Страхование пассажиров при поездках на общественном транспорте
С 1 января 2013 года здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы.
Это изменение вводится Федеральным законом от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Этот закон устанавливает минимальные размеры страховых выплат и порядок их получения.
На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира?
Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирского транспорта за исключением легкового такси:
- автобусы;
- троллейбусы;
- трамваи;
- маршрутные такси;
- железнодорожные поезда;
- самолеты;
- водный транспорт;
- метрополитен (для которого установлен особый порядок).
На легковое такси действие данного закона не распространяется. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Метрополитен не обязывают страховать ответственность перевозчика, но в случае возникновения какого-либо вреда для пассажиров ему также придется выплачивать полный размер компенсации из собственных средств.
Единственное, что нужно знать пассажирам: страховыми будут считаться только травмы, полученные в вагоне метро. В остальных случаях компенсацию можно получить только после доказательства вины метрополитена в произошедшем.
На рынке обязательного страхования пассажиров общественного транспорта будут работать 60 страховых компаний.
Страховой полис при проезде на общественном транспорте покупать не надо, так как он уже включен в стоимость билета.
За отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере 500 тыс. – 1 млн. руб., а должностные лица – 40–50 тыс. руб.
Или почитайте в ЭТОЙ статье о возмещении морального ущерба при ДТП.
На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта?
Для каждого вида транспорта установлены разные тарифы страхования на одного пассажира. На морском транспорте он самый высокий и составляет 22,48–45,25 руб., самый низкий тариф на пригородных поездах – 0,07–0,15 руб.
Страховая компания обязана заплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам в случае повреждений или смерти, если они произошли во время поездки на общественном транспорте. При этом суммы возмещения вреда действительно большие.
- за простой ушиб можно получить 200 рублей;
- за перелом ноги – 240 тысяч;
- за сотрясение мозга – 60 тысяч;
- за потерю беременности – 1 миллион.
Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона и выплачивается родственникам погибшего. Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами.
Кроме того, страховая компания обязана возместить вред, нанесенный имуществу пассажиров.
Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию?
Главным документом в случае аварии и получения травм является обычный пассажирский билет, и его желательно сохранять до самого конца поездки.
На билете имеется уникальный набор цифр, таким образом, по нему можно узнать всю информацию о транспортной организации.
В случае отсутствия билета страховая компания может привлечь в качестве подтверждающего свидетельства данные видеонаблюдения.
В любом случае она обязана заплатить, но только после проведения тщательной проверки факта аварии.
Или почитайте ЗДЕСЬ о последних изменениях в законе об ОСАГО.
А в этой статье вы прочтете о российской системе социального страхования: //insur/i-info/socialnoe-strakhovanie.html
Куда обращаться при получении травмы?
При ДТП пассажиры могут в первую очередь обращаться к водителю, который обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и дать информацию о страховой компании, которая оплачивает лечение.
За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, так как никаких ограничений по срокам нет.
Для получения выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и предоставить в нее медицинскую справку, в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений.
Пригодятся также документы о лечении и приобретении лекарств в связи с полученными повреждениями. Возможно, необходимо будет найти свидетелей аварии, которые подтвердят факт получения травм.
Пассажиру, обратившемуся в страховую компанию, придется пройти экспертизу, в результате которой устанавливается степень тяжести нанесенного вреда.
Отсутствие страховки у перевозчика не означает, что он не должен будет выплатить такую же сумму компенсации пострадавшим в ДТП. Страховка выплачивается пассажиру за счет собственных средств транспортной компании.
Если перевозчик отказывается платить, нужно обращаться в службу транспортного надзора. За отказ от выплаты страховой компенсации компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, может потерять лицензию на осуществление данной деятельности.
Видеосюжет о страховании пассажиров
Какая компенсация положена пассажиру междугороднего автобуса после ДТП?
Многие россияне предпочитают путешествовать междугородными автобусами, что достаточно актуально для отдаленных от столицы регионов, где практически нет электричек между крупными городами одного и того же региона.
При таких путешествиях всегда присутствует риск дорожно-транспортного происшествия, причем не всегда по вине водителя автобуса. Такая авария может обойтись без последствий для пассажиров, но может и привести к травмам и повреждению имущества. Куда обращаться в подобной ситуации за возмещением? А главное, сколько именно выплатят в конкретной ситуации?
Страховое возмещение в рамках автогражданки
Первое, что приходит на ум пострадавшим в дорожной аварии гражданам, – обратиться за возмещением по полису ОСАГО виновника происшествия. Либо, при отсутствии такой страховки, – в Российский Союз Автостраховщиков за компенсационной выплатой по случаю причинения вреда жизни или здоровью, полагающейся пострадавшим в рамках всё той же автогражданки.
Как известно, максимальная выплата по полису ОСАГО за вред жизни и здоровью составляет полмиллиона рублей.
