнос передан в ФНС. По сути это аналог платы за негативное влияние на окружающую среду (даже рассчитывается так же). Сбор за пользование дорогами взимается за проезд транспорта массой свыше 12 тонн (расценка 3,73 рубля за километр пути). Налогообложение операторов связи ведется по ставке 1,2 % от доходов организации связи.
  14. Увеличится утилизационный сбор. Теперь производителям и продавцам (а также некоторым владельцам транспортных средств) придется платить фактически вдвое больше при ввозе машины из-за рубежа, при производстве машины в России или при приобретении автомобиля, если собственник ранее не оплачивал утилизационный сбор. Новые коэффициенты можно посмотреть на официальном сайте Минпромторга.
  15. Готовится новый налог — гостиничный сбор. Его утвердит статья 33.1 НК РФ (пока находится в разработке). Гостиничный сбор будут платить не туристы, а владельцы гостиниц и отелей — организации и индивидуальные предприниматели. Этот взнос заменит курортный сбор, который сейчас платят граждане.

Вот основные изменения. С 01.01.2022 будет принято много законопроектов, которые кардинально изменят работу и организаций, и индивидуальных предпринимателей. И к нововведениям лучше подготовиться заранее.

Изменения по налогам для граждан

Главное изменение — снижение ставки НДФЛ для нерезидентов. И если для работодателей и налоговых агентов это скорее минус, то для самих плательщиков однозначный плюс — они получат больше доходов после налогообложения.

Другое важное изменение — возможность перехода на самозанятость для жителей всей страны. Этот новый режим снизит налоги всех тех людей, которые работают на себя без образования ИП.

Другие новости не столь существенны, но, тем не менее, о них стоит знать. С 2022 года информирование граждан будет осуществляться посредством СМС-сообщений и электронных писем. Если вы согласитесь с такой формой оповещения, налоговики начнут присылать сообщения в электронной форме, а не на бумаге.

С апреля 2022 решение о взыскании небольших сумм налогового долга (не более 3000 рублей) будут принимать в течение 2 месяцев с даты истечения трехлетнего срока. С октября 2022 граждане (и организации) смогут зачитывать образовавшуюся переплату на любые виды сборов.

Появился ли новый экологический налог для физлиц с 1 января 2022 года

В 2022 году правительство предложило ввести экологический налог, который заменит собой сбор за негативное воздействие на окружающую среду. В первую очередь этот налог возлагается на бизнес, который оказывает отрицательное воздействие на экологию. Однако и в отношении физических лиц в некоторых ситуациях налог может действовать.

Вступил ли в силу новый экологический налог для физлиц с 1 января 2022 года, что означает этот налог, за что он будет взиматься и в какие сроки.

Появление экологического налога в России не связано с тем, что государство хочет снова залезть в карман своих граждан. Суть немного в другом.

В России существует множество неналоговых платежей в виде сборов, в том числе сбор за негативное воздействие на окружающую среду. Его оплачивают ИП и организации, деятельность которых приводит ко вредным выбросам в атмосферу, вредным сбросам сточных вод, появлению вредных отходов производства и т.п.

Правительство постепенно наводит порядок в законах и меняет статус неналоговых платежей на налоговые.

Если при этом сумма сбора, ставшего налогом, не увеличивается, то по сути для тех, кто обязан его оплачивать, ничего не меняется. В случае с экологическим налогом чиновники клятвенно заверяли, что его сумма будет соответствовать сумме сбора, который отменяется.

Наведение порядка в сфере налогов и сборов выгодно и самому государству, и плательщикам налогов. Для государства выгода состоит в том, что налоги взимаются более эффективно, чем сборы.

В этом кроется некоторый минус для тех, кто хочет уклониться от уплаты сбора. Плюс для бизнеса состоит в том, что законодательство становится более понятным и прозрачным — информация обо всех налогах содержится в одном документе, Налоговом кодексе РФ.

В широком смысле этого определения — нет. Обычные граждане платить экологический налог не будут.

Конечно, можно трактовать как экологический налог новую плату за вывоз мусора, которая появилась с 1 января 2022 года. Но это все же слишком вольная трактовка.

Хотя новая плата за вывоз ТБО и объясняется борьбой за экологию, от понятия экологического налога она далека.

Что касается экологического налога на курильщиков и другие подобные предложения, то пока это — скорее сотрясание воздуха. В какие-то конкретные законопроекты это не выливается.

Распространяется ли экологический налог на физических лиц или нет, расходятся мнения даже у юристов. С одной стороны, СМИ с отчасти юридической специализацией вроде “Российской газеты” перечисляют физлица как плательщиков экологического налога в некоторых обстоятельствах.

С другой стороны, эксперты компании “Консультант” однозначно говорят — нет, физические лица платить экологический налог не должны.

Разница в мнениях объясняется тем, как относиться к индивидуальным предпринимателям. ИП будут должны платить экологический налог, если оказывают негативное воздействие на экологию.

При этом ИП юридическим лицом не является.

Физическое лицо без статуса ИП экологический налог платить не будет. В случае с ИП и юрлицами все зависит от того, какой деятельностью они занимаются.

Вступил ли в силу экологический налог с 1 января 2022 года

Нет, такой налог может появиться не ранее 2022 года. И то при условии, что закон о нем вообще будет принят.