К тому же сегодня законодательством не установлено максимальное количество пострадавших, имеющих право на выплату в рамках одного происшествия. Следовательно, в теории возмещение по автогражданке могут получить все пострадавшие пассажиры транспортных средств, независимо от их общего количества.
Вот только в законе «Об ОСАГО » есть небольшой нюанс, касающийся случаев причинения вреда здоровью и ущерба имуществу пассажиров транспортных средств, которых государство обязало оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Пассажиры перевозчика, ответственность которого застрахована в рамках ОСГОП или должна быть застрахована в рамках этой системы, не могут претендовать на страховое возмещение по автогражданке.
Этот факт на руку пассажирам, так как размер возмещения за вред жизни или здоровью по полисам ОСАГО и ОСГОП рассчитывается по одной и той же таблице выплат, но в последнем случае выше страховые суммы, следовательно, больше и итоговый размер денежной суммы, на которую выплатят пострадавшему или его законным представителям.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Выплата по полису страхования ответственности перевозчика
Итак, если говорить про междугородние автобусные перевозки, то ответственность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, должна быть застрахована в рамках ОСГОП. Нарушивший данное правило перевозчик будет возмещать ущерб пострадавшим за свой счет, но на основании норм, принятых при расчете размера выплаты по полису ОСГОП.
Максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни пассажира составляет два миллиона двадцать пять тысяч рублей, при причинении вреда здоровью – два миллиона рублей.
При повреждении имущества пассажир междугороднего автобуса может получить максимум двадцать три тысячи рублей. Весь сверхлимитный ущерб необходимо взыскивать либо с перевозчика, либо с виновника ДТП в зависимости от конкретной ситуации.
Для получения возмещения по полису ОСГОП пассажиру транспортной компании нужно обратиться с заявлением на выплату в страховую компанию, оформившую страховку. Сведения о страховщике перевозчик обязан размещать в салоне транспортного средства. Если же обстоятельства не позволили пострадавшему пассажиру ознакомиться с данной информацией на месте происшествия, то он может получить ее при обращении в транспортную компанию.
Важно понимать, что ответственность перевозчика перед пассажирами за вред жизни, здоровью или имуществу наступает в любом случае, даже если ДТП спровоцировал не водитель автобуса, а другой участник дорожного движения.
Для оформления страховой выплаты по полису ОСГОП пассажиру потребуются не только документ, удостоверяющий личность, и реквизиты для перечисления денег, но и проездной документ, а также медицинские справки со сведениями о полученных в результате происшествия травмах.
Медицинская помощь по полисам ОМС и ДМС
Возможность обращения за денежной выплатой по полису ОСГОП не влияет на право пассажира получить качественную медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Такой полис должен быть у всех граждан России, даже у неработающего населения.
Если же пострадавший самостоятельно или через работодателя застрахован по договору добровольного медицинского страхования (ДМС), то лечение можно провести, обратившись по этой страховке. Как правило, страховые компании направляют клиентов по полисам ДМС на лечение в платные клиники с лучшими условиями лечения и содержания больных, чем в государственных больницах.
Возможность обращения за медицинской помощью по полису ДМС обусловлена условиями страхования, которые могут предусматривать ограниченную ответственность страховой компании. Например, в полис добровольного медстрахования могут быть включены только риски «Обращение в поликлинику» и «Стоматологическая помощь».
Выплата по полису страхования от несчастного случая
В дополнение к страховому возмещению по полису ОСГОП пассажир междугороднего автобуса вправе получить выплату по страховке от несчастного случая, если такая у него имеется. Размер возмещения и условия его получения исключительно от условий и правил страховой защиты той компании, где купил полис пострадавший пассажир.
Соответственно, пассажир вправе получить деньги и по полису ОСГОП, и по полису страхования от НС.
Размер возмещения по страховке от несчастного случая зависит от условий договора и страховой суммы. Чем выше последняя, тем крупнее выплата. При этом страховые компании, как правило, указывают в договоре один из следующих вариантов возмещения:
- выплата в зависимости от количества дней нетрудоспособности;
- возмещение вреда здоровью по таблице выплат.
Сложно однозначно ответить на вопрос, какой из этих вариантов выгодней, так как все зависит от характера полученных пассажиром травм.
Мероприятия
Эксперты НССО приняли участие в семинаре «Страхование в зеркале СМИ»
Игорь Юргенс и Светлана Гусар приняли участие в Московском финансовом форуме – 2019
ДТП с маршруткой: как получить выплаты
В этом году на Южном Урале стало больше аварий с участием маршруток, троллейбусов, трамваев, автобусов. Только за 10 месяцев произошло 262 ДТП с транспортом общего пользования и автобусами – на 43 случая больше, чем за тот же период прошлого года. По данным отдела пропаганды БДД УГИБДД по Челябинской области, ранения в этих авариях получили 356 южноуральцев – на 41 больше, чем 2015 году. Правда, мало кто из горожан знает, что перевозчики уже два года страхуют свою ответственность перед пассажирами. А это значит, что выплаты положены не только в случае смерти, но и, к примеру, при ушибах, сотрясении мозга, потере зубов и порче имущества при неаккуратной езде водителя. Сайт 74.ru попросил ответить экспертов Национального союза страховщиков ответственности (НССО) на самые распространенные вопросы об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Надо ли пассажиру платить за страховку?