Налоговым периодом по экологическому налогу станет календарный год. Отчитываться по этому налогу организациям и ИП, которые должны его платить, придется каждый квартал.

Если ИП работает на спецрежиме, то отчетность будет подаваться один раз в год.

Налог будет оплачиваться авансовыми платежами. Крайняя дата уплаты налога — 10 число следующего месяца после отчетного периода.

Однако по итогам года крайняя дата — 10 марта.

Читайте также:  С чего можно вернуть 13 процентов: перечень в РФ

Авансовые платежи за квартал будут рассчитываться как 25% от общей суммы налога за предыдущий год. По завершении года нужно будет доплатить разницу, если сумма оказалась выше.

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2022 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2022 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложенияНе объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источникаминегативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных водразмещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасностинакопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Экологический налог в 2022 году

В начале 2022 года в Налоговом кодексе РФ произойдет очередное важное изменение. Министерство финансов уже подготовило законопроект о налоге, заменяющем нынешний сбор за нанесение вреда экологии для физических лиц, индивидуальных предприятий и организаций. Подобная инициатива не могла пройти незаметно и не встревожить простых россиян, ведь это уже пятый новый налог, который правительство России собирается внедрять с 2022 года!

Обсуждение экологического налога началось еще в 2018 году на Всероссийском налоговом форуме. Сейчас деньги за загрязнение окружающей среды уплачиваются в форме сбора. Как заявила Елена Лебединская, директор Департамента доходов, для неналоговых платежей уже пытались составить единый закон, но идею реализовать не получилось. Было решено выделить все сборы, которые по структуре больше напоминают налоги, и кодифицировать их в Налоговый кодекс. Новый законопроект уже разработан и вступит в силу 1 января.

Каким будет экологический налог в 2022 году?

Налог на экологию практически ничем не отличается от нынешнего сбора за неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Не изменились ни списки налогоплательщиков, ни объекты налогообложения, ни налоговая база, ни даже ставки и коэффициенты! Ну а причиной замены платежа на налог стала недобросовестная уплата сборов предприятиями. Пока что за постоянную неуплату компания может понести лишь административную ответственность. Но после введения налога должников подвергнут уголовному преследованию. Таким образом Минфин планирует стабилизировать вливания в бюджет государства.

Размер налога будет определяться для каждого предприятия индивидуально. Чтобы рассчитать налоговую базу, необходимо учесть несколько параметров:

  • общий объем вредных веществ, выброшенных в атмосферу и воду;
  • общий объем отходов, полученных вследствие производства и потребления.

Причем налоговая база должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из полученных данных по:

  • каждому стационарному источнику выбросов;
  • каждому загрязняющему экологию веществу;
  • каждому классу опасности производственных и потребительских отходов.

Вычисления производятся, исходя из каждой тонны вредных веществ на конкретный налоговый период. Также сохраняются вычеты из итоговой суммы в размере 70%, если плательщик озаботился “зелеными” технологиями и компенсировал негативное влияние своего производства на окружающую среду. Если же загрязнения превышают установленные государством объемы, то к платежу применяются коэффициенты, которые повышают итоговую сумму уплаты.

Декларацию отправляют в налоговую, относящуюся к месту пребывания налогоплательщика. Сама декларация представляется только в электронном виде. Срок отправки документов – до 25 марта следующего налогового периода.

Кого коснется экологический налог?

Экологический налог предусмотрен только для физических лиц, организаций, а также ИП, деятельность которых наносит серьезный вред природе. От уплаты освобождаются организации и физлица, расположенные на объектах 4 категории, или производящие только твердые коммунальные отходы. При этом нужно учитывать, что не каждый объект и предприятие обяжут выплачивать налог на экологию. Предприятие не облагается налогом, если оно:

  • финансируется государством;
  • располагает свои отходы в местах, не вредящих окружающей среде;
  • накапливает отходы для утилизации и обезвреживает их в течение 11 месяцев со дня появления.

Реакция россиян

Самая бурная реакция на внедрение нового налога поступила со стороны бизнесменов. Предпринимателям не понравилась перспектива увеличения сумм, которые они и без того выплачивают государству. Кроме того, многим показалась неудачной идея отмены самостоятельной утилизации отходов. Ряд некоммерческих ассоциаций даже отправили письмо на имя Дмитрия Медведева. Они предложили оставить предприятиям право на самостоятельную утилизацию, ведь такая схема устранения отходов является действенной и никому не вредит.

В августе 2018 года Минфин опубликовал Разъяснение «По законопроекту об экологическом налоге». Министерство отметило, что россиянам не стоит бояться новых платежей за экологический ущерб. В ответ на опасения об увеличении налоговой нагрузки ведомство подчеркнуло, что ставка экологического сбора сохранится прежней и не будет расти. Ну а самые бережливые предприятия смогут сократить размер налога при помощи компенсации наносимого ущерба.

Также Елена Лебединская сообщила, что на одном из собраний рассматривалось предложение осуществлять переход от неналогового сбора к налоговому не в одну волну, а в течение десятилетнего периода. Она отметила, что никто не хочет ни резкого внедрения уголовной ответственности, ни ввода репрессивных мер контроля. Также она рассказала, что остальные неналоговые сборы были разделены на группы, и по каждой из них будет проведен детальный анализ.

(0 голосов)

Ссылка на основную публикацию