Пассажиру не нужно оплачивать ничего, кроме стоимости билета. Как сообщил начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий ННСО Александр Колесников, перевозчику страховка одного пассажира в автобусе, трамвае, троллейбусе или маршрутке обходится в сумму от 2 до 35 копеек. И перевозчик обязан застраховать свою ответственность – это требование вступило в силу с апреля 2013 года.
Федеральный закон о страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирских перевозок, за исключением легкового такси: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, железнодорожные поезда, самолеты, водный транспорт. Для метро предусмотрены отдельные правила.
С какого момента человек становится застрахованным пассажиром?
Человек становится застрахованным пассажиром не когда купил билет, а с момента возникновения контакта с транспортным средством.
– Представьте, вы зашли в салон, маршрутка тронулась, но вы еще не успели купить билет. Тем не менее вы уже пассажир, а значит, застрахованы, – рассказал Александр Колесников. Человек является пассажиром до того момента, пока контакт не будет прерван. У нас был случай, когда девушка выходила из троллейбуса, держалась за поручни и ее ударило током, – отметил Колесников.
Нет билета – нет выплаты?
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от №67-ФЗ не требует от пассажира обязательного приобретения проездного билета для получения выплаты.
– Но билет может понадобиться, чтобы получить справку от перевозчика о том, что пассажир пострадал при проезде, – объяснил Александр Колесников.
Страховой случай только ДТП?
Страховым случаем является любое происшествие на транспорте, за исключением умысла. Многие считают, что основанием для страховой выплаты может стать только ДТП. Это не так, отмечают в НССО.
– К примеру, человек ехал в транспорте и из-за резкого торможения упал, пострадал сам или его имущество. Это тоже страховой случай, – говорит Александр Колесников.
Страховщик освобождается от оплаты возмещения, если страховой случай наступил в результате ядерного взрыва, радиоактивного заражения, военных действий, гражданской войны, народных волнений. Помимо этого страховщик не платит в случае, если вред, причиненный имуществу, меньше установленной договором суммы или равен ей.
Как узнать, кто страховщик конкретного маршрута? Что делать, если перевозчик не купил страховку?
Информация о страховщике, как правило, размещена прямо в салоне общественного транспорта. Если этой информации нет, то по госномеру транспортного средства эту информацию можно получить на сайте НССО. Как объяснил Александр Колесников, не нужно пугаться, если у компании, застраховавшей перевозчика, отозвана лицензия – в таком случае за компенсационную выплату отвечает НССО. Незаконно, но может статься, что перевозчик не застраховал свою ответственность. Тогда ущерб он будет возмещать самостоятельно. Александр Колесников рекомендует сразу, как только обнаружен сей факт, обращаться в суд с ходатайством об обеспечении иска. Суд наложит арест на имущество, и перевозчик не сможет избавиться от имущества.
Могут ли выплаты по ОСГОП суммироваться с другими выплатами?
Не всем известно, что выплата по обязательному страхованию перевозчиков суммируется с другими выплатами. Например, едет автобус с пассажирами и на него падает кран. Пострадавшие в этом случае получат выплаты по двум законам – по ФЗ-67 (страхование ответственности перевозчика) и по 225-ФЗ (обязательное страхование ответственности владельцев особо опасных объектов).
Раньше при ущербе здоровью пострадавшим компенсировали фактические расходы. Сейчас, как сообщил начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов, выплаты фиксированные до 2 млн рублей. Они определены постановлением правительства и прописаны в таблице. «После предоставления в страховую компанию всех документов, у страховщика есть 30 дней на выплату», – добавил он.
ДТП с автобусом
Дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта происходят, к сожалению, довольно часто. Ведь и автобусы, и троллейбусы, и маршрутное такси являются такими же участниками дорожного движения, как и остальной транспорт.
Так как перечисленный вид транспорта предназначен для перевозки людей, то пострадать в момент аварии могут сразу большое количество пассажиров. То есть, результаты ДТП с участием пассажирского транспорта тяжелее, из-за большого числа пассажиров.
Автобусы – более прочные, чем автомобили, поэтому они получают меньше повреждений, чего не скажешь о количестве потерпевших.
В столкновении легкового автомобиля и автобуса большее повреждение получает легковушка, ее водитель и пассажиры.
Оформление ДТП с участием автобуса
Большинство водителей знакомы с процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия, участниками которого стали автомобили. Следует заметить, что такая же процедура применяется и при оформлении аварии с участием автобуса. При этом не имеет значения тот факт, кто именно стал виновником происшествия.
Скорая помощь вызывается на место происшествия обязательно, тем более, если есть несколько потерпевших. Точно также вызываются и спасатели, ведь иногда от их профессиональных действий зависят жизни людей.
Не стоит забывать и о первой медицинской помощи, которую могут оказать водители, пассажиры ТС или свидетели данного происшествия.
Сотрудники ГИБДД, отвечающие за сохранность картины происшествия, не могут препятствовать оказанию помощи пострадавшим (даже если это изменит первоначальную картину ДТП).
Итак, как вы поняли из предыдущего материала – самое главное после ДТП оказать помощь потерпевшим. На следующем этапе следует перейти к оформлению ДТП, выяснению обстоятельств происшедшего, составлению протокола.
Не всегда показаний водителя ТС бывает достаточно для получения ясной картины происшедшего. Поэтому часто сотрудники ГИБДД прибегают к опросу пассажиров автобуса.
Пассажиры автобуса или другого пассажирского ТС, попавшие в аварию, должны ознакомиться с протоколом аварии. Особое внимание следует обратить на то, о каком размере ущерба, причиненного им, идет речь в документе.
Сведения об ущербе, внесенные в протокол, понадобятся для того, чтобы получить компенсацию за нанесение морального, физического или материального вреда. От того, какими тяжелыми будут последствия аварии зависит, какой вид ответственности понесет виновник ДТП.
В том случае, когда в результате ДТП здоровью пассажиров был нанесен вред легкой или средней степени тяжести, виновник аварии привлекается к административной ответственности.
Уголовное наказание грозит виновнику аварии, если здоровью пассажиров был нанесен тяжелый вред или кто-то погиб.
Процедура оформления отчетного ДТП.
В процессе оформления происшествия на дороге сотрудниками ГИБДД необходимо выполнить некоторые обязательные условия.
Шаг первый. Составление схемы аварии.
По прибытии сотрудников ГИБДД составляется схема дорожно-транспортного происшествия. Она должна быть лаконичной и понятной.
Если вы, являясь участником аварии, не согласны с некоторыми моментами, изображенными на схеме, требуйте от инспектора внести коррективы. Это требование абсолютно законно.
Но ваше предложение внести изменения или поправки в схему должны быть обоснованными. Тем более что в дальнейшем данный документ станет одним из документов, необходимых в расследовании аварии. Когда все лица, участвующие в составлении документа, пришли к единому мнению, схему можно подписать.
Иногда инспектор ГИБДД не прислушивается к мнению участников происшествия. В том случае, если вам отказали во внесении корректив в схему аварии, обжалуйте это действие сотрудника ГИБДД.
Шаг второй. Освобождение дороги для движения транспорта.
До прибытия сотрудников ГИБДД или полиции, и оформления всех документов по ДТП, перемещать ТС с места аварии запрещено.
В том случае, когда после аварии ваш автомобиль не может передвигаться самостоятельно, придется воспользоваться эвакуатором.
Шаг третий. Составление объяснительной.
Объяснительная записка должна быть четкой, понятной и обдуманной. Будьте очень внимательны и правильно изложите моменты и факты происшествия.
Описания событий не должны быть размытыми и слишком объемными. Не стоит уделять внимание изложению малозначимой информации. Так вы только распылите внимание следователей, которые будут заниматься расследованием ДТП.
Уже на стадии ознакомления с вашей объяснительной запиской, сотрудники правоохранительных органов смогут сделать выводы не только по самой ситуации, но и по вашей компетентности, как водителя ТС.
Шаг четвертый. Осмотр ТС с целью зафиксировать полученные повреждения.
Представители ГИБДД должны осмотреть транспортные средства, ставшие участниками аварии, постараться обнаружить и зафиксировать все повреждения.
Ваша задача – ознакомиться с записями инспектора и проверить всю информацию. В документе должны быть отражены не только серьезные видимые повреждения, но и скрытые дефекты.
Этот момент в оформлении происшествия важен как для виновного в аварии, так и для пострадавшего. От точности записей зависит размер выплат на восстановление поврежденного транспортного средства.
Шаг пятый. Оформление протокола ДТП.
На следующем этапе происходит оформление протокола аварии. В этом документе описывается административное правонарушение.
Те документы, о которых упоминалось выше (справка, объяснительные, документ о повреждения) являются дополнением к протоколу.
До того момента, как инспектор ГИБДД начнет оформлять протокол, он должен определить виновника аварии. Это делается после изучения обстоятельств ДТП, в соответствии с правилами дорожного движения и КоАП РФ.
Протокол выписывается на имя виновника аварии, который нарушил соответствующие ПДД (указывается пункт правил).
Какое наказание за оставление места ДТП?
Попал в ДТП, я виновник, что делать, читайте тут.
Выводы сотрудника по поводу виновности одного из участников ДТП должны быть обоснованными.
Обычно протокол хотят получить оба участника происшествия. Хотя инспектор должен вручить документ виновнику аварии, а второй водитель получает свой экземпляр по желанию.
Для водителя увидеть не свою фамилию в протоколе – большое облегчение.
Если в документе вписаны именно ваши данные, но вы с этим не согласны, следует предпринять такие действия:
- Не подписывать документ. Тот факт, что вы не согласны с записями протокола, должны подтвердить два свидетеля;
- Есть еще один способ выразить свое несогласие с выводами инспектора. Подпишите протокол, но обязательно составьте специальное дополнение (на обратной стороне документа или отдельном чистом листе). Сделайте пометку «С приложением» и изложите свою точку зрения по поводу выводов сотрудника ГИБДД. Представьте обоснованные доводы вашей невиновности в случившемся. Кроме этого, обжалуйте действия сотрудника правоохранительных органов. Вы можете обратиться к вышестоящему начальству или в суд.
Шаг шестой. Вручение виновнику постановления о мере пресечения.
Как только протокол будет оформлен и подписан, сотрудник ГИБДД должен выписать постановление. В соответствии с КоАП РФ виновнику будет указана соответствующая случаю мера пресечения.
В том случае, когда правонарушение не тяжелое, водителю, нарушившему ПДД и создавшему аварийную ситуацию, будет выписан штраф. Обычно водитель лично заполняет квитанцию и оплачивает ее в банке.
Таким образом, решение о наложении штрафа принимает сотрудник ГИБДД. Если нарушение более серьезное, и по закону за него предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав, административный арест или арест ТС – решение будет принимать судья.
Не всегда у сотрудника ГИБДД, в силу различных факторов, выходит определить виновника аварии. В этом случае каждый участник получает свою копию протокола, а само дело идет на дорасследование.
Вы должны обязательно присутствовать при рассмотрении дела. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы вам сообщили о месте и времени встречи по рассмотрению обстоятельств и определении виновных в ДТП.
Кто отвечает за ДТП, водитель или работодатель
Попасть в аварию можно в тот момент, когда водитель находится на службе, и управляет авто, принадлежащим организации, где он трудится. Закономерно появляется вопрос об ответственности за возмещение ущерба пострадавшим.
В соответствии з законом, в то время, когда водитель находится за рулем служебного автомобиля, он является материально-ответственным лицом (ст. 243 Трудового кодекса РФ).
Но если обязать его полностью погасить ущерб (так как он является виновником), то он просто физически не сможет этого сделать.
В большинстве случаев решать вопрос о лице, ответственном за происшествие и имеющем обязанность компенсировать ущерб потерпевшему, должен районный суд.
Часто водитель, который попал в ДТП по своей вине, и причинивший ущерб другим гражданам, получает наказание в виде ежемесячной оплаты своего труда. Эта сумма идет на погашение штрафа за создание аварийной ситуации во время управления служебным автомобилем.
Когда работодатель принимает человека на работу водителем, он должен заключить с ним договор, в котором говорится о несении материальной ответственности за автомобиль, который он использует в служебных целях.
Так как сумма штрафа не может покрыть все расходы пострадавшего, часть суммы будет возмещать работодатель или страховая компания, подписавшая договор ОСАГО (в документе указывается фамилия водителя).
Особую опасность на дорогах в наши дни представляют водители маршрутных такси. Имея полностью загруженный пассажирами салон, они еще умудряются обгонять другой транспорт, превышать скорость, прочее. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последнее время количество ДТП с участием маршруток заметно увеличилось.
Чтобы избежать таких аварий, прежде всего, всем участникам движения следует выполнять ПДД. Водители другого транспорта, заметив вблизи маршрутку, должны быть очень внимательны, чтобы избежать каких-либо чрезвычайных ситуаций. Обычно аварии с этим видом транспорта приводят к большому количеству пострадавших.
Страховые выплаты пассажирам при ДТП
Если вы приобретаете билет на автобус, вы автоматически страхуете свое здоровье и багаж.
Транспортное средство, занимающееся перевозкой пассажиров, должно быть обеспечено полисом ОСГОП (полис страхования гражданской ответственности перевозчика).
В случае аварии выгоду от данного полиса имеет пассажир автобуса, пострадавший в ДТП. Если в момент происшествия, пассажир находился внутри салона, он имеет право обратиться к страховщикам, чтобы они возместили причиненный здоровью или имуществу ущерб.
В данном случае, не имеет никакого значения, водитель какого транспортного средства стал виновником произошедшего. Пассажир все равно получит свою компенсацию.
Если вы попали в такую ситуацию – обратитесь в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба и документами, подтверждающими тот факт, что вы пострадали в данной аварии.
В качестве доказательства может выступать заключение медиков о том, что в результате аварии был нанесен ущерб здоровью. Также можно передать страховщикам свидетельские показания или другие документы, которые оформлялись при ДТП.
Возмещение ущерба в виде выплаты денежных средств
Заявление о возмещении ущерба вы можете передать как в свою страховую компанию, так и страховщику виновника происшествия. Также возможно получить денежную компенсацию непосредственно с виновника аварии.
Первый вариант получения компенсации характерен для того случая, когда вы имеете страховой полис КАСКО или ДСАГО (заключается на случай попадания в ДТП).
Второй случай характерен для той ситуации, когда у участников аварии есть полисы ОСАГО. Третий вариант срабатывает в том случае, когда водитель вообще не имеет страховки.
Иногда виновники аварии, имея полис ОСАГО, погашают часть выплаты потерпевшим. Это происходит в том случае, когда страховая компания решит воспользоваться своим правом на регресс по ОСАГО.
Страховщик имеет право потребовать от страхователя погасить часть их расходов, если именно данный страхователь стал виновником аварии.
В данном случае необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для определения виновного в ДТП. Кроме этого вызывается независимый эксперт, для проведения некоторых исследований и установления размера ущерба.
Далее отправляйтесь в страховую компанию водителя, виновного в аварии. Передайте им свое заявление, извещение о ДТП и результаты независимой экспертизы.
Страховщик обязан рассмотреть ваше заявление и принять решение. Если все документы в норме и у страховой организации нет никаких сомнений в необходимости возмещения вам ущерба, вы получите положенную компенсацию в течение 30 дней.
Если же у страховщика возникнут какие-то сомнения, то вопрос будет решаться в суде.
Компенсация владельцам автомобиля и автобуса при ДТП
Как именно будет выплачиваться компенсация за нанесенный в аварии ущерб, зависит от некоторых нюансов:
- кто признан виновником аварии;
- какие договоры страхования подписаны водителями ТС.
Все выплаты осуществляются согласно нормам российского законодательства. Если виновник аварии имел страховой полис, то его страховая компания возмещает ущерб пострадавшим.
Размер компенсации определяется независимыми экспертами.
Иногда водители имеют страховой полис КАСКО. Дорожно-транспортное происшествие также является страховым случаем при данной страховке.
Имея страховой полис КАСКО, виновник аварии может надеяться на материальную помощь в восстановлении и своего ТС.
В случае с ОСАГО это правило не действует. То есть, свою машину виновник будет ремонтировать из собственного кармана.
Как застрахован пассажир автобуса. Федеральный закон № 67-ФЗ
Автомобильный транспорт, как и любая другая разновидность транспорта, является «источником повышенной опасности». Следовательно, и перевозка пассажиров является «деятельностью с повышенной опасностью». Эти определения закреплены в действующих законодательных актах Российской Федерации, в частности в Гражданском кодексе РФ, других законах и подзаконных актах.
Не обязательно быть юристом, чтобы понимать, что любое использование транспорта сопряжено с риском попасть в ДТП, в том числе, и с летальным исходом. Естественно, собираясь доехать до работы, отправляясь в экскурсионную поездку или заказывая автобус для выезда на пикник, человек не склонен думать о плохом. Но знать о своих правах, хотя бы примерно понимать алгоритм действий в случае возникновения нестандартной ситуации, необходимо.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована, ЗАПРЕЩЕНА.
Этот Закон не относится к перевозкам легковыми такси. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Также права пассажиров всех транспортных средств защищены Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).
Итак… поехали
При приобретении билета в кассе или заключении договора-заказа на перевозку, вы автоматически подпадаете под действие этих законов, то есть становитесь застрахованным лицом. ОСАГО и ОСГОП наступают, когда у перевозчика возникают имущественные обязательства в связи с причинением вреда пассажиру. Необходимыми условиями для возникновения таких имущественных обязательств у перевозчика являются: вина перевозчика, противоправные действия перевозчика, причинно-следственная связь между противоправными действиями перевозчика и вредом, возникшим у пассажира.
Действия и претензии пассажира, пострадавшего в момент перевозки, должны быть обращены к перевозчику.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, ответчиком будет выступать перевозчик.
В случае, если перевозчик не компенсирует причиненный вред, вы вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда.
Точность формулировок, или «Кто есть кто?»
При наступлении страхового случая вам или вашим представителям необходимо представлять «кто есть кто» в сложившихся обстоятельствах. Для чего Закон дает следующие определения:
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок);
Перевозка – услуга, предоставляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по перевозке пассажиров по регулярным или заказным маршрутам. Период перевозки считается с момента посадки пассажира в транспортное средство до момента, когда пассажир его покинул;
Имущество пассажира – багаж и перевозимая пассажиром с собой (в том числе ребенком или детьми, которые следуют вместе с пассажиром) ручная кладь, за причинение вреда которым при перевозке отвечает перевозчик;
Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред. Дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами;
Страховой случай – возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования (поездки). С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям;
Страховщик – страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков для осуществления обязательного страхования;
Страхователь – перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования;
Выгодоприобретатель – потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения – граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.
Действия перевозчика
Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о Страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в интернете.
Согласно Закону, при наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего:
- О правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также о порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;
- О страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в интернете, режим работы);
- О договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).
Действия потерпевшего или/и выгодоприобретателя
Потерпевший и выгодоприобретатель – одно лицо, кроме случая смерти потерпевшего. В этом случае выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение (но не более 25 тыс. руб.) признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения – граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кто это – см. выше, в определении термина «выгодоприобретатель»).
Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, которые должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.
Для этого потерпевшему/выгодоприобретателю, по возможности, необходимо записать номер транспортного средства, ФИО водителя, потребовать у сотрудников ГИБДД копию протокола осмотра места ДТП (схему), справку о ДТП, в которой обязательно должно быть указано, что вы получили травмы. Если вам вызывали скорую, то нужно взять в больнице акт медицинского освидетельствования. Если вы поняли, что травмированы, уже позднее, необходимо пойти в больницу и составить там такой акт, подробно описав обстоятельства получения травмы.
Действия страховщика
Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены.
Перечень документов
Для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования выгодоприобретатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности, представляет страховщику следующие документы:
1. Письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:
- фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;
- характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
- дата, время и место наступления события;
- вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.);
- наименование перевозчика;
- реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;
2. Документ, удостоверяющий личность Выгодоприобретателя; 3. Документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем Выгодоприобретателя; документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, оформленный в порядке, определенном правилами перевозки пассажиров и багажа, соответствующим видом транспорта, подтверждающий причинение вреда пассажиру, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого потерпевшего и содержит следующую информацию:
- дата, время, место составления;
- вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (государственный регистрационный номер, заводской номер и др.);
- полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- фамилия, имя, отчество потерпевшего;
- место произошедшего события;
- описание произошедшего события и его обстоятельств;
- характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;
- информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;
- подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;
4. В случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом “г” настоящего пункта, представляется справка о дорожно-транспортном происшествии, составленная представителем органа внутренних дел при наличии пострадавших, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью, составленная с учетом информации, отраженной в карте вызова скорой медицинской помощи.
Важно отметить, что в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, то выгодоприобретатель вправе подать заявление и все необходимые документы любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему установленным требованиям (он должен иметь действующую лицензию на осуществление обязательного страхования и быть членом единого общероссийского профессионального объединения страховщиков для осуществления обязательного страхования). При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования.
На какую сумму может быть возмещен вред
Средние размеры выплат, осуществляемых компаниями, работающими в сфере обязательного страхования, таковы:
В случае утраты груза или пассажирского багажа владельцу возвращается стоимость утерянного имущества (но не более 23 тыс. руб.).
- за простой ушиб – 200 руб.;
- за перелом ноги – 240 тыс. руб.;
- за сотрясение мозга – 60 тыс. руб.;
- за потерю беременности – 1 млн руб.
Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона рублей (они выплачиваются родственникам погибшего). Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I-й группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами. [1]
При повреждении груза или багажа компенсируется стоимость затрат на его ремонт. Иногда клиенту возвращают сумму, на которую имущество обесценилось после повреждения.
Конечно, мало кто станет без необходимости изучать перечисленные выше законы. Но, планируя поездку, мы должны знать, что если, не дай бог, попадем в дорожно-транспортное происшествие, то будем законодательно защищены. И для этого нам самим или нашим представителям при наступлении страхового случая предстоит действовать по алгоритму, кратко описанному в статье.
Попал в аварию в маршрутке
Перемещаясь по дороге на маршрутном такси, нужно быть готовым к тому, что это транспортное средство частенько попадает в ДТП, как и любой другой участник движения, хотя думать об этом совершено не хочется. Однако статистика происшествий с участием маршруток ясно показывает, насколько это, мягко говоря, небезопасный вид общественного транспорта.
- троллейбусы – 5 процентов;
- трамваи – свыше 2 процентов;
- вертолеты – 0,6 процента;
- железнодорожный транспорт – 0,3 процента.
Чаще всего ДТП происходит из-за столкновения двух видов транспортных средств, при этом 7 процентов несчастных случаев на дороге связаны с резким торможением. По 5 процентов распределяют между собой получение травм во время посадки в машину или высадке из нее, столкновения машины с каким-либо препятствием, а также при опрокидывании автотехники.
В общем, вопросов возникает много, если попал в ДТП в маршрутке: как узнать страховую маршрутки, какие выплаты причитаются потерпевшему и причитаются ли вообще, что необходимо делать в первую очередь при возникновении описываемой ситуации.
Попал в ДТП в маршрутке: что делать
Тут можно предложить несколько вариантов развития событий:
- В первом случае стоит представить, что вы пострадали и получили незначительные повреждения. По приезду сотрудников ГИБДД обязательно следует проследить, чтобы ваши данные фигурировали в составляемом протоколе. Желательно сразу же узнать у водителя по поводу того, застрахована его машина или нет. В случае отказа водителя предоставить подобную информацию, нужно постараться узнать это через автоинспектора. Имеется договор – отлично! Далее необходимо взять в органах Госавтоинспекции копию протокола, плюс справку из медицинского учреждения, в котором были засвидетельствованы следы от попадания в аварию – и вперед, в страховую компанию. Там надо написать заявление по установленной форме, передать всю собранную документацию. Исходя из степени тяжести полученных травм, вам начислят определенную сумма для выплаты компенсации.
- При втором варианте надо делать то же самое, но учитывать, что маршрутка не застрахована. В этом случае нельзя терять времени, нужно подавать исковое заявление в суд на виновника аварии с требованием наложить взыскание на его имущество. При разбирательстве дела суд должен вынести решение арестовать имущество (маршрутку). Есть возможность потребовать деньги с водителя, но, скорее всего, он откажется. По закону об административных правонарушениях отсутствие страхового договора грозит штрафными санкциями в размере 40-50 тысяч рублей для должностных лиц и 500 тысяч-1 миллион рублей для лиц юридических.
- Бывает так, что пассажир пострадал, однако при этом аварии не было. Такое случается сплошь и рядом, например, когда водитель маршрутки резко затормозил, а пассажир упал с сиденья и ударился головой о поручень. Попробуйте для начала убедить водителя выдать справку о происшествии и вызвать ГИБДД. Вероятнее всего это не возымеет никакого действия. Тогда переписывайте номер маршрутки на бумагу или фотографируйте его камерой мобильного телефона. Кроме того, необходимо отыскать свидетелей-попутчиков, готовых подтвердить ваши показания в нужных инстанциях. Затем стоит посетить травмпункт, после чего составить заявление в ГИБДД, в тексте которого указать подробности путешествия и отказ водителя помочь вам. В этом случае сотрудники дорожной полиции будут сами разбираться с виновником, а тот, в свою очередь решит не усугублять свое положение и согласиться на предлагаемые условия. Взамен нарушитель попросит забрать заявление у гаишников.
Короче говоря, попал в ДТП в маршрутке, и если маршрутка застрахована, то можно договориться с водителем насчет выдачи справки с записью о попадании в аварию. Тогда с этим документом и со справкой из больницы можно ехать к страховщикам. Когда же маршрутка не застрахована, лучше всего сразу перепоручить дело ГИБДД, написать заявление в суд о взыскании денежных средств с обидчика, поскольку добровольно их отдать он вряд ли согласится.
Попал в ДТП в маршрутке: какие выплаты полагаются
Правда, на деле за ней обращаются немногие, невзирая на вступление в силу с 2013 года особого постановления «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Согласно нему каждый перевозчик обязан возместить потерпевшему (его родственникам) ущерб по потере имущества, здоровья, а хуже того, жизни.
Ответственность водителя за своего пассажира наступает с того момента, когда он оказывается в салоне автомобиля. Страховой случай при ДТП – это не только повреждения в результате аварии, но и ушибы, царапины, порезы по причине неаккуратной манеры вождения водителя.
Размер выплат из-за транспортных аварий закреплен в законе. Если в результате несчастного случая на дороге имеет место гибель человека, то его родственникам полагается выплата примерно около двух миллионов рублей.
Об ответственности за наезд на пешехода узнайте тут.
За имущественный ущерб назначается компенсация – 23 тысячи. При получении тяжелых травм потерпевшему выплачивается в течение трех дней эдакий «аванс» — сто тысяч рублей на проведение лечения.
Так что если попал в аварию в маршрутке, то каждый вид повреждения подразумевает отдельный лимит по выплате. Так перелом руки оплачивается по одной сумме, а попадание реанимацию оценивается на порядок выше.
Когда вся положенная для этих случаев документация отправляется в страховую компанию, то на выплаты отводится определенный срок – ровно месяц или тридцать дней. За это время должна быть выплачена страховка или прийти отказ с обоснованием. В страховке отказывают, если авария случилась по вине самого пострадавшего, во-вторых, когда размер ущерба имущества меньше или равен сумме, отображенной в договоре страхования. И, наконец, отказ может быть мотивирован тем, что пассажир предоставил не все бумаги.
Об ответственности за наезд на пешехода читайте тут.
Для возмещения ущерба необходимо иметь следующие документы:
- заявление в страховую;
- справку о происшествии из автоинспекции или справку от самого перевозчика;
- медицинскую справку с перечислением повреждений.
В случае, если потерпевший не в состоянии лично обратиться в страховую компанию, то компенсацию получает его представитель по доверенности. Компенсацию за погибшего пассажира выплачивают его ближайшим родственникам (в этом случае взамен медсправки прилагается свидетельство о смерти и документы о родстве).
Попал в ДТП в маршрутке: как узнать страховую маршрутки
Итак, как узнать страховую маршрутки? Искомые сведения обычно помещаются на специальных информационных стендах в местах продажи билетов. Иногда соответствующий текст печатается на самом билете. В крайнем случае, все это должно быть размещено на сайте перевозчика. Некоторые из водителей вывешивают информационные листовки в салоне маршрутки. В содержании присутствует упоминание о законе по страхованию, наименование страховщика и контактные данные